• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Современные проблемы культурологии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 51.04.01. Культурология
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Белова Екатерина Дмитриевна, Кукулин Илья Владимирович, Майофис Мария Львовна, Небольсин Даниил Игоревич, Хестанов Руслан Заурбекович
Прогр. обучения: Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Не представляя собой единого и теоретически однородного ансамбля, современные исследования культуры подвергают междисциплинарному изучению разнообразные культурные ситуации, связанные со спецификой различных стран или регионов мира. Культурно обусловлены и различные теоретические решения этих проблем. Глобализация стимулирует обмен информацией и гомогенизирует мировое культурное пространство, однако этот процесс касается только малой части культурного спектра, что является самостоятельной культурологической проблемой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов способности осмыслять сложные проблемы, анализом которых занимается современная культурология.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные теоретические подходы, применяемые при анализе современных культурных феноменов в новейших направлениях культурологии.
  • Знать принципы анализа связи между сферами культуры, политики и социальных практик.
  • Уметь анализировать культурные объекты и практики с использованием инструментария современных исследований культуры.
  • Изучить многообразие проблем, изучаемых в современной культурологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Генеалогия понятия «культурная политика». Субъекты (корпоративные и государственные) культурных политик.
    Раздел представляет собой исторический обзор вмешательства государства в культуру (в сферу искусств, в том числе коммерческих, медиа, гуманитарное знание и наследие), а также появлению новых (корпоративных) субъектов культурных политик.
  • Межвоенные «эксперименты», преобразования с помощью культуры: британский плюрализм, австрийский и шведский социализм.
    Культурная политика – изобретение «левых»: «Народный фронт» во Франции; британские плюралисты. Австрийский и шведский социализм. Учение о культурной гегемонии Антонио Грамши. Идеи «захвата культуры» и «перевоспитания» больших групп населения в духе «общих ценностей». Культурная политика в СССР. Этатизация культуры. Причины создания Министерства культуры.
  • Культурная дипломатия.
    В данном разделе речь идет об инфраструктуре и культурных учреждениях, созданных для работы с гражданским обществом других стран. Первые эксперименты создания культурных служб за рубежом (опыт Франции, Британии, США и Китая). Превращение университета в главный инструмент культурной дипломатии в конце XX – начале XXI в.
  • Генеалогия нарратива о креативных индустриях. Экономическая аспект культурного производства. Дискурс о креативности и новые формы труда и досуга.
    Определение культурных индустрий (КИ), двусмысленность этого термина. Почему важны КИ: производство материальных носителей смыслов; влияние на частную жизнь людей и участие в ее создании; конструирование фикций общественного «я»/ «мы»: фантазий, эмоций и идентичности; определение идентичностей (этно-культурных, профессиональных, гендерных и проч. социальных). Культурные индустрии как производство 1) опыта и переживаний; 2) активов компаний и рабочих мест. Культурная гомогенизация: возможна ли оппозиции локального и глобального? Дебаты вокруг культурных индустрий как эпифеномен идеологических и экономических споров.
  • Медиатизация культурной политики и ее цели. Оценка опыта брендирования городов.
    Определение коммуникации, передачи и медиа (Режи Дебрэ «Введение в медиалогию»). Противоположность традиционных, «медленных» способов передачи информации и современных, «быстрых»; исторических медиа и массмедиа. Коммуникационная утопия – переход к повышенным скоростям распространения в пространстве информации, практически одновременной. Концепции и проекты цифровых городов (smart cities). Platform Society (J. Dijck). Основные эффекты медиа: трансформация ощущений близкого/далекого, присутствия/отсутствия; киберизоляция; стирание различия между «on-line» и «offline».
  • Проблема измерений эффективности культурной политики.
    Ключевая проблема измерения эффективности – трудность/невозможность установления количественных параметров для определения динамики качественных процессов.
  • Переход от парадигмы структуры к парадигме сети в социальных и гуманитарных науках.
    Роль событий 1968 года в изменении парадигмы гуманитарных наук. Концепция ризомы Ж. Делёза и Ф. Гваттари. Ризома как метафора неирархического мира. Работы «Ризома» и «Тысяча плато: капитализм и шизофрения». Изучение реальных социальных сетей и социальных медиа. Концепция «мобильностей» (mobilities) Джона Урри. Представления Л. Болтански и И. Кьяпело о «сетевом капитализме». Работы Бруно Латура и его путь к акторно-сетевой теории. «Сетевая» трансформация эстетики современной архитектуры.
  • Новые подходы в изучении повседневности.
    Изучение повседневности в школе «Анналов». Работы Мишеля де Серто как новая исследовательская программа. Работы Ю. Левады, Б. Дубина и Л. Гудкова по изучению постсоветской повседневности и их методология. Повседневное отчуждение как источник цинического мировоззрения в работе П. Слотердайка «Критика цинического разума». Идея субверсии как основной формы трансформации повседневных практик, интерпретация субверсии у Делеза и Гваттари, М. де Серто и Слотердайка.
  • Переосмысление дихотомии «природа vs культура» в современной культурологии.
    Пересмотр границ между «культурным» и «природным» в современной науке. Концептуализация понятия «природы» в европейской мысли Нового времени – по А.В. Ахутину и Ф. Дескола. «Природа» как культурный конструкт. «Природные» объекты как элемент общества, по Б. Латуру. Социально-политическое конструирование «окружающей среды», по Й. Радкау. Экологическое сознание и прогресс. «Природное» и культурное в определении гендера. Влияние работ М. Фуко («История сексуальности»), Ж. Делёза и Ф. Гваттари («Анти-Эдип») на гендерные исследования. Теория перформативности пола Дж. Батлер.
  • Новые проблемы социальных наук и их значение для исследований культуры.
    Концепция постсекулярного мира. Религиозная проблематика сегодня (по Кенану Малику, Хансу Кюнгу и Массимо Розатти). Теологическое наследие Д. Бонхёффера и его значение для современных дискуссий на религиозные и околорелигиозные темы. Взаимодействие между религией, культурой и наукой в мультикультурном и глобализированном обществе: концепция Ю. Хабермаса (книга «Между натурализмом и религией»). Институциональные аспекты развития культуры. Общее представление о значении институциональных исследований общества и политики для исследований культуры.
  • Субъект культуры. Критика исследований идентичности.
    Польза и ограничения понятия «идентичность». Критика этого понятия в социальных науках. Статья Р. Брубейкера и Ф. Купера «Beyond Identity»: идентичность vs идентификация. Чем было полезно понятие идентичности в 1960—1990-е годы? Эссенциализм и конструктивизм в подходе к идентичности. Критика концепции идентичности в работе Л. Болтански и Л. Тевено «Критика и обоснование справедливости: Очерк социологии градов». Методологиче- ское новаторство Болтански и Тевено. Значение справедливости как ценности в исследовании Болтански и Тевено. Понятия «градов» и «миров». Идентичность как исследовательский конструкт и идентичность как экзистенциальное переживание – однако находящееся в континууме других переживаний (кризис идентичности, ее расщепление и т.д.). Идентичность и понятие «Другого» (по Ивэру Нойманну). Различные трактовки понятия «мультикультурализм» (по М. Кимлике). Перспективы политики мультикультурализма в России и Западной Европе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе корпоративной почты. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Контрольная работа + 0.5 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.187 * Активность на семинаре + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.25 * Экзамен + 0.063 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ahearne, J. (2009). Cultural policy explicit and implicit: a distinction and some uses. International Journal of Cultural Policy, 15(2), 141–153. https://doi.org/10.1080/10286630902746245

Рекомендуемая дополнительная литература

  • КАСТЕЛЬС М., & КИСЕЛЕВА Э. (2001). Россия в информационную эпоху. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.769A448E
  • Хестанов, Р. (2012). Генезис культурной политики и возникновение массовой культуры в СССР (1917-1953). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.47D709E0