• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Третий иностранный язык (древнегреческий)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 88

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения данной дисциплины на 2-м году обучения студенты продолжают овладевать грамматикой древнегреческого языка, расширяют лексический запас, знакомятся с основными литературными диалектами, получают общее представление о развитии древнегреческого языка, овладевают основами греческой палеографии, приобретают навыки комментированного перевода оригинальных прозаических и поэтических текстов эллинистической эпохи и периода поздней античности. Формы контроля: письменные домашние задания, письменные контрольные работы (определение форм, перевод с русского на древнегреческий), экзамен (устный ответ на вопрос по теоретическому материалу, устный перевод и анализ прозаического или поэтического фрагмента оригинального текста на древнегреческом языке).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с историей греческого языка постклассического периода
  • Овладение навыками аналитического чтения и перевода прозаических и поэтических литературных текстов эпохи эллинизма и поздней античности;
  • Знакомство со спецификой нелитературных текстов на греческом языке;
  • Овладение современным текстологическим инструментарием, базовыми понятиями и принципами палеографических и кодикологических исследований, методами корпусной лингвистики в применении к древнегреческому языку
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание морфологического и синтаксического своеобразия греческого языка гомеровского и постклассического периода;
  • Знание закономерностей литературного процесса;
  • Знание базовых принципов критики текста;
  • Знание принципов работы с корпусом древнегреческого языка Thesaurus linguae graecae;
  • Умение проводить филологический анализ текстов различной жанровой природы;
  • Умение выявлять стилистическое своеобразие исследуемого текста;
  • Умение использовать методы корпусной лингвистики при работе с древнегреческим материалом;
  • Умение работать с критическими и дипломатическими изданиями памятников на древнегреческом языке;
  • Умение использовать в самостоятельной научноисследовательской деятельности знания, полученные в ходе освоения дисциплины;
  • Приобретение навыков чтения со словарем оригинальных текстов любых греческих авторов;
  • Приобретение навыков самостоятельной работы со справочными пособиями и электронными базами данных по дисциплине.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Гомеровский язык
    Гомеровский вопрос: как эволюционировали представления о личности и творчестве Гомера в античности и в современной науке. Лорд и теория малых песен. Политический контекст бытования и кодификации гомеровского эпоса. Мифология и эпос. Грамматика гомеровского языка: фонетика, лексика, морфология, синтаксис. Роль дигаммы. Характер гомеровского гекзаметра. Дактили и спондеи. Роль линейного письма Б в понимании гомеровского языка. Различия Илиады и Одиссеи. Гомеровские гимны. Поздние подражания Гомеру. Изучение Гомера в античности и в Византии: Аристарх, Аристофан Византийский, Евстафий Солунский.
  • Постклассический греческий
    Эллинистическое койне. Исчезновение диалектов и формирование единого литературного языка. Его фонетическое, синтаксическое и морфологическое своеобразие. Новая комедия (Менандр). Эпос (Аполлоний Родосский). Историки (Полибий). Язык Ветхого Завета. Новозаветное койне. Язык позднеантичной литературы. Аттикизм. Вторая софистика: роман (Ахилл Татий, Гелиодор), Лукиан. Плутарх. Риторика (Либаний). Освоение достижений античной риторики отцами церкви (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).
  • Нелитературный греческий
    Эпиграфика. Специфика работы с эпиграфическим материалом: материальные носители, инструменты письма, особенности начертания. Официальная и неофициальная эпиграфика. Эпиграфика и диалектология. Ппапирусы. История обнаружения Оксиринхских папирусов. Специфика работы с папирологическим материалом. Литературные папирусы: значение для текстологии. Магические папирусы: значение для реконструкции народной религиозности.
  • История изучения греческого языка
    Античные теории языка и стиля. Александрийские грамматики: зарождение текстологии. Дионисий Фракийский. Дионисий Галикарнасский. Греческая и латинская лингвистическая терминология. Ренессансные ученые о древнегреческом языке. Книгопечатание на греческом языке (типография Альда Мануция, первые печатные книги на греческом). Роль греческой эмиграции в Италии после падения Византии. Грамматики Константина Ласкариса и Феодора Газиса. Эразм Роттердамский. Иоганн Рейхлин. Ддревнегреческая лексикография. Специальные словари: LBG, словарь Э. Криараса, словари гомеровского языка, патристический словарь, словари языка Нового Завета, конкордансы. Словари в электронной базе данных TLG.
  • Инструменты и методы
    Основы текстологии. Принципы классической текстологии: Карл Лахманн. Построение и чтение стеммы кодексов. Критические и дипломатические издания: принципы, особенности работы. Работа с критическим аппаратом. Технические особенности публикации классических текстов: шрифты, программы верстки. Эдиционные принципы. Типы письма: унциал и минускул. Материальные носители и средства письма: папирус, пергамен, бумага. Форма книги: свиток и кодекс. Иллюминированные рукописи. Библиотеки в античности и в Византиии. Проблема отождествления почерков византийских копиистов. Значение маргиналй, библиотечных и владельческих помет. Корпусные технологии. TLG, Perseus project: история создания, объем и состав корпуса, принципы работы, возможности лексикографических исследовании. Digital humanities и классическая филология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторные письменные работы
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Аудиторные письменные работы + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Horrocks, G. C., & Wiley InterScience (Online service). (2010). Greek : A History of the Language and Its Speakers (Vol. 2nd ed). Oxford: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=308962

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ciccolella, F. (2008). Donati Graeci : Learning Greek in the Renaissance. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=308547
  • Edward Maunde Thompson. (1906). Handbook of Greek and Latin palæography. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseur&AN=edseur..9200143.BibliographicResource.2000069300622
  • Александрийская филология и гомеровский гекзаметр, Файер, В. В., 2010