• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Экономика

Статус: Курс обязательный (HR-аналитика)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра управления человеческими ресурсами
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: HR-аналитика
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины призвано обеспечить общеэкономическую подготовку студентов магистерской программы «HR-аналитика». Курс состоит из 2х разделов: Институциональная экономика и Экономика управления человеческими ресурсами. Изучение курса может быть использовано в дальнейшем при изучении дисциплин базовой части магистерской программы, а также при написании магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение основными положениями теории и методологии институционального анализа экономических процессов
  • Овладение основными теоретическими положениями экономического анализа поведения работников и работодателей
  • Формирование навыков объяснения (интерпретации) реальных феноменов управленческой практики в области управления человеческих ресурсов с помощью положений институциональной теории и экономической теории труда
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Пользоваться основными источниками данных о рынке труда.
  • Распознавать базовые модели формирования предложения и спроса на труд.
  • Формулировать основные подходы к анализу человеческого капитала и отдачи от образования.
  • Владеть методами анализа мобильности персонала
  • Выделять модели поиска работы; владеть данными о тенденциях безработицы за рубежом и в России
  • Сравнивать модели рынков труда, определять их особенности и характерные черты
  • Оценивать и интерпретировать динамику доходов и заработных плат.
  • Анализировать политику фирм в области управления вознаграждением.
  • знать определение институтов, знать классификации институтов, понимать отличие институтов от организаций и т.д.
  • иметь представление об истории становления институциональной экономической теории: основные гипотезы и критика
  • освоить базовые понятия теории игр, как одного из инструмента изучения дисциплины институциональная экономика
  • знать основные гипотезы модели потребительского выбора в условиях неопределенности. Знать основные понятия теории контрактов, на основе гипотез теории контрактов проводить анализ кейсов
  • знать виды трансакционных издержек, формулировать современные концепции теории фирмы
  • владеть основными гипотезами теории прав собственности
  • уметь подробно разбирать конкретные ситуации через призму институционального анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в институциональный анализ
    Проблемы взаимодействия между людьми и значение институтов как "правил игры". Различия между институтами и поведенческими закономерностями. Функции институтов. Формальные и неформальные институты. Механизмы принуждения. Замещаемость и комплементарность формальных и неформальных институтов. Основные принципы и направления неоинституционального анализа.
  • Предшественники неоинституциональной экономической теории: старая институциональная теория и неоклассическая теория. Особенности неоинституционального экономического анализа. Модели поведения потребителя в неоинституциональной экономике.
    Старые институционалисты: теории Макса Вебера и Торстейна Веблена. Неоклассическая экономическая теория и ограниченность ее предпосылок. Воздействие институционального окружения на поведение экономических агентов. Сопоставление институционального и неоклассического анализа (на примере изучения поведения потребителя). Несовпадение предсказаний неоклассической теории и поведения реального индивида. Воздействие психологических аспектов и институционального окружения на экономическое поведение. Заданность предпочтений как предпосылка неоклассического анализа поведения потребителей. Институты как значимый фактор формирования и изменения предпочтений. Неоинституциональные теории поведения потребителя.Теория потребительского выбора Г. Бейкера. Индивидуальный и социальный капитал. Связь между индивидуальным и социальным капиталом и их воздействие на текущее потребление. Парадокс возрастающей предельной полезности. Обратное воздействие текущего потребления на индивидуальный и социальный капитал. Функциональный спрос (модель К.Ланкастера и "гедонические" цены Розена) и нефункциональный спрос (эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена). Сетевые внешние эффекты. Прямые и косвенные внешние эффекты. Эффект присоединения к большинству и эффект сноба примеры позитивного и негативногого сетевого эффекта. Специфика поведения фирм на рынках со значимыми сетевыми эффектами в потреблении. Издержки переключения. Стратегическое взаимодействие между фирмами по поводу установления стандартов. Войны стандартов и соглашения по поводу стандартов. Примеры : война стандартов видеокассет и соглашение по поводу стандарта Bluе ray.
  • Методы неоинституционального анализа: базовые понятия теории некооперативных игр.
    Кооперативные и некооперативные игры. Статические некооперативные игры. Доминирующие и доминируемые стратегии. Итеративное элиминирование доминируемых стратегий. Дилемма заключенных. Наилучшая реакция. Равновесие в доминирующих стратениях. Равновесие по Нэшу. Динамические некооперативные игры. Информационное множество. Игры с совершенной информацией. Метод обратной индукции и проблемы, сопряженные с его применением. Простейшая модель торга. Факторы, детерминирующие пропорции раздела выигрыша от взаимодействия. Приложения: раздел квазиренты. Различия между стратегией в статической игре и стратегией в динамической игре с совершенной информацией. Нормальная и экстенсивная форма представления динамической игры. Повторяемые игры. Составная игра (stage game). Игры с конечным количеством повторений. Игры с бесконечным количеством повторений. Приложения: репутационные модели и отношенческие контракты.
  • Воздействие фактора неопределенности и асимметрии информации. Теория контрактов.
    Степень информированности агентов и ее обусловленность характером институциональной среды. Анализ принятия решений в условиях неопределенности. Введение в теорию контрактов, представляющую собой одно из наиболее динамично развивающихся направлений неоинституционального анализа. Асимметричная информация. Модель рынка "лимонов " Дж. Акерлофа. Пред- и постконтрактный оппортунизм: неблагоприятный отбор и моральный риск. Неблагоприятный отбор и механизмы противодействия неблагоприяному отбору. Активность информированной стороны, нацеленная на выявление своих характеристик: сигналы и контрсигналы. Активность Асимметрия информации и несовпадение интересов сторон. Моральный риск со скрытым действием и скрытой информацией. Инструменты противодействия моральному риску: мониториг, стимулирующие контракты, эффективная ставка заработной платы, турниры и пр. Сложности построения стимулирующих контрактов (С.Керр) и негативные контрактные экстерналии: концепция морального риска в условиях множественности целей (Холмстром и Милгром).
  • Трансакционные издержки.
    Понятие трансакций и трансакционных издержек. Трансакционные издержки по Коузу (издержки использования рыночного механизма). Проблема границ фирмы в работах Р. Коуза. Теорема Коуза(см. по Вэриану- гл. Внешние эффекты). Агентские теории фирмы (Алчиян&Демсец, Дженсен&Меклинг) Теория трансакционных издержек Оливера Уильямсона. Виды трансакционных издержек и факторы, детерминирующие их величину. Специфичность активов и формирование квазиренты. «Фундаментальная трансформация». Проблема заложникa (hold up).
  • Теория прав собственности.
    Собственность как “пучок” частичных полномочий. Классификация правомочий по Оноре. Структура прав и ее социальные последствия. Формирование структуры прав собственности. Неполнота контрактов по О. Харту. Факторы, обусловливающие неполноту контрактов. Новая теория прав собственности Гросманна-Харта-Мура. Значимость отношений собственности в мире неполных контрактов: остаточное право контроля. Критика теории трансакционных издержек О.Уильямсона с позиции теории неполных контрактов.
  • Институциональные изменения
    Технологические и институциональные преобразования. QWERTY эффекты и эффекты обусловленности предшествующим развитием. Причины, обусловливающие зависимость от предшествующего развития. Зависимость от предшествующего развития и множественность равновесий (или траекторий развития). Институциональные преобразования и институциональные ловушки. Институциональный дизайн. Трансплантация институтов и проблемы с этим сопряженные.
  • Введение. Базовые понятия.
    Труд и рынок труда как объект исследования. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как «цена труда». Виды рынков труда. Внешние и внутренние рынки труда. Сегментированность и двойственность рынков труда. Особенности внутреннего рынка труда. Взаимодействие внутреннего и внешнего рынков труда: Источники информации о рынке труда, занятости, зарплате. Классификация трудовой структуры населения. Рабочая сила и экономически неактивное население, занятость и безработица: понятие и методы измерения.
  • Предложение труда. Спрос на труд.
    Базовая модель предложения труда. Резервная заработная плата. Принятие решения о выходе на рынок труда: влияние предпочтений и нетрудового дохода. Факторы предложения труда. Эффект дохода и эффект замещения. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Демографические изменения и предложение труда. Предложение труда и уровень участия в рабочей силе: общемировые и страновые тенденции. Гендерные и возрастные особенности предложения труда. Сверхурочная работа и вторичная занятость. Предложение труда в России: динамика, особенности, прогнозы. Спрос на труд как решение об оптимальной численности занятых на предприятии. Спрос на труд в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект замещения и эффект масштаба. Спрос на труд фирмы, отрасли и рынка. Зависимость спроса на труд от особенностей применяемой в производстве технологии. Эластичность спроса на труд. Законы спроса Маршалла-Хикса. Спрос на труд в российской экономике: динамика, особенности, прогнозы.
  • Человеческий капитал и качество рабочей силы. Инвестиции в человеческий капитал.
    Понятие и виды человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал. Образование как сигнал на рынке труда. Особенности подстройки рынка труда специалистов. Инвестиции фирмы в человеческий капитал. Формальное и неформальное обучение на рабочем месте. Профессиональная подготовка. Эмпирические оценки отдачи от образования в России и других странах. Проблема overeducation / undereducation, работы не по специальности. Рынок труда выпускников в России.
  • Мобильность на рынке труда
    Мобильность на рынке труда и её виды. «Несоответствие» между работником и рабочим местом как причина трудовой мобильности. Шоки спроса на труд и мобильность работников. Межфирменная мобильность, текучесть и увольнения. Влияние специфического человеческого капитала на вероятность добровольных и вынужденных увольнений. Особенности межфирменной мобильности в России.
  • Безработица. Поиск работы.
    Безработица: понятие, виды, причины возникновения. Инфляция и безработица: кривая Филлипса. Естественный уровень безработицы. Система поддержки безработных и длительность поиска работы. Тенденции и структура безработицы в развитых странах и странах с переходной экономикой. Особенности российской безработицы. Модели поиска работы. Проблема асимметрии информации при найме работников. Установление стандартов найма. Модели скрининга, сигнализирования и самоотбора. Условные контракты. Удержание и увольнение работников. Издержки найма и увольнения.
  • Гибкость рынка труда. Модели национальных рынков труда.
    Гибкость рынков труда и ее виды (гибкость численности, рабочего времени, заработной платы, функциональная гибкость). Основные модели национальных рынков труда. Развитие рынка труда в России и особенности его гибкости.
  • Доходы населения. Заработная плата и её дифференциация
    Доход и его виды. Структура доходов населения. Способы измерения неравенства в доходах. Заработная плата. Причины различий в заработной плате: неоднородность работников и рабочих мест, ограничения в мобильности, дискриминация, деятельность профсоюзов, монопсонии. Компенсирующие различия в заработной плате. Доходы населения России: структура и динамика. Дифференциация доходов и проблема бедности в России. Региональная, отраслевая и профессиональная дифференциация заработных плат в России.
  • Политика фирм в области заработной платы и компенсаций
    Ненаблюдаемые усилия и трудовые контракты. Проблема морального вреда. Явные и неявные контракты. Стимулирующие трудовые контракты: проблемы неопределенности и асимметричности информации. Оптимальная сила стимулов. Мониторинг усилий или выпуска работника как альтернатива стимулирующим контрактам. Концепция эффективной заработной платы. Поведенческие аспекты внешних стимулов: вытеснение внутренней мотивации, альтруизм, справедливость и взаимность. Модели карьерных стимулов. Оплата в зависимости от стажа в компании. Продвижение и оплата по принципу турнира. Пожизненные контракты, контракты по принципу «продвижение или увольнение». Проблемы оплаты труда на основе наблюдаемых показателей: почасовая оплата, оплата за выпуск. Фиксированная и переменная оплата. Оплата за результат: принципы и эффекты. Неденежные формы компенсации. Особенности и тенденции оплаты труда в развитых странах и России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
    Относится ко 2й части курса
  • неблокирующий доклад
    Относится ко 2й части курса
  • неблокирующий Эссе
    Относится ко 2й части курса
  • блокирующий Экзамен
    Форма экзамена (относится ко 2й части курса): Экзамен проводится в письменной форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://docs.microsoft.com/ru-ru/microsoftteams/hardware-requirements-for-the-teams-app Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе MS Teams; Войти на платформу MS Teams под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru); Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме приложения MS Teams или браузера, в котором будет выполняться вход на платформу MS Teams. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для ведения расчетов; Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию, связанную с выполнением экзаменационного задания; Взаимодействовать с другими студентами по разрешению преподавателя. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой MS Teams во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
  • неблокирующий эссе
    в рамках первой части курса, посвященной Инситуциональной экономике
  • неблокирующий работа в рамках семинарских занятий
    Активность на семинарских занятиях включает в себя участие в дискуссиях по предложенным статьям, решение задач, написание мини-тестов по пройденному материалу, устный контроль по пройденным темам каждого студента.
  • блокирующий Экзамен
    в рамках первой части курса, посвященной Институциональной экономике
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * работа в рамках семинарских занятий + 0.4 * Экзамен + 0.2 * эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * активность на семинарах + 0.2 * доклад + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Labor economics, Borjas, G. J., 2015
  • Курс институциональной экономики : институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для вузов, Кузьминов, Я. И., Бендукидзе, К. А., 2006
  • Экономика труда : учеб. пособие для вузов, Мазин, А. Л., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вехи экономической мысли. Т.2: Теория фирмы, Гальперина, В. М., 1999
  • Заработная плата в России : эволюция и дифференциация, Белоконная, Л. А., Вишневская, Н. Т., 2007
  • Институциональная экономика : учебник, Олейник, А., Нуреев, Р., 2005
  • Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход : учебник для вузов, Вэриан, Х. Р., Фроловой, Н. Л., 1997
  • Новая теория фирмы, Шаститко, А. Е., Рубе, В. А., 1996
  • Российский работник : образование, профессия, квалификация, Биляк, Т. А., Вишневская, Н. Т., 2011
  • Российский рынок труда : адаптация без реструктуризации, Капелюшников, Р. И., 2001
  • Россия и Европа: эффект колеи (опыт институционального анализа истории экономического развития), Нуреев, Р. М., Латов, Ю. В., 2010
  • Теория фирмы : сб. ст., Гальперина, В. М., 1995
  • Экономика идентичности : как наши идеалы и социальные нормы определяют, кем мы работаем, сколько зарабатываем и насколько несчастны, Акерлоф, Д. А., Крэнтон, Р. Е., 2011
  • Экономика, организация и менеджмент. Т.1: ., Милгром, П., Робертс, Дж., 1999
  • Экономика, организация и менеджмент. Т.2: ., Милгром, П., Робертс, Дж., 1999
  • Экономическая теория и институты : манифест современной институциональной экономической теории, Ходжсон, Д., Каждана, М. Я., 2003