• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Корпоративная социальная политика

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Управление в социальной сфере)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление в социальной сфере
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина посвящена политике бизнес организаций в области социального развития, которое в большой степени служит основой для выстраивания взаимодействия с государством и обществом. Основной акцент будет сделан на социологическом анализе внеэкономических мотивов управленческих решений, которые ориентированы не на критерии дохода или прибыли и другие экономические измерения, а в центре которых лежат социокультурная и не правовая стороны взаимодействий в бизнесе. К корпоративной социальной политике относятся, прежде всего, социальные программы, нацененные на собственных сотрудников: повышение качества их трудовой жизни, обеспечение льгот и социальных гарантий, повышение благополучия сотрудников и их семей, обеспечение равенства прав и возможностей, реализация социального партнерства, программы волонтерства и социальной помощи и пр. Особое значение в курсе будет уделено целям и ожидаемым результатам социальным программ и тем показателям, которые используются компаниями в оценке качества своей деятельности в данной области. Помимо этого, будет рассмотрен опыт множества управленческих воздействий и программ, нашедших применение в современных российских компаниях. Помимо социальных программ для собственных сотрудников, компании также реализуют проекты социального развития для более широкого круга лиц и партнеров. Это участие в государственных программах в области здравоохранения, развития территорий, образования и развития человеческого капитала и пр. Это благотворительность, спонсорство и социальная поддержка отдельных слоев населения, некоммерческих и общественных организаций, отдельных событий и инициатив со стороны компаний и их сотрудников. Во многом эта работа лежит в сфере корпоративной ответственности бизнеса по отношению к обществу, региону, окружающей среде. Здесь основными становятся понятия легитимности и открытости, которые определяют внешний имидж, репутацию бизнеса в политической и социокультурной среде. Практики корпоративной социальной ответственности также будут представлены как рамка выстраивания коммуникаций с заинтересованными сторонами, и прежде всего государством. В этом отношении будут рассмотрены не столько теоретические подходы, сколько практика социальной ответственности в российском бизнесе и слушатели получат опыт полноценного социологического изучения реалий и практик в данном контексте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - планировать и проводить экспертизу социальных проектов, инициированных бизнес-организациями с точки зрения их воздействия на общество и реализации государственных программ
  • - участвовать в разработке социальных программ и проектов, ориентированных на создание устойчивых взаимодействий всех заинтересованных сторон: бизнеса, государства, общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Распознавать и определять основные условия и факторы, влияющие на участие и реализацию корпоративной социальной политики компаниями
  • Определять основные интересы участников корпоративных социальных программ и применять модели по их согласованию в типичных ситуациях конфликта интересов
  • Оценивать комплексный эффект предлагаемых корпоративных социальных программ и проектов с позиций различных социальных групп (сообществ, бизнеса, общества, государства) и в разных временных перспективах (в краткосрочном и долгосрочном периодах)
  • Разрабатывать предложения по содержанию и условиям реализации программ корпоративной социальной политики с учетом позиций всех групп участников
  • Представлять и объяснять предлагаемые решения и программы как в письменной, так и в устной форме в различных профессиональных аудиториях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Корпоративная социальная политика: цели и инструменты
    Корпоративная социальная политика и социальная ответственность бизнеса. Цели корпоративной социальной политики и условия ее реализации. Объекты корпоративной социальной политики. Формы и практики социальной политики в современных компаниях. Российский опыт корпоративной социальной политики: условия, цели и результаты.
  • Корпоративная социальная политика как инструмент взаимодействия с государством
    Социальная политика компаний как инструмент взаимодействия с государством. Области партнерства и сотрудничества бизнеса и государства. Роль государства в корпоративной социальной политике. Варианты реализации партнерства в социальной сфере. Опыт партнерства российского бизнеса и государства в социальной сфере.
  • Работа с заинтересованными сторонами
    Типологии заинтересованных сторон. Сотрудники компании как заинтересованная сторона. Государство как заинтересованная сторона. Принципы выстраивания отношений с заинтересованными сторонами в современном бизнесе. Коммуникации с заинтересованными сторонами. Конфликты интересов и проблемы взаимодействия с заинтересованными сторонами. Программы и проекты согласования интересов заинтересованных сторон в практике российских организаций. Мировые тенденции в развитии и применении подходов социальной ответственности: результаты исследований, опыт в России и за рубежом.
  • Социальная ответственность бизнеса
    Выбор между экономической эффективностью и общественным благом. Современные концепции корпоративной социальной ответственности. Институциональные основы социальной ответственности. Социальная ответственность как составляющая устойчивого развития. Практики социальной ответственности в современной России. Институт социальных отчетов в мире и в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий письменный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (подготовка и защита итоговой работы). Экзамен проводится на платформе zoom (https://www.zoom.us /). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 10 минут и более. При невозможности подключиться к экзамену до его окончания по расписанию, оценка за экзамен может быть выставлена без учета защиты работы (только по тексту итоговой работы, сданной заранее). Процедура пересдачи подразумевает повторное выполнение и защите итоговой работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * письменный экзамен + 0.3 * работа на семинарах + 0.3 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Corporate social responsibility vs. government regulation: institutional analysis with an applica..., Polishchuk, L., 2009
  • CSR and the legitimacy of business in transition economies: the case of Russia. (2009). https://doi.org/10.1016/j.scaman.2008.11.008
  • Marc Fetscherin, Shaomin Li, Ilan Alon, Christoph Lattemann, & Kuang Yeh. (2010). Corporate Social Responsibility in the Big Emerging Markets. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.70ECDEE
  • Meng Zhao. (2012). CSR-Based Political Legitimacy Strategy: Managing the State by Doing Good in China and Russia. Journal of Business Ethics, (4), 439. https://doi.org/10.1007/s10551-012-1209-6
  • Potepkin Maxim, & Firsanova Olga. (2017). Customer Perception of CSR Activities: A Comparative Study of Finnish and Russian Consumers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C57871DB
  • Social policy, , 1999
  • Social policy, , 2007
  • Доверие : социальные добродетели и путь к процветанию, Фукуяма, Ф., 2004
  • Свобода выбирать : наша позиция, Фридман, М., 2007
  • Сильное государство : управление и мировой порядок в XXI веке, Фукуяма, Ф., 2007
  • Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве, Виттенберг, Е. Я., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Contention and corporate social responsibility, Soule, S. A., 2009
  • Guerci, M., & Shani, A. B. R. (2014). Stakeholder involvement in Human Resource Management practices: Evidence from Italy. Management Revue - Socio-Economic Studies, (2), 80. https://doi.org/10.5771/0935-9915-2014-2-80
  • Khayrullina, M. (2017). CSR in Sustainable Development: Comparative Analysis. Quality Innovation Prosperity / Kvalita Inovácia Prosperita, 21(3), 36–49. https://doi.org/10.12776/QIP.V21I3.943
  • Oil Extraction and Benefit Sharing in an Illiberal Context:The Nenets and Komi-Izhemtsi Indigenous Peoples in the Russian Arctic. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38CC918E
  • Porter, M. E., & Kramer, M. R. (2006). Strategy & Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility. Harvard Business Review, 84(12), 78–92. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=23081414
  • Social policy, , 2003
  • Steurer, R., Martinuzzi, A., & Margula, S. (2012). Public Policies on CSR in Europe: Themes, Instruments, and Regional Differences. Corporate Social Responsibility & Environmental Management, 19(4), 206–227. https://doi.org/10.1002/csr.264
  • Девятловский Д. Н., & Позднякова М. О. (2014). Корпоративная Социальная Ответственность В России: Проблемы Малого Бизнеса. Проблемы Современной Экономики, (2 (50)), 173. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.004883.15617990
  • Долгорукова, И. (2014). Современные Практики Реализации Корпоративной Социальной Политики На Российских Предприятиях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E8701731
  • Козина, И. М. (2010). Peculiarities of «Socially Responsible Business» of Russian Enterprises ; Особенности “социально ответственного бизнеса” российских предприятий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F382CD55
  • Минервин, И. (2007). 2007.04.040. Портер М.Е., Крамер М.Р. Стратегия И Общество: Связь Между Конкурентным Преимуществом И Социальной Ответственностью Корпораций. Porter M.E., Kramer M.R. Strategy and Society: The Link between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility // Harvard Business Rev. - Boston, 2006, - Vol. 84, N 12. - P. 78-92. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 2: Экономика. Реферативный Журнал, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15267628
  • НЕХОДА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2014). Корпоративная Социальная Ответственность: Проблемы Измерения. Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Экономика, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16417664
  • Ткаченко, И. (2013). Влияние Глобализации На Развитие Стейкхолдерской Модели Корпоративного Управления. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FB3A666B