• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Исследование медийных скандалов

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Вербилович Ольга Евгеньевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина построена на изучении актуальных теоретических концепций и методологических подходов британской (J.Thompson, 2000), американской (Lull & Hinerman, 1997; Adut, 2005; 2012), скандинавской (Ekström & Johansson, 2008) и российской (Дмитриев, Сычев, 2014) школ исследований медийных скандалов. В рамках курса скандал понимается как трансгрессия коммуникативных и социальных норм, дискурсивное и политическое событие публичной сферы, инструмент конкурентных отношений медиарынка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение типологии медийных скандалов (по характеру среды и условиям возникновения, социокультурным контекстам и эффектам, способу трансгрессии).
  • Сравнительный анализ пересекающихся и отличных характеристик феноменов медийных скандалов и моральных паник, конфликтных медийных событий.
  • Применение метода кейс-стади и дополнительных методов анализа медийных и публичных скандалов.
  • Сравнительный анализ репертуара реакций публик и контр-публик, селебрити, видеоблогеров и их ЦА в ситуациях медийных скандалов.
  • Оценка роли и функций медийных скандалов в имиджевой политике изданий, PR-стратегиях ключевых агентов медиасферы, социальной и международной политике государства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Изучил(а) структуру и ключевые парадигмы поля исследований скандалов.
  • Сравнивает подходы Дж. Томпсона, С. Коэна и С.Коттла к исследованию медиа и скандалов.
  • Называет типологию скандалов.
  • Проводит сравнительный анализ эмпирических индикаторов ключевых характеристик скандала.
  • Анализирует результаты проведенного собственного мини-исследования.
  • Отличает специфику подходов американских исследователей скандалов (А.Эйдут, Дж. Лулл и С. Хинерман).
  • Различает теоретическое обоснование и эмпирические индикаторы подхода talk scandal.
  • Называет возможности и ограничения применения метода интервью в исследованиях скандала.
  • Называет ключевых авторов и понимает исследовательские подходы.
  • Приводит пример и оценивает практики управления рисками и эффектами скандалов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в исследования медийных скандалов.
    Смысловые границы и содержание понятия «скандал». Особенности публичного и академического дискурса. Рабочая карта исследований скандалов: ключевые школы, идеи и направления исследований. Междисциплинарность и полипарадигмальность как ключевые характеристики поля.
  • Британская школа исследований медиа и скандалов.
    Политический скандал как центральное понятие теории Дж. Томпсона, подвижные границы приватного и публичного в современных медиа и “new visibility”. Моральная паника и скандал – ревизия теории С.Коэна. Скандал как медиаритуал С. Коттл.
  • Структурные элементы и характеристики скандала.
    Структурные, контекстуальные и дискурсивные характеристики скандалов: специфика проблем, динамика, акторы, эффекты и функции, лейтмотивы и риторики.
  • Кейс-стади как методология исследования скандалов. Возможности и ограничения дополнительных методов.
    Парадигмы кейс-стади в исследованиях медиа. Специфика кейс-стади скандалов, примеры существующих исследований, возможности и ограничения методологии. Потенциал стратегий комбинирования кейс-стади с релевантными для исследования скандалов методами (наблюдение и интервью, риторический анализ и дискурс-анализ, анализ документов, виртуальная антропология, цифровая этнография).
  • Американская школа исследований скандалов.
    Традиции исследований скандалов в американском научном дискурсе: теория публичной сферы и скандала А.Эйдута. Дж. Лулл и С. Хинерман о понятии «медийный скандал».
  • Скандинавская школа исследований скандалов.
    Понятие “talk scandal” и подходы к исследованию феномена в скандинавской традиции исследований медиа.
  • Интервью как дополнительный метод в парадигмах кейс-стади скандалов.
    Специфика метода как дополнительного ресурса для исследований скандалов и медиа. Особенности конструирования гайда и поиска респондентов. Анализ результатов интервью в общей концепции кейс-стади.
  • Исследования скандалов в России.
    Социально-философская теория скандала А.В. Дмитриева и А.А. Сычёва, слухи как предметная область исследований скандала. Кейсы скандалов в России в исследовательских проектах зарубежных авторов (Ф.Тепфль, С. Оатс).
  • Прикладные практики управления эффектами и рисками скандалов.
    Обсуждение кейсов и практик управления эффектами и рисками скандалов. Дискуссия и mind mapping по результатам глубинных интервью.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.15 * Домашнее задание 1 + 0.15 * Домашнее задание 2 + 0.25 * Работа на семинарах + 0.45 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ehrat, J. (2011). Power of Scandal : Semiotic and Pragmatic in Mass Media. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=682688
  • Gerring, J. (2007). Case Study Research : Principles and Practices. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=185849
  • Thompson, J. B. (2011). Shifting boundaries of public and private life ; Fronteiras cambiantes da vida pública e privada. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EBB4C681

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Butler, I., & Drakeford, M. (2005). Scandal, Social Policy and Social Welfare (Vol. Rev. 2nd ed. consultant editor, Jo Campling). Bristol, UK: Policy Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=221106
  • Количественные методы анализа в маркетинге : case study, Данько, Т. П., 2005