• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Теория и история культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Blended
Преподаватели: Плотников Константин Иванович
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения данного курса являются: сформировать у студентов общие представления о предмете, задачах, методологии культурологических исследований, а также месте истории культуры в общей системе гуманитарных наук; развить навыки работы с эмпирическим материалом историко-культурного характера, овладеть приемами изучения культур разных исторических эпох и социумов; выработать методику культурологических исследований, сформировать у студентов представления о потенциальных возможностях различных подходов к изучению культуры; составить общее представление о влиянии уровня развития художественной культуры на рынок искусства. В результате освоения учебной дисциплины студенты должны знать основные подходы к изучению культуры философов, социологов, историков, этнологов, лингвистов и культурологов; Освоить методологию междисциплинарного изучения истории культуры и уметь применить ее самостоятельно в научно-исследовательской работе; иметь навыки использования сравнительно-исторического метода, историко-антропологических подходов при работе с источниками по истории художественной культуры; уметь использовать данные историко-культурного характера при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по направлению магистерской программы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов общие представления о предмете, задачах, методологии и основных концепциях культурологических исследований, а также месте истории культуры в общей системе гуманитарных наук
  • систематизация теоретических знаний о закономерностях историко-культурного процесса, генезисе, структуре и функциях культуры; развитие навыков работы с эмпирическим материалом историко-культурного характера
  • овладение приемами изучения культур разных исторических эпох и социумов и методикой культурологических исследований
  • формирование у обучающихся представлений о возможностях различных подходов к изучению культуры
  • освоение первоначальных представлений о философии и теории культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные подходы к изучению культуры философов, социологов, историков, этно-логов, лингвистов и культурологов
  • знать содержание и значение культурологических терминов
  • уметь использовать данные историко-культурного характера при решении само-стоятельно поставленных задач в исследованиях по направлению магистерской программы
  • владеть методологией междисциплинарного изучения истории культуры и уметь применить ее самостоятельно в научно-исследовательской̆ работе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Культура как предмет изучения.
    Значение понятия «культура» в исторической перспективе и в современности. Понима-ние культуры в античности, средневековье, в эпоху Возрождения, эпоху Просвещения. Антропологическое и философское наполнения понятия культуры. «Культура» и «циви-лизация»: этимология, семантика. Культура и общество. Социальный характер культуры. Становление и развитие науки о культуре. Место культурологии среди гуманитарных наук. Социологический, психологический, этнологический и другие аспекты культуроло-гии. Теория и история как две составляющие единого целого науки о культуре. Многооб-разие современных определений культуры. Зарождение и становление культурологии в русской и мировой науке. Основные проблемы современной культурологии: множе-ственность подходов, отсутствие синтеза, типология и периодизация, целостность миро-вой культуры, цивилизация как культура, поиск методологии и др.
  • Особенности античной культуры (Древняя Греция, Древний Рим).
    Культура Древней Греции. Греческая идентичность. Возникновение полиса. Тирания и демократия. Космологичность и антропоцентризм греческой культуры. Человек — мера всех вещей. Победа тотально антропологии в древнегреческой мифологии. Утверждение идеала красоты. Греческий политеизм и идеи жизни, смерти, тела и души. Космополи-тизм эллинистической культуры. Древнеримская культура. Влияние древнегреческой фи-лософии, религии, искусства и литературы на культуру Древнего Рима. Культ предков и его место в формировании римской идентичности. Государственное самосознание и ощущение исключительности и значительности римского гражданина. Понятие римского права и его роль в сложении восприятия человека в культуре Древнего Рима. Pax Romana. Кризис античной культуры и поиски нового духовного стержня. Обращение к нетелес-ной, нематериальной стороне жизни и поиск нового религиозного опыта. Христианство и неоплатонизм. Основание Константинополя и снятие запрета на исповедание христиан-ства. Возникновение христианской Церкви. «Великое переселение народов» и формиро-вание нового мировоззрения.
  • Культура западноевропейского и восточнохристианского Средневековья.
    Специфика христианской культуры и ее отличие от культуры Древнего мира. Проблема человека в христианском мировоззрении (выделение человека из Космоса, природы, ро-довой общины и соотнесение с Абсолютом-Богом посредством души). «Весна средневе-ковья» в культуре: антропоцентризм, формирование новой системы ценностей, поиск пу-тей личного нравственного совершенствования, формирование образа идеального князя, рыцаря, монаха, купца, крестьянина. Освоение новых жанров в литературе и искусстве. Динамичное развитие культуры в переходный период. Расцвет средневековой культуры, завершение формирования христианской концепции человека, доминирование антропо-центрических характеристик культуры. Открытость культурной системы. Кризис средне-вековой культуры. Переход от динамики к статике в европейской культуре («Осень сред-невековья», по определению Й.Хейзинги). Избыточность форм, отцветшая символика. Христианская культура Византии. Византия – прямая наследница античной традиции. Различие между восточной и западной церковью. Великая схизма. Проблема иконопочи-тания.
  • Культура эпохи Возрождения и Реформации.
    Итальянское Возрождение. Историческое значение эпохи Возрождения в развитии куль-туры европейских стран. Самосознание людей Возрождения, концепция гуманизма, как важнейший культурно-исторический феномен, определивший специфику Возрождения в Италии. Влияние гуманизма на культуру других европейских стран. Новое решение про-блемы человека, рационалистическая оценка «естества» как сущности человеческой при-роды, оправдание «плоти», новая гармония внешнего и внутреннего в человеке. Смена культурной парадигмы, кризис гуманизма и крушение антропоцентризма. Новое понима-ние мира в его трагических противоречиях и конфликтном несовершенстве.
Северное Возрождение: Возрождение в странах к Северу от Альп: Германии, Нидерландах, Фран-ции, Швейцарии, Англии. Концепция и особенности «Северного Возрождения» и содер-жание термина «Арс Нова». Антропоцентризм, пантеизм и новая религиозность. Сочета-ние позднесредневековых мировоззренческих концепций и ренессансного мировосприя-тия. Реформация и ее последствия для культуры Европы. Формирование новой концепции человека.
  • Европейская культура Нового времени.
    Завершение формирования концепции человека, в природе которого преобладает разум. Рационализм, как главная доминанта в европейской и русской культуре. Идеи просвеще-ния и «просвещённый абсолютизм». Теория естественного права. Абсолютизация значи-мости воспитания в формировании нового человека. Трансформация круга чтения. Цен-зура и «вольные типографии». Конфликт разума и чувств как основная тема культуры. Развитие науки и сложение научной картины мира. Отказ от доминировавшего ранее символически-иерархического мировоззрения, жесткая детерминация всех явлений и процессов в мире естественными причинами. Понятие «стиль жизни» и «человек вкуса» на примере истории повседневности. Народная культура в Новое время.
  • Кризисы культуры и ситуация XX века. Культура постмодерна.
    Модерн и постмодерн. Массовая и элитарная культуры. Процессы универсализации куль-туры. Глобальное информационное общество. СМИ как культура трансляции социально-го опыта. Глобализационные процессы в свете новых подходов к анализу культуры. Куль-турно-исторические перспективы России в условиях глобализации. Культурная само-идентификация человека в условиях глобализации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашняя работа выполняется в виде доклада с презентацией.
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Культурология : учеб. пособие для вузов, Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т., 2010
  • Культурология : Хрестоматия для вузов, Кравченко А. И., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Поминки по Просвещению : Политика и культура на закате современности, Грей Дж., Каменской Г. В., 2003