• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Актуальные проблемы маркетинговых коммуникаций"

Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Веселов Сергей Вячеславович, Воронина Наталья Дмитриевна, Еленев Константин Сергеевич, Ольховников Александр Владимирович, Паршин Павел Борисович, Пирогова Юлия Константиновна, Почтарь Эрнестина Ильинична, Сендеров Дмитрий Владимирович
Прогр. обучения: Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе
Язык: русский
Кредиты: 9

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Маркетинговые коммуникации» рассматривается в качестве необходимого и важного условия подготовки студентов магистратуры, написания на высоком методологическом уровне магистерской диссертации. Обучение в рамках научно-исследовательского семинара «Маркетинговые коммуникации» должно способствовать развитию у студентов методологических подходов к научно-исследовательской и информационно-аналитической работе, необходимых для успешной профессиональной деятельности в рекламном и коммуникационном бизнесе. Научно-исследовательский семинар (НИС) является основной формой организации такой учебной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у студентов методологических подходов к исследовательской и информационно-аналитической работе, что рассматривается в качестве важной предпосылки подготовки магистерской диссертации на высоком уровне и последующей профессиональной деятельности в области маркетинговых коммуникаций.
  • Ознакомление студентов с основными проблемными областями в сфере маркетинговых коммуникаций в России и экономически развитых странах, что должно позволить осуществить обоснованный выбор направления научно-исследовательской работы, а затем, темы магистерской диссертации
  • Изучение методологии и методических подходов к исследованию маркетинговых коммуникаций, принятых в мировой практике, что предполагает разработку программы, методического инструментария, моделей обработки и анализа эмпирической информации, подготовку научно-аналитических материалов, включая исследовательские отчеты, статьи и т.д.
  • Подготовка студентов к сбору информации и написанию магистерской диссертации на высоком уровне, ознакомление с требованиями, предъявляемыми к работам данного уровня
  • Выработка у студентов навыков научной дискуссии, презентации и публичной защиты результатов выполненных научно- исследовательских проектов
  • Получение студентами знаний и формирование компетенций, связанных с менеджментом в сфере рекламного и коммуникационного бизнеса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные направления современных исследований в сфере маркетинговых коммуникаций
  • Знает зарубежные и российские научные журналы в сфере маркетинга, маркетинговых коммуникаций, поведения потребителей, брендинга, массовых коммуникаций.
  • Владеет навыками поиска профессиональной литературы
  • Ориентируется в актуальных научных темах исследований в мировой индустрии маркетинговых коммуникаций.
  • Владеет навыками анализа профессиональной литературы
  • Выбирает тему научных работ, сопряженную с его профессиональными задачами
  • Демонстрирует навыки самостоятельного выбора темы для исследования, способность к инициативному ведению исследовательской работы
  • Демонстрирует в профессиональной учебной деятельности приверженность академическим нормам.
  • Представляет связи, возникающие между постановкой задачи и выбором релевантной теоретической модели объяснения.
  • Владеет навыками анализа профессионально значимых проблем, постановки исследовательских целей и задач, определения методологического и методического аппарата исследования, выдвижения гипотез, разработки программы исследования, анализа и интерпретации полученных результатов, применения полученных результатов на практике для решения первоначально определенных проблем.
  • Применяет современные исследовательские методы,
  • Обосновывает выбор адекватного поставленной задаче метода сбора данных
  • Владеет навыками разработки методологии сбора данных
  • Обосновывает выбор методов анализа данных, релевантных поставленным задачам
  • Разрабатывает инструментарий сбора данных, адекватный поставленным задачам и возможностям методов анализа данных
  • Понимает составляющие основы креативной стратегии
  • Уметь подготовить и провести презентации сложных продуктов\услуг
  • Уметь создавать "продающие" слайды
  • Умеет выстраивать логические связи между отдельными частями презентации
  • Уметь презентовать результаты своей научной работы с учетом физиологии восприятия путем грамотного набора, верстки и использования шрифтов
  • Знает основы физиологии восприятия визуального контента
  • Знает правила верстки текста и иллюстраций на полосе издания
  • Знает правила использования различных гарнитур шрифтов для донесения информации
  • Владеет методами описательной статистики: одномерные распределения, интервальное оценивание, параметры одномерных распределений.
  • Знает и умеет различать типы шкал, меры среднего и меры разброса для разных типов шкал.
  • Применяет современные методы и приемы сбора, обработки и интерпретации данных для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам
  • Обосновывает выбор методов сбора и анализа данных, релевантных поставленным задачам
  • Обосновывает и оценивает адекватность выбранной методологии исследования поставленным задачам
  • Умеет применять коэффициента парной связи для решения содержательных задач
  • Реализовывает методы непараметрической статистики в SPSS
  • Умеет применять методы непараметрической статистики для решения содержательных задач
  • Знает структуры коммуникативного процесса и основных моделей коммуникации.
  • Знает существующие подходов к соотношению таких категорий, как понимание, воздействие, влияние, манипуляция, персуазивная коммуникация, перлокуция, аргументация, убеждение и их использования в различных научных дисциплинах при анализе и создании различных маркетинговых продуктов, а также умение самостоятельно проводить такой анализ.
  • Знает понятия значимого варьирования вариативной интерпретации действительности и умение применять эти понятия на практике как исследовательский и как креативный конструкт.
  • Умеет профессионально пользоваться понятием знака и отличать обыденное и научное понятие знака
  • Знает основные идеи и понятия семиотики
  • Владеет основными понятиями, используемыми при описании знака, в частности, понятиями синтактики, семантики и прагматики, плана выражения и плана содержания.
  • Знает различия между бинарной и тернарной концепциями знака.
  • Знаком с основными моделями знака.
  • Знает основные существующие типологии знаков и знаковых систем;
  • Умеет находить и описывать новые знаковые системы
  • Умеет осуществлять семиотический анализ
  • Умеет характеризовать специфику конкретных знаковых систем
  • Знает понятий синтагматики и парадигматики и их соотношения
  • Умеет рационально использовать различные знаковые системы с целью построения рекламных сообщений и разработки рекламных кампаний
  • Знает особенности различных видов и режимов коммуникации с использованием различных знаковых систем
  • Способен понимать и уметь правильно использовать категории метафоры и метонимии, интертекста
  • Понимает особенности визуальной семиотики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Проблемное поле современных исследований в сфере маркетинговых коммуникаций
    Презентация магистерской программы, ее основных научных и практико-ориентированных направлений. Ознакомление с зарубежными и российскими научными журналами в сфере маркетинга, маркетинговых коммуникаций, поведения потребителей, брендинга, массовых коммуникаций. Анализ актуальных направлений и тем научных исследований на основе командной работы с научными журналами. Индивидуальный выбор актуального направления исследований и темы. Выступления преподавателей кафедры и приглашенных лекторов по трем тематическим направлениям: профориентационные занятия, презентация исследований, презентация применения современных методов сбора и анализа данных. Занятия проводятся в форме мастер-классов, научных докладов, интерактивных занятий с выступлением студентов на основе выполненных командных и индивидуальных заданий, дискуссий.
  • Тема 2. Научное исследование и его характеристики
    Структура текста курсовой работы: обязательные содержательные элементы. Основные элементы программы исследования. Разбор примеров и типичных недочетов. Занятия проводятся в форме семинаров. Разбор кейсов.
  • Тема 3. Проектирование исследования
    Постановка проблемы исследования (исследовательского вопроса). Основные источники, используемые в ходе подготовительного этапа. Составление библиографии и обзора литературы. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем и вопросов в рамках выбранного направления исследований. Поиск релевантной литературы. Описание системы поиска. Ключевые слова и предметные каталоги. Занятия проводятся в форме проектных семинаров: презентация, рецензирование и обсуждение студентами этапов курсовой работы.
  • Тема 5 Разработка креативной стратегии
    Описание целевой аудитории, выбор креативного решения и каналов коммуникации
  • Тема 4 Познавательные возможности основных методов сбора данных
    Методология количественного подхода к анализу данных. Обсуждение различных методов анализа, преимущества и недостатки, границы применимости. Доступные источники статистических и вторичных данных. Проблема выборки в количественном исследовании. Основные стратегии качественного исследования. Методы качественных исследований, используемые в сфере маркетинговых коммуникаций. Методы полевой работы. Проблема выборки в качественном исследовании. Формы предоставления результатов качественных исследований.
  • Тема 8. Базовые методы анализа количественных данных
    Описательная статистика: одномерные распределения, интервальное оценивание, параметры одномерных распределений. Типы шкал, меры среднего и меры разброса для разных типов шкал. Коэффициенты парной связи. Непараметрическая статистика: критерии Манна-Уитни, Краскла-Уоллиса,Вилкоксона, Фридмена. Написание аналитических отчетов, требования к ним. Занятия проводятся в компьютерном классе.
  • Тема 7. Визуализация в маркетинговых коммуникациях
    Традиционные и современные средства оперативной полиграфии. Выбор средств для визуализации маркетинговых коммуникаций с учетом требований скорости, цены и качества. Занятия проводятся в форме семинаров. Разбор кейсов, практические задания.
  • Тема 6. Семиотические основания маркетинговых коммуникаций
    Базовые представления об устройстве различных семиотических систем, принципах функционирования и методах их анализа. Анализ семиотических интересных примеров использования в маркетинговых коммуникациях и в рекламных кампаниях. Занятия проводятся в форме семинаров. Разбор кейсов, практических заданий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа 1
  • неблокирующий Анализ иноязычных научных журналов
  • неблокирующий Экзамен - защита проектов курсовой работы
  • неблокирующий Самостоятельная работа 2
  • неблокирующий Самостоятельная работа 3
  • неблокирующий Самостоятельная работа 4
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме на платформе MS Teams в той же команде, в которой проходили занятия: https://teams.microsoft.com/l/team/19%3a4f387f5130234a7683bad649eb9feef7%40thread.tacv2/conversations?groupId=7efad54d-1252-4008-ada5-c6421afdf93b&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f Студентам необходимо подключаться к экзамену строго по расписанию ответов/презентаций, высылаемому экзаменаторам/экзаменаторами студентам накануне экзамена по электронной почте. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру и микрофон, пользоваться конспектами и подсказками. Студент может пользоваться своей презентацией задания, подготовленного к экзамену. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи продолжительностью менее 5 минут. Нарушение связи во время экзамена продолжительностью более 5 минут считается долговременным; при долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура повторной сдачи подразумевает использование того же типа заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Анализ иноязычных научных журналов + 0.25 * Самостоятельная работа 1 + 0.5 * Экзамен - защита проектов курсовой работы
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Самостоятельная работа 2 + 0.2 * Самостоятельная работа 3 + 0.2 * Самостоятельная работа 4 + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. — Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-89349-612-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/74732
  • Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS : учеб. пособие для вузов, Крыштановский А. О., 2006
  • Безрукова Е. А., Мхитарян Г. Ю. ; под науч. ред. Елисеенкова Г.С.-ШРИФТЫ: ШРИФТОВАЯ ГРАФИКА 2-е изд. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-116-Университеты России-978-5-534-11142-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/shrifty-shriftovaya-grafika-444536
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001
  • Карасев, О.В. Семиотика. Краткая история становления : учебное пособие / Карасев О.В. — Пятигорск : Пятигорский государственный лингвистический университет, 2016. — 136 с. — ISBN 978-5-406-05473-4. — URL: https://book.ru/book/919869 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Маркетинговые исследования : учебник для магистров, Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г., 2012
  • Маркетинговые исследования, Черчилль Г. А., Крылова И. В., 2002
  • Маркетинговые коммуникации : Интегрированный подход, Бернет Дж., Мориарти С., 2001
  • Маркетинговые коммуникации / Алексунин В.А., Дубаневич Е.В., Скляр Е.Н. - М.:Дашков и К, 2018. - 196 с.: ISBN 978-5-394-01090-3
  • Маркетинговые коммуникации: Учебник / А.А. Романов, И.М. Синяева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 384 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0194-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/226894
  • Маркетинговые коммуникации: Учебник / Под ред. И.Н. Красюк. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004956-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/247665
  • Шрифт и массмедиа: Учебное пособие / Арбатский И.В. - Краснояр.:СФУ, 2015. - 270 с.: ISBN 978-5-7638-3358-4

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Буковецкая О.А. — Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет - Издательство "ДМК Пресс" - 2006 - ISBN: 5-89818-025-7 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/1101
  • Маркетинговые исследования : практ. руководство, Малхотра Н. К., Ганиевой А. Р., 2003
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов В. А., 2012
  • Толстова Ю. Н.-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-258-Профессиональное образование-978-5-534-05038-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/matematicheskaya-statistika-dlya-socialnyh-rabotnikov-438704