• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2019/2020

Финансовый менеджмент и финансовое моделирование в индустрии гостеприимства и туризме

Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Школа финансов
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Финансовый менеджмент и финансовое моделирование в индустрии гостеприимства и туризме» рассчитан на студентов второго года обучения. Основная цель курса – сформировать знания и навыки в области финансового менеджмента и финансового моделирования с учетом отраслевых особенностей индустрии гостеприимства и туризма, в том числе - научить строить финансовые модели различной степени сложности, опираясь на общепринятую, понятную профессиональному сообществу логику. Модели строятся с применением программного обеспечения Microsoft Excel, студентам необходимо ориентироваться в этом продукте, поскольку обучение Excel курсом не предусматривается. В рамках курса изучаются следующие темы: • Особенности финансового менеджмента на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма. Финансовый менеджмент как технология управления средствами предприятия и источниками их образования. Цели и задачи финансового менеджмента. Основная цель – управление стоимостью компании; • Особенности системы бюджетирования в компаниях индустрии ГиТ. Бюджет гостиницы: отель как самостоятельная операционная единица или часть холдинговой структуры – различия в процедуре и составе бюджетов. Показатели, используемые для расчета доходов и затрат по видам операционных бюджетов. Структурные подразделения гостиницы как центры ответственности (финансовой ответственности, доходов, затрат). Понятие зон доходности, определение модели гостиницы и выделение зон доходности. Детализация бюджета доходов и расходов по видам услуг и центрам ответственности. Использование маржинального подхода для оценки рентабельности услуг (зон доходности). • Бюджет туристической компании: туроператор и турагент – различия в процедуре и составе бюджетов. Горизонт планирования, учет сезонных факторов и особенностей ценообразования туристического продукта. Планирование затрат и методы сокращения затрат. • Анализ финансового состояния и финансовых результатов. Оценка экономической эффективности деятельности. Управление финансовыми рисками. • Прогнозирование и моделирование. Моделирование операционной деятельности, операционная модель. Сценарный анализ. Составляющие моделирования: экономическая логика, отчетность и экономика, архитектура и «механика». Драйверы и метрики. Принципы построения финансовой модели: агрегация и интеграция, последовательность построения, простота и гибкость, логичность построения. Блоки финансовой модели, обособленность и взаимосвязь блоков. Ограничения и допущения при построении финансовой модели. Этапы моделирования, спецификация модели, некоторые правила грамотного построения и проверки корректности модели. Источники информации для построения финансовой модели. Прогнозные финансовые отчеты. Модели «состояния» и модели «деятельности». Модель как основа стратегии развития компании. Финансовая модель на базе бизнес-процессов и оценка эффективности бизнеса через потоки операций. Учет отраслевых особенностей в финансовом моделировании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков в области экономики и управления финансами компаний индустрии гостеприимства и туризма с учетом современных достижений науки и практики экономического анализа фирм и финансового менеджмента;
  • Формирование у будущих отраслевых специалистов понимания специфики и особенностей экономики и финансов в сфере услуг в ракурсе выбранной отрасли;
  • Овладение практическими навыками разработки финансовых планов, системы управления экономикой и финансами, экономического обоснования бизнес-стратегии с учетом отраслевых особенностей и организационной структуры компании.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Уметь анализировать, типизировать и ранжировать риски, знать основы управления рисками и факторами, способными привести к угрозе банкротства.
  • Уметь анализировать финансовые показатели для повышения финансовой устойчивости и снижения финансовых рисков;
  • Знать концептуальные основы финансового менеджмента. Понимать методы финансового менеджмента, роль и функции финансового менеджера
  • Знать особенности планирования и управления экономикой и финансами индустрии гостеприимства и туризма. Формулировать цели и задачи экономического развития, формировать целевые экономические и финансовые показатели компании
  • Применять полученные знания при планировании бизнеса, построении системы бюджетного управления, определении зон доходности и центров ответственности. Иметь навыки (приобрести опыт): • разработки документов экономического планирования деятельности, форматов конкретных бюджетов с учетом особенностей компании в отрасли (гостиница, точка питания при гостинице, туроператор, турагент)
  • Анализировать специфические показатели деятельности компаний, проводить сравнительный анализ и выбирать наиболее эффективные управленческие решения
  • Иметь навыки прогнозирования деятельности в формате бизнес-плана, простой финансовой модели, бюджета
  • Иметь навыки поиска, сбора, обработки и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности компаний индустрии ГиТ с использованием современных информационно-поисковых ресурсов, компьютерных баз данных и т.п.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Финансовый менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме. Лекция 1. Особенности финансового менеджмента на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма.
    Финансовый менеджмент как технология управления средствами предприятия и источниками их образования. Цели и задачи финансового менеджмента. Основная цель – управление стоимостью компании. Основные черты финансового менеджмента на предприятиях индустрии ГиТ. Значимость основных объектов управления в зависимости от специфики отрасли: источники финансирования, доходы, внеоборотные и оборотные активы, затраты и себестоимость, платежеспособность и кредитоспособность, финансовая устойчивость, финансовые результаты и рентабельность. Роль и функции финансового менеджера. Инвестиционная деятельность и оценка эффективности инвестиций в индустрии гостеприимства, инвестиционные процессы в туристической отрасли. Политика кредитования, дивидендная политика.
  • Тема 2. Система планирования: бюджетирование как технология планирования, учета, контроля и управления. Лекция 1. Базовые понятия и основы: управленческая технология и составные элементы бюджетирования.
    Отражение стратегических целей в системе бюджетного управления. Специфика Master Budget: операционные бюджеты как база для обоснования и расчета финансовых бюджетов, взаимосвязь и корреляция показателей бюджетов. Вспомогательные и дополнительные бюджеты как средство углубленного планирования и контроля. Финансовые бюджеты: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Элементы системы бюджетирования: процессы и объекты, выбор варианта сочетания элементов. Тотальное, необходимое и минимальное бюджетирование. Прогнозный и директивный подход в бюджетном планировании и управлении. Требования к информации и источники информации, особенности сопоставления информации, план-фактный анализ и корректировка планов. Понятие центров ответственности, принципы определения подразделений как центров ответственности в системе бюджетирования. Стимулирование исполнения бюджета и его финансовые источники.
  • Тема 2. Лекция 2. Особенности системы бюджетирования в компаниях индустрии ГиТ.
    Бюджет гостиницы: отель как самостоятельная операционная единица или часть холдинговой структуры – различия в процедуре и составе бюджетов. Показатели, используемые для расчета доходов и затрат по видам операционных бюджетов. Структурные подразделения гостиницы как центры ответственности (финансовой ответственности, доходов, затрат). Понятие зон доходности, определение модели гостиницы и выделение зон доходности. Детализация бюджета доходов и расходов по видам услуг и центрам ответственности. Использование маржинального подхода для оценки рентабельности услуг (зон доходности). F&B как зона доходности в составе гостиницы. Применение нормативного метода при расчете затрат. Бюджет туристической компании: туроператор и турагент – различия в процедуре и составе бюджетов. Горизонт планирования, учет сезонных факторов и особенностей ценообразования туристического продукта. Планирование затрат и методы сокращения затрат. Эксплуатационная программа гостиничного хозяйства и принципы ее составления, производственная программа F&B и дополнительных услуг. Прогнозирование спроса и объема туристических услуг. Недельные и сезонные циклы.
  • Тема 2. Лекция 3. Применение процессно-ориентированного бюджетирования в индустрии ГиТ.
    Применение процессно-ориентированных принципов организации компании и процессно-ориентированное бюджетирование (activity-based budgeting, ABB), как метод повышения эффективности деятельности компании и управления стоимостью. Принципы и приемы описания процессов, расчета и оценки рабочей нагрузки, классификация затрат, прямой расчет стоимости и распределение затрат на процессы. Обоснованное управление стоимостью с учетом особенностей продуктов и услуг индустрии ГиТ.
  • Тема 3. Финансовое моделирование как инструмент развития и управления в индустрии ГиТ. Лекция 1. Понятие финансового моделирования. Общие принципы и логика построения модели.
    Понятие финансового моделирования. Прогнозирование и моделирование. Бухгалтерский учет, управленческий учет, бюджетирование, бизнес-план и финансовая модель – общее и особенное. Факторы, определяющие рост значимости финансового моделирования, задачи и области применения. Модели общего и специального назначения. Детерминированные и вероятностные модели. Модели «состояния» и модели «деятельности». Модель как основа стратегии развития компании. Основные результаты построения финансовой модели и их использование. Составляющие моделирования: экономическая логика, отчетность и экономика, архитектура и «механика». Драйверы и метрики. Принципы построения финансовой модели: агрегация и интеграция, последовательность построения, простота и гибкость, логичность построения. Блоки финансовой модели, обособленность и взаимосвязь блоков. Ограничения и допущения при построении финансовой модели. Проектирование модели, формулировка цели и этапы моделирования: последовательность действий, спецификация модели, некоторые правила грамотного построения и проверки корректности модели. Источники информации для построения финансовой модели.
  • Тема 3. Лекция 2. Моделирование операционной деятельности компании и финансового результата. Особенности моделирования предприятий индустрии ГиТ.
    Качественная операционная модель как основа финансовой модели. Отражение особенностей отрасли в финансовом моделировании, основные факторы влияния: технология и технологические процессы, экономика отрасли, отраслевое законодательство, особенности налогообложения. Классификация доходов и затрат и ранжирование их по степени значимости для моделирования. Сценарный анализ в моделировании операционной деятельности и построении финансовых моделей (имитационное моделирование): принципы выбора параметров сценарного анализа. Модели, зависимые от сбыта (sales drinen model) и модели «затраты плюс» - выбор подхода и целесообразность применения, первая отраслевая зависимость. Исторические данные, их использование и интерпретация при моделировании. Обоснование ограничений и допущений: анализ рынка и конкурентной среды, выбор индексов-дефляторов с учетом отраслевой составляющей модели. Моделирование отдельных компонентов: доходы и их обоснование, капитальные затраты и амортизация, оборотный капитал и особенности его моделирования в российских компаниях, прямое моделирование затрат по видам (целесообразность), моделирование точки безубыточности, налоги с оборота и в структуре себестоимости. Переложение данных на годы и кварталы. Отражение ключевых параметров бизнеса в прогнозном комплекте: Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, моделирование пакета финансовых отчетов. Значение баланса и переменная-замыкатель. Моделирование денежного потока прямым и косвенным методом, преимущества, недостатки, аргументация при выборе метода. Лист финансирования – моделирование кредитов, займов и выплат, определение будущей стоимости заемных средств. Моделирование отложенных налоговых активов и обязательств, налоговой и бухгалтерской прибыли. Расчет стоимости капитала: оценка стоимости собственного капитала, оценка стоимости долга, средневзвешенная стоимость капитала
  • Тема 4. Управление рисками.
    Понятие риска. Диагностика и классификация рисков: рыночные риски, кредитные риски, риск ликвидности, операционные риски, стратегические риски. Управление рисками: идентификация и ранжирование рисков, методы диагностики, алгоритмы управления рисками, способы минимизации рисков в зависимости от стратегии компании: снижение, избежание, принятие. Оценка эффективности проведения антирисковой программы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Кейс 1
    Кейс 1. (задания на выбор группе): • сформировать эксплуатационную программу отеля в зависимости от выбранного типа отеля; • спрогнозировать спрос и объем услуг туристической компании с учетом цикличности на выбранном направлении.
  • неблокирующий Кейс 2
    Кейс 2. Разработать блок операционных бюджетов и сформировать на их базе финансовые бюджеты для предприятий (по выбору): гостиница, точка питания при гостинице, туроператор, турагент. Две части задания: • первое выступление – обсуждение схемы бюджетов, связей и информационных потоков, и иерархии центров ответственности; • второе выступление – защита бюджета.
  • неблокирующий Кейс 3
    3. Кейс 3. Получение практических навыков проработки бизнес-идеи для дальнейшего моделирования и расчета экономики бизнеса и финансового результата. Форма представления – презентация. С использованием наработок предыдущих кейсов мини-группа проектирует и защищает эскиз финансовой модели (на выбор): a. Проектирует отель с нуля. В этом случае группе необходимо продумать концепцию отеля, целесообразность и право на существование выбранной концепции будет частью ответа. b. Тип отеля. В этом случае работа строится на информации из открытых источников о нескольких (многих) отелях выбранного типа (например – типичная модель отеля категории три звезды). c. Туристический продукт (пакет) – модель будет направлена на доказательство рентабельности выбранного продукта и целесообразности его разработки и последующей продажи потребителю d. Компанию, оказывающую туристические услуги / экскурсионные услуги – модель будет направлена на расчет инвестиций на открытие компании и обеспечение безубыточной операционной деятельности e. Комплекс дополнительных услуг отеля – модель также будет направлена на доказательство целесообразности наличия (открытия) в отеле этого пакета дополнительных услуг. Экономической целесообразности как отдельного продукта и дополнительных преимуществ, которые получит основной бизнес в результате предложения этих услуг
  • неблокирующий Кейс 4
    Кейс 4. На базе материалов кейса 3 группа строит и защищает небольшую модель в формате Excel. В кейсе 4 строится операционная часть модели – доходы и затраты, налоги, финансирование.
  • неблокирующий Кейс 5
    Кейс 5. На базе материалов кейса 3 и 4 группа строит и защищает финансовую часть модели и аналитический лист, готовит и защищает на занятии выводы о перспективах развития бизнеса по результатам моделирования
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.16 * Кейс 1 + 0.16 * Кейс 2 + 0.16 * Кейс 3 + 0.16 * Кейс 4 + 0.16 * Кейс 5 + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боголюбов В. С.-ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ И ГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-293-Высшее образование-978-5-534-07413-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/finansovyy-menedzhment-v-turizme-i-gostinichnom-hozyaystve-437229
  • Боголюбов В. С.-ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ И ГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-293-Профессиональное образование-978-5-534-10541-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/finansovyy-menedzhment-v-turizme-i-gostinichnom-hozyaystve-430790
  • Зайцева, Н.А. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном бизнесе : учебное пособие / Зайцева Н.А., Ларионова А.А. — Москва : Русайнс, 2017. — 318 с. — ISBN 978-5-4365-2122-0. — URL: https://book.ru/book/932844 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Авдеева, В.И. Финансовый менеджмент. : учебник / Авдеева В.И., Костина О.И., Губернаторова Н.Н. — Москва : КноРус, 2019. — 427 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-06618-8. — URL: https://book.ru/book/931316 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Брусов, П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование : учебник / Брусов П.Н., Филатова Т.В. — Москва : КноРус, 2014. — 232 с. — (для бакалавров). — ISBN 978-5-406-03705-8. — URL: https://book.ru/book/915980 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Гостиничный сервис и туризм: Учебное пособие / Д.Г. Брашнов. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 224 с.: 60x90 1/16. - (ПРОФИль). (переплет) ISBN 978-5-98281-234-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/223577
  • Экономика предприятия туризма: Учебник / С.А. Степанова, А.В. Крыга. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 346 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005445-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/339110
  • Экономика предприятия туризма: Учебник/Степанова С. А., Крыга А. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 346 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-005445-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/520908