• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Взаимодействие бизнеса и государства: теория и практика

Статус: Курс по выбору (Интегрированные коммуникации)
Направление: 42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Интегрированные коммуникации
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс опосредует знания о правовых и организационных механизмах взаимодействия бизнеса и власти, закономерностях и тенденциях развития отношений между государством, институтами гражданского общества и бизнес-сообщества
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - научить студентов существующим моделям взаимодействия бизнеса и власти в контексте процедуры принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, а также видов решений и специфику участия бизнеса в их обсуждении, экспертизе и согласовании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Классифицирует GR по субъектам, объектам и методам
  • Реализует публично-правовые нормы и этические кодексы, принятые в России, США и ЕС
  • Обеспечивает прозрачность и транспарентность публично-правовой практики
  • Продвигает деловые и иные интересы России за рубежом в контексте понятийного аппарата и вызовов зарубежного PR
  • Продвигает интересы организации в муниципальных и государственных органах
  • Реализует GR-работу в органах исполнительной и законодательной власти в РФ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Определения GR. Субъекты, объекты и методы GR: классификация, особенности
    Введение в предмет. Определения GR. Общее и различия в определениях и трактовках GR. Субъекты и объекты GR: классификация, особенности. Группы субъектов GR – российский и зарубежный бизнес, отраслевые ассоциации, компании государственного сектора, общественные организации и др. Ассоциации бизнеса как эффективные лоббисты. GR, PR и лоббизм: соотношение, противоречия. GR и лоббизм: тождественные понятия или разные виды деятельности? Различия в определениях GR и лоббизма – отражение реальной ситуации или спор теоретиков с практиками? Непопулярность термина «лоббизм» в России. GR в России в контексте интегрированных коммуникаций: отдельный вид деятельности или часть PR? Основные цели GR-работы. Стратегии и инструментарий взаимодействия бизнеса и государства. Существуют ли «технологии» GR или GR – это только записная книжка и отношения? Основные механизмы и технологии GR: социально-коммуникативные технологии; политический менеджмент и политический процесс; транспарентное управление системой отношений со стейкхолдерами; мобилизация коалиций в поддержку проекта; GR, право, регуляторные вопросы; место представителей интересов в процессе принятия решений; информационные технологий в коммуникационных стратегиях. Лоббистская кампания: этапы, средства, методы. Важность правильного определения цели, стратегии и тактики GR-кампании.
  • 2. «Правила игры» в системе отношений GR
    Общее и различия в подходах к GR между российским и зарубежным бизнесом. Вопросы регулирования. Публичные правовые нормы, корпоративные этические кодексы; механизмы регулирования, саморегулирования сферы представления интересов. Вопросы обеспечения прозрачности/транспарентности. Сравнительный анализ GR в США, ЕС, Великобритании. Общее и особенное. Лоббизм в США в условиях жёсткого регуляторного подхода. Особенности рынка. лоббизма в США. Лоббизм в ЕС. Согласование интересов – императивное требование принятия любых решений в ЕС. «Лабиринт на батуте» и особенности работы в нём. SWOT – анализ GR-деятельности (на примере ЕС). Торжество лоббизма в Великобритании. Манёвры ухода лоббистов от обязательного национального регулирования.
  • 3. Международный лоббизм
    Международный лоббизм как средство представления и продвижения интересов национальных деловых и иных интересов за рубежом. Международный GR и лоббизм в системе координат. Основные вызовы, тренды, понятия, инструменты и практики. Пути продвижения деловых и иных интересов России за рубежом. Проекты продвижения интересов структурообразующих российских компаний [Росатом, ОАО «Газпром», РЖД, др.] в Европейском Союзе. Санкционные режимы и их влияние на деятельность GR- специалистов России за рубежом. Роль НКО, деловых, отраслевых, профессиональных ассоциаций в международном лоббизме. Внешняя правовая, политическая и социально- экономическая среда международного GR и лоббизма.
  • 4. GR как профессия
    Представление и продвижение интересов организации в государственных и муниципальных органах (GR) как сфера профессиональной деятельности. Категории лиц, которые профессионально занимаются GR-работой. Современные формы организации работы GR-служб в коммерческих организациях: специфика GR-работы в крупных корпорациях и ТНК. Нанимаемые консультанты и специалисты по GR: отличия в функциях, компетенциях. Основные фазы цикла работы по взаимодействию с государственными органами. Общее и особенное в подходах к проекту Профессионального стандарта «Специалист по взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти, некоммерческими организациями, представлению и продвижению интересов организации». Мониторинг и анализ информационного фона, работы исполнительной и законодательной власти как механизм GR. Управления отношениями со стейкхолдерами и лицами, принимающими решения. «Полевая» GR-работа по представлению и продвижению интересов организации во внешней среде. Выработка стратегии, корректировка тактики, управление GR-проектом. «Минимальный набор требований» к специалисту по GR. Понимание психологии, особенностей мировосприятия современных чиновников, законодателей как одна из компетенций GR-специалиста. GR и практика интегрированных коммуникаций. Условия успешности GR-работы. Критерии результата. Вознаграждение GR-специалистов. Key Performance Indicators (KPI) в GR.
  • 5. GR в Российской Федерации
    Особенности регулирования деятельности представителей интересов, GR- специалистов, лоббистов в Российской Федерации. Конституционное законодательство, анти-коррупционное законодательство, законодательство о лоббизме GR и лоббизм в России как зеркало сложившейся модели политических и экономических отношений. Особенности GR-работы в органах исполнительной и законодательной власти РФ. Оценка регулирующего воздействия, общественное обсуждение регуляторных инициатив, общественные советы при ФОИВ как механизмы транспарентного GR. Идея и её практическое воплощение. ЕАЭС – новая площадка для GR. Вопросы технического регулирования в ЕАЭС. Реестр лоббистов, кодексы поведения. Проблема и перспективы саморегулирования GR-сообщества. Вопросы транспарентности GR в России. Рынок лоббизма в РФ: краткий анализ, особенности, перспективы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий проект
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе zoom. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар фотографию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: общаться с кем-либо кроме студентов группы и преподавателем без согласования и одобрения преподавателя либо без его рекомендации. Во время экзамена студентам разрешено: работать с конспектами лекций и материалами занятий. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается 15 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается 1 час. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * проект + 0.3 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Grosse, R. E. (2005). International Business and Government Relations in the 21st Century. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139778

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lobbying the European Union : institutions, actors, and issues / ed. by David Coen . (2009). Oxford [u.a.]: Oxford Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.307240266