• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Искусство Ибероамерики

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Масиель Санчес Лев Карлосович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из трех блоков. Доколумбова Америка включает обзоры искусства Мезоамерики (ольмеки, Теотиуакан, майя, ацтеки) и Анд (Чавин, Паракас– Наска, мочика, уари, Тиуанаку, инки). Колониальное искусство рассматривается на примере Новой Испании, Перу и Бразилии. В искусстве ХХ в. основной акцент сделан на Бразилии и Мексике. Латинская Америка является образцовым регионом для отработки важнейших методологических подходов современного гуманитарного знания. История испанского и португальского владычества и его последствий дает возможность отработать подходы пост-колониальной теории. Изучение искусства ХIX–ХХ вв. позволяет рассмотреть механизмы конструирования и визуальной репрезентации модерного национального государства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов общих представлений об основных процессах развития искусства испанской Америки и Бразилии, его месте в истории человечества
  • знакомство с важнейшими памятниками этого искусства
  • знакомство с основами истории и регионоведения Ибероамерики
  • умение интерпретировать произведения искусства и архитектуры Ибероамерики с новейших методологических позиций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основы истории и регионоведения Ибероамерики
  • знать основные процессы развития искусства испанской Америки и Бразилии, его место в истории человечества
  • знать важнейшие памятники искусства испанской Америки и Бразилии
  • уметь интерпретировать произведения искусства и архитектуры Ибероамерики с новейших методологических позиций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство Ибероамерики. Искусство Доколумбовой Америки. Цивилизации Мезоамерики.
    Ольмеки — древнейшая цивилизация Мезоамерики. Церемониальные комплексы и «колоссальные головы». Теотиуакан и его цивилизация: пирамиды, монументальная скульптура и живопись. Цивилизации центральной Мезоамерики классического периода. Майя. Архитектура, техника, типология, декор. Крупнейшие церемониальные комплексы: Тикаль, Копан, Ушмаль, Чичен-Ица. Круглая скульптура майя: Копан и Киригуа. Рельеф и живопись: Яшчилан и Бонампак. Инвентарь гробницы в Паленке. Сапотеки: Монте-Альбан, скульптура, металл. Тотонаки: Эль-Тахин. Поздние цивилизации Месоамерики. Тольтеки: Тула и поздний период Чичен-Ица. Искусство постклассических майя: керамика. Миштеки: Митла. Архитектура и скульптура ацтеков.
  • Искусство Ибероамерики. Искусство Доколумбовой Америки. Андские цивилизации.
    Зачатки искусства в древнейших центрах Андской цивилизации в Северном Перу: Караль, Вентаррон, Котош, Сечин. Архитектура и скульптура святилища Чавин-де-Уантар: формирование единого стиля. Искусство моче как вершина искусства Андской цивилизации. Пирамиды моче и их декор. Золото моче: инвентарь гробницы Сипан. Многообразие и реализм керамики моче. Традиции моче в искусстве Ламбайеке: инвентарь гробницы Сикан. Поздние цивлизизации Северного Перу. Чиму и глиняный город Чан-Чан. Чанкай: ткани и керамика. Цивилизации Южного Перу. Петроглифы Наски и ткани Паракаса. Керамика Наски и Паракаса. «Синтетическое» искусство империи уари. Архитектурный комплекс и монументальная скульптура Тиуанаку. Имперское искусство инков. Важнейшие святилища и крепости: Кориканча, Саксайуаман, Ольянтайтамбо, Мачу-Пикчу.
  • Искусство Ибероамерики. Искусство колониального периода XVI–XVIII вв. Искусство XVI–XVII вв.
    Распространение форм испанской архитектуры в ее колониях: поздняя готика, мудехар (фонтан в Чьяпа-де-Корсо), платереско (монастырь в Актопане). Архитектура городских соборов Новой Испании: Мерида, Мехико и Пуэбла. Организация монастырских комплексов Новой Испании (на примере Уэхоцинго). Гибридное испанско-индейское искусство (резьба капеллы в Тлальманалько, росписи монастырей Исмикильпан и Малиналько). Проблема творчества Ф. Бесерры – соборы в Кито и Куско. Формирование городских ансамблей Куско (кафедральный собор, иезуитская церковь ла-Компания, монастыри и приходские храмы), Лимы и Кито. Инкские элементы в колониальном изобразительном искусстве и архитектуре вице-королевства Перу.
  • Искусство Ибероамерики. Искусство колониального периода XVI–XVIII вв. Искусство XVIII в.
    Первые произведения чурригереско в Мехико: старая базилика Гуадалупе, алтарь Волхвов кафедрального собора, ц. Саграрио-Метрополитано. Архитектурные школы Мексики и Центральной Америки, народная архитектура Пуэблы и Тласкалы. Фольклорные мотивы в архитектуре Перу (Арекипа, Потоси). Живопись школ Куско, Кито и Потоси — основные сюжеты и мастера. Миссионерское искусство архитектура — Сьерра-Горда в Мексике, Чикитания в Боливии, иезуитские миссии Парагвая. Распространение архитектуры неоклассицизма и живописи академизма.
  • Искусство Ибероамерики. Искусство колониального периода XVI–XVIII вв. Географические открытия и появление «бразильских мотивов» в европейском искусстве XVI-XVII вв.
    Ранняя архитектура на территории Бразилии в XVI в. Искусство и архитектура больших иезуитских миссий в XVII в. Собор Сан-Салвадор де Баия. Колониальное градостроительство XVI–XVII вв. Голландское искусство и архитектура в Ресифе XVII века. А.Экхаут, Ф.Пост.Искусство центральных и юго-западных регионов. «Национальный стиль Алежадинью» XVIII-начала XIX вв.: вопросы интерпретации стиля и применимости категорий барокко и рококо.
  • Искусство Ибероамерики. Искусство независимых государств в XIX-XХI вв. Искусство бразильской империи.
    Произведения мастеров «Французской миссии» и их влияние на бразильских художников первой половины XIX столетия. Бразильские мастера в Париже. Европейский академизм в Бразилии. Сан-Пауло. «Неделя современного искусства» 1922 г., бразильский модернизм и проблема синтеза искусств. Кандиду Портинари и Оскар Нимейер: (интер-)национальные модели в искусстве Бразилии XX века. Три источника и три составных части бразильского пост-модерна.
  • Искусство Ибероамерики. Искусство независимых государств в XIX-XХI вв. Изобразительное искусство Мексики ХХ в.
    Формирование местной живописной школы: импрессионизм (Х. Клаусель, Доктор Атль), модерн (С. Эрран). Расцвет монументальной живописи на социальные и исторические темы в творчестве Х. К. Ороско, Д. Риверы и Д. А. Сикейроса. Сюрреализм, поиски национальной идентичности: Л. Каррингтон, М. Искьердо, Р. Тамайо. Сложение нового образного языка в работах поколения «Разрыва»: живописцы М. Фельгерес, Х. Аревало, Ф. Толедо, Л. Масиэль, скульптор Ф. Сильва.
  • Искусство Ибероамерики. Искусство независимых государств в XIX-XХI вв. Архитектура Латинской Америки ХХ в.
    Поздний историзм, модерн и ар деко. Неоклассицизм в архитектуре Аргентины и Кубы 1-й пол. ХХ в. Неоколониальный стиль в Мексике и Перу в 1920-е гг. Выдающиеся мастера модернизма — Л. Барраган и П. РамиресВаскес (Мексика), Э. Дьесте (Уругвай), К. Теста (Аргентина), К. Р. Вильянуэва (Венесуэла), Р. Мартинес (Сальвадор).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллективный доклад
    Каждый из студентов должен участвовать в коллективном докладе по историографической теме, сопровождаемый презентацией
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен (Оэ) представляет собой подготовленную презентацию выставочного проекта в формате Power Point с подробным текстовым раздаточным материалом.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Коллективный доклад + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rex Koontz, & Heather Orr. (2009). Blood and Beauty : Organized Violence in the Art and Archaeology of Mesoamerica and Central America. Los Angeles: Cotsen Institute of Archaeology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2149116
  • ХХ век. Краткая историческая энциклопедия. Т.2: Латинская Америка. Африка. Азия и Океания. Люди века, Агеева, И. А., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бразилия для любознательных, Аврорский, В., 2006
  • Искусство эпохи Возрождения : Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия, Степанов, А. В., 2009