• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Демографическая история и демографическая теория

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Демография)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Демография
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Демографическая история и демографическая теория» для студентов образовательной программы «Демография» нацелен на то, чтобы студенты усвоили основные факторы демографической истории человечества и выработать у них концептуальное видение демографического развития как исторического процесса. В рамках учебной дисциплины будут рассмотрены современные теоретические представления об основных закономерностях демографического развития на разных этапах человеческой истории. В ходе курса студенты знакомятся с тем, как, с появлением человеческого общества, на смену биологическим механизмам, регулирующим численность популяций и поддержание экологического равновесия в природе, приходят новые, социальные механизмы, способные поддерживать социальный аналог экологического равновесия – демографическое равновесие и регулировать численность человеческих популяций. По мере того, как историческое развитие расширяет carrying capacity среды, изменяются и эти механизмы, становясь все более совершенными и эффективными. В курсе будут рассмотрены основные особенности возобновления поколений и миграций древнейших донеолитических населений, исторический переворот, связанный с неолитической революцией, особенности воспроизводства населения и миграции в постнеолитических аграрных обществах, включая допромышленную Европу. Особое внимание уделяется современному демографическому переходу, становлению современного типа воспроизводства населения, его характерным чертам, социальным, экономическим, культурным, политическим последствия
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • усвоение студентами основных фактов демографической истории человечества;
  • • выработка у студентов концептуального видения демографического развития как исторического процесса;
  • • освоение современных теоретических представлений об основных закономерностях этого развития на разных этапах истории, формирование их демографического мировоззрения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает механизмы регулирования численности популяций в природе.
  • Понимает различие биологических и социальных регуляторов динамики численности населения.
  • Знает общие закономерности функционирования демографической подсистемы общества и историческую эволюцию этих закономерностей.
  • Знает периодизацию демографической истории в контексте мировой истории
  • Знает исторические типы воспроизводства и понимает смысл этой категории
  • Умеет интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения.
  • • Знает основные источники информации о смертности в разные эпохи, а также показатели, характеризующие смертность населения, и правильно их истолковывает.
  • • Имеет представление о факторах смертности и причинах смерти. .
  • • Умеет интерпретировать динамику смертности и ее детерминанты в разные исторические периоды
  • • Понимает смысл исторической эволюции смертности, исторических типов и исторических моделей смертности. Знает теорию эпидемиологического перехода. Понимает особенности современной российской модели смертности
  • • Знает основные источники информации о рождаемости, а также показатели, характеризующие рождаемость населения, и правильно их интерпретирует.
  • • Понимает закономерности исторической эволюции рождаемости и брачности, а также тенденции их развития.
  • • Имеет представление об исторических типах рождаемости, видах демографического поведения, влияющих на рождаемость.
  • • Знает и понимает теории демографического перехода и второго демографического перехода
  • • Знает основные источники информации о миграциях в разные эпохи.
  • • Понимает роль миграции как регулятора численности населения
  • • Имеет представления о видах, факторах миграции и ее роли в историческом развитии.
  • • Знает и понимает теорию миграционного перехода, его детерминанты и последствия
  • • Знает историю создания теории демографической революции и понимает ее смысл
  • • Умеет применять теории демографической революции для анализа и прогноза демографической ситуации
  • • Понимает смысл современного типа воспроизводства населения и его исторические преимущества
  • • Понимает трудности, связанные с утверждением этого типа воспроизводства в разных странах
  • • Знает о причинах нарушения глобального демографического равновесия и о его последствиях.
  • • Имеет представление о прогнозе населения мира.
  • • Понимает перспективы завершения демографического взрыва.
  • Знает причины и предпосылки демографической модернизации России.
  • Понимает противоречия российской демографической модернизации и ее незавершенность.
  • Может охарактеризовать демографические вызовы, с которыми столкнется Россия в ближайшие десятилетия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Регулирование численности популяций в природе
    1. Вступление 2. Экологическое равновесие и динамика популяций в природе 3. Биотический потенциал и сопротивление среды 4. Механизмы регулирования динамики популяций в природе 5. Гомеостатические механизмы регуляции численности популяций 6. Две стратегии ответа на сопротивление среды (r-стратегия и K-стратегия)
  • Раздел 2. Воспроизводство населения и его исторические типы
    1. Размножение популяций в природе и воспроизводство населения 2. Множество демографических исходов 3. Демографическое равновесие 4. Демографическая система и демографические отношения 5. Периодизация демографической истории и исторические типы воспроизводства населения. Демографические революции 6. Историческая динамика численности населения
  • Раздел 3. История смертности
    1. Источники информации о смертности прошлых эпох 2. Факторы смертности и причины смерти. Эндогенные и экзогенные факторы. Возможности контроля факторов смертности 3. Три эпидемиологические модели смертности 4. Архетип смертности и его особенности 5. Традиционная смертность a. Слабость контроля над факторами смертности и низкая продолжительность жизни b. «Обычная» и «кризисная» составляющая традиционной смертности c. Традиционная эпидемиологическая модель смертности и продолжительность жизни в аграрных обществах d. Традиционная смертность и отношение к смерти в дореволюционной России 6. Эпидемиологическая революция и современная эпидемиологическая модель смертности a. Новый уровень контроля над экзогенными факторами смертности и переход к новой эпидемиологической модели смертности. b. Эпидемиологическая революция и рост продолжительности жизни c. Эпидемиологическая революция как самостоятельный исторический феномен, ее модернизирующая роль d. «Вторая эпидемиологическая революция» e. Догоняющая эпидемиологическая революция и ее особенности
  • Раздел 4. История рождаемости
    1. Базовые детерминанты рождаемости 2. Физиологическая плодовитость и социальное поведение как факторы рождаемости 3. Непосредственные детерминанты рождаемости 4. Цена простого воспроизводства 5. Источники информации о рождаемости и ограничении потомства в прошлом 6. Рождаемость и ограничение потомства в донеолитических обществах (Архетип рождаемости) 7. Традиционная рождаемость 8. Становление современного типа рождаемости a. Свобода прокреативного выбора b. Контрацептивная революция c. Снижение рождаемости в развитых странах d. Низкая рождаемость и воспроизводство населения e. Прокреативная мотивация и ее исторические типы f. Глобальные детерминанты низкой рождаемости g. Социальное управление рождаемостью и социокультурный отбор h. Демографическая политика как элемент социального управления рождаемостью i. Демографическая политика и социальная политика 9. Рождаемость, брак и семья a. Кризис традиционного брака и «второй демографический переход» b. Сексуальная революция c. Новый брачно-семейный календарь d. Регистрируемые и нерегистрируемые браки e. Рост внебрачной рождаемости f. Использование вспомогательных репродуктивных технологий g. Плюрализм семейных форм
  • Раздел 5. История миграций
    1. Роль миграций в истории a. Источники информации о миграциях в прошлом b. Миграции как регулятор численности населения c. Миграции в эпоху расселения Человечества d. Миграции-нашествия e. Колонизационные миграции f. Вынужденные миграции 2. Миграционный переход a. От коллективных к индивидуальным миграциям b. Миграционный переход и внутренние миграции c. Миграционный переход и международные миграции
  • Раздел 6. Демографическая революция и современный тип воспроизводства населения
    1. Развитие представлений о демографических процессах до начала ХХ века 2. Теория демографической революции, этапы развития теории и современная критика 3. Системный характер теории демографического перехода 4. Демографический переход в контексте общей модернизации 5. Демографический переход и процессы демографической конвергенции и дивергенции 6. Объяснительный и прогностический потенциал теории демографического перехода 7. Чего не может и не должна объяснять теория демографического перехода 8. Исторические варианты перехода к современному типу воспроизводства населения 9. Современный тип воспроизводства населения как триумф К-стратегии размножения 10. Проблема устойчивости современного типа воспроизводства населения 11. Новый тип демографического равновесия и демографический гомеостаз 12. Современный тип воспроизводства и динамика численности населения 13. Новая возрастная структура населения 14. Старение население как экономическая и социальная проблема 15. Современный тип воспроизводства населения и индивидуальный жизненный путь 16. Современный тип воспроизводства населения и гендерные отношения
  • Раздел 7. Демография глобализованного мира
    1. Глобализация низкой смертности – следствие и одна из движущих сил общей глобализации 2. Нарушение глобального демографического равновесия, мировой демографический взрыв и его катастрофические последствия 3. Ускоренный демографический переход как путь к скорейшему восстановлению демографического равновесия 4. Достижения и поражения догоняющей демографической модернизации в развивающихся странах 5. Препятствия на пути снижения рождаемости 6. Новая роль международных миграций 7. Перспективы завершения демографического взрыва 8. Мировой демографический прогноз
  • Раздел 8. Демографическая модернизация России
    1. Демографическая модернизация России как ответ на кризис традиционного типа воспроизводства населения 2. Демографическая модернизация России в контексте общей модернизации страны 3. Демографическая модернизация России в контексте мирового демографического перехода 4. Противоречия демографической модернизации России 5. Эпидемиологический переход в России его незавершенность 6. Модернизация семьи в России и ее непоследовательность 7. Новый тип воспроизводства населения в России и его проблемы 8. Причины незавершенности демографической модернизации России 9. Последствия незавершенности демографической модернизации в России 10. Россия перед лицом демографических вызовов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Перевод с английского и презентация на семинаре небольшой статьи по теме курса
  • неблокирующий Доклад на предложенную тему
  • неблокирующий Устный экзамен
    Результирующая оценка по дисциплине рассчитывается по следующей формуле: О результирующая (1) = О экзамен (0,4)+О накопленная (0,6) Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на программе. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль и аудиторную работу. Вторая пересдача проводится в присутствии комиссии, включающей не менее трех преподавателей, накопленная оценка за текущий контроль и аудиторную работу не учитываются.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Контрольная письменная работа составляет 20% от полученной оценки
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Устный экзамен составляет 40% от полученной оценки
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Balbo, N., Billari, F. C., & Mills, M. (2012). Fertility in Advanced Societies: A Review of Research: La fécondité dans les sociétés avancées: un examen des recherches. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.58F9D247
  • Caldwell, J. (2015). Demographic theory: A long view. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F24F149
  • Caldwell, J. C., & Caldwell, B. (2006). Demographic Transition Theory. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=212870
  • Omran, A. R. (2001). The epidemiologic transition. A theory of the Epidemiology of population change. 1971. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F2382A6A
  • Ronald Lee. (1987). Population dynamics of humans and other animals. Demography, (4), 443. https://doi.org/10.2307/2061385
  • Sergei Zakharov. (2008). Russian Federation: From the first to second demographic transition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AF318F73
  • Terris, M. (1976). The epidemiologic revolution, national health insurance and the role of health departments. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4BAD8455
  • Демографическая модернизация России, 1900-2000, Вишневский, А. Г., 2006
  • Россия и мир. Новая эпоха : 12 лет, которые могут все изменить, Бордачев, Т. В., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Acsádi, G. T. F. (2000). The Population of Europe: A History (Book). Population & Development Review, 26(4), 831–833. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=4125082
  • Ansley J. Coale. (1984). The Demographic Transition. The Pakistan Development Review, (4), 531. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.pid.journl.v23y1984i4p531.552
  • Coleman, D. (2010). Migration and its consequences in 21st century Europe. Vienna Yearbook of Population Research|Vienna Yearbook of Population Research 2009 2009. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7A270268
  • Dirk J. Van De Kaa. (2010). Universal history and population change. Demográfia English Edition, (5), 5. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.nki.journl.v53y2010i5p5.20
  • Grigoriev, P., Shkolnikov, V., Andreev, E., Jasilionis, D., Jdanov, D., Meslé, F., & Vallin, J. (2010). Mortality in Belarus, Lithuania, and Russia: Divergence in Recent Trends and Possible Explanations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.33D4A068
  • Murray, C. J. ., & Lopez, A. D. (1996). Evidence-based health policy——lessons from the Global Burden of Disease Study. Science, 274(5288), 740. https://doi.org/10.1126/science.274.5288.740
  • Tomáš Sobotka. (2008). Overview Chapter 6: The diverse faces of the Second Demographic Transition in Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6EDF27FC
  • United Nations. (2004). World Population to 2300. New York: United Nations Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=125206
  • van de Kaa, D. J. (1993). European migration at the end of history. European Review, (01), 87. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v1y1993i01p87.108.00
  • Van De Kaa, D. J. (1999). The past of Europe’s demographic future. European Review, (04), 529. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v7y1999i04p529.550.00