• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Экономика

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Учебный курс "Экономика" позволяет студентам рассмотреть медиаиндустрию как отрасль экономики и изучить особенности масс-медиа как акторов медиарынка. Данный курс дает начальное представление об отрасли медиа, ее месте среди других отраслей народного хозяйства, а также о процессах и механизмах функционирования самой отрасли.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать базовое понимание о медиа как об отрасли экономики и медиакомпаниях как участниках рынка. Показать особенности функционирования медиарынка с учетом специфики ценообразования, потребления, организации труда и других факторов.
  • Курс предполагает ознакомление студентов с такими понятиями как медиарынок (его компоненты, механизмы, основные участники), бизнес-модели медиа (типология, компоненты, особенности моделирования).
  • Данный курс даст представление о роли государственного регулирования на медиарынке, позволит оценить положительные и отрицательные стороны вмешательства государства в медиарынок, познакомит с особенностями государственной политики регулирования медиа в России и западных странах.
  • В ходе курса будут рассмотрены рынки различных отраслей масс медиа в России и в зарубежных странах.
  • Предполагается подготовить студентов к принятию управленческих решений при управлении творческими коллективами, редакциями СМИ, медиакомпаниями и холдингами и т.д.
  • Получение знаний в области проектирования организационных структур медиа и механизмов функционирования СМИ.
  • Ознакомить с основными методами бюджетирования и финансового анализа, используемых в медиакомпаниях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует базовые определения.
  • Различает «сдвоенность» и «географическую особенность» медиарынка» .
  • Различает бизнес-модели медиа.
  • Анализирует структуру зарубежного медиарынка.
  • Выявляет личные и корпоративные ресурсы управления сотрудниками.
  • Понимает «горизонтальное и вертикальное» группирование труда.
  • Осознает систему государственного регулирования медиарынка.
  • Проектирует коммерчески окупаемые медиа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные понятия и специфика медиаэкономики.
    Что изучает медиаэкономика? Медиа как отрасль экономики. Положительные и отрицательные стороны представления медиа как индустрии. Трансформация экономической системы во второй половине ХХ в. и рост роли медиа. Доля медиарынка в экономике развитых стран и России. Узость понятия «рынок СМИ». Политэкономическое понятие индустрии. Индустрия как массово-организованное производство продукта в результате воздействия концентрированной рабочей силы и технических средств. Экономические, политические, социальные, технологические факторы развития медиаиндустрии. Медиа как товар и как общественное благо.
  • Медиарынок: общие понятия. Структура медиа отрасли. Основные акторы рынка.
    Определение рынка. Элементы рынка. Коммодификация аудитории. Концепция сдвоенного рынка СМИ. Виды клиентских рынков в медиа. Границы медиарынков. Компоненты медиарынка (СМИ, рекламные агентства и их подвиды (медиабайеры, медиаселлеры), коммуникационные агентства, книжный рынок, рынок аудиовизуальной продукции, рынок мобильного и интернет-контента). Федеральные, региональные и локальные рынки медиа.
  • Бизнес-модели масс медиа.
    Что такое бизнес-модель: различные подходы и концепции. Ключевые элементы бизнес-модели. Компоненты бизнес-модели. Бизнес-модель vs стратегия. Стандартная схема бизнес-модели медиа. Коммерческая модель масс-медиа. Основные источники финансирования масс-медиа. Тенденции изменения коммерческой модели. Компоненты бизнес-модели медиа. Общие проблемы бизнес-модели. Способы снижения рисков при бизнес-моделировании. Трансформации при переходе к цифровой реальности. Цепочка создания стоимости. Многообразие моделей массмедиа. Особенности ценообразования в медиа индустриях. Доходы и расходы медиа. Постоянные и переменные издержки различных типов медиа.
  • Концентрация в медиа. Ведущие российские и мировые медиакомпании.
    Виды концентрации медиа-бизнеса: вертикальная, горизонтальная, диагональная. История процессов концентрации. Создание горизонтальных газетных концернов в конце 19 в. Вертикальная и диагональная концентрация во второй половине ХХ вв. Роль семейных монополий в концентрации СМИ. Разделение управления и собственности в медиа. Критика процессов концентрации и глобализации в подходах политической экономии массовых коммуникаций. Крупнейшие мировые медиакомпании (AOL, Time Warner, Walt Disney, News Corp, Axel Springer и другие). Анализ изменений в основных активах компаний. Крупнейшие российские медиахолдинги: активы, владельцы, распределение рыночных сил в индустрии.
  • Труд и управление в медиа индустриях. Специфика медиаменеджмента.
    Понятие труда (labour) в концепциях медиаэкономики. Креативный труд, его особенности. Оценка трудовых затрат в медиа индустриях. Вовлечение пользователей в производство контента. Медиаменеджмент: основные понятия, особенности и вызовы.
  • Управленческий цикл в медиаиндустрии.
    Модели медиахолдингов. Стратегия, цели, функциональная и организационная структуры. Модели корпоративного центра. Выбор модели организационной структуры. Факторы, влияющие на выбор структуры. Линейно-функциональная структура. Матричная структура. Дивизиональная структура. Тенденции развития организационных структур и переход к модели внутреннего рынка. Основы бюджетирования и финансового управления медиа. Планирование. Бюджетирование. Управленческий учет.
  • Регулирование медиарынка. Участие государства.
    Участие государства в функционировании медиарынка: поддержка, вмешательство, контроль и другие причины. Основные формы взаимодействия государства и медиа. Обоснование государственного вмешательства через противоречие между коммерческой и общественной логикой масс медиа. Масс медиа как общественно значимое благо. Негативные стороны государственного вмешательства. Формы государственной поддержки медиа в развитых западных странах. Основные законы, регулирующие деятельность масс медиа в России. Поддержка региональных и муниципальных СМИ. Поддержка общественно значимых СМИ.
  • Управление медиапроектами. Проектирование и монетизация.
    Проектный медиаменеджмент как часть стратегического: для создания нового продукта, прорывного направления, выхода из кризисной ситуации. Принципы медиапроектного менеджмента. Признаки медиапроекта. Устав медиапроекта: инициация проекта с опорой на стратегические цели организации, постановка целей, этапы проекта, бюджетирование, анализ рисков и управление ими, работа с ожиданиями заинтересованных сторон проекта, команда исполнителей, оценка эффективности медиапроекта. Соответствие формальным признакам ТЗ заказчика, соответствие результатов медиапроекта ожиданиями заинтересованных сторон. Подходы к медиапроектированию. Коммерческая модель, ориентированная на прибыль. Поиск механизмов монетизации СМК.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Контрольная работа №2
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Контрольная работа №1 + 0.2 * Контрольная работа №2 + 0.1 * Посещаемость + 0.2 * Семинары + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., Иваницкий, В. Л., 2009
  • Энциклопедия мировой индустрии СМИ : учеб. пособие для вузов, Блинова, М. В., Вартанова, Е. Л., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы бизнес-моделирования СМИ : учеб. пособие для вузов, Иваницкий, В. Л., 2010
  • Управленческий учет : учебник, Николаева, О. Е., Шишкова, Т. В., 2004