• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Психологическая помощь при разводе

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Основной Целью Основной целью дисциплины «Психологическая помощь при разводе» является подготовка магистрантов к психотерапевтической работе с супружеской парой и семьей с детьми в ситуации супружеского развода. Освоение этой дисциплины познакомит магистрантов с основными принципами психотерапевтической работы с супружеским разводом и основными этапами такой работы. Магистранты будут знать специфику работы с семьей на разных этапах супружеского развода. Они таже будут знать особенности переживания разводной ситуации детьми разного возраста. Кроме того, они будут понимать особенности помогающей работы в разные временные периоды после развода. Освоение этих навыков протекает в форме практических занятий для формирования основных представления и ориентиров психотерапевтической помощи в этой кризисной ситуации- наблюдения и отработки усваиваемых навыков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать основные этапы работы с разводом, основные принципы и приемы в организации этой терапевтической работы, особенности переживания развода детьми разных возрастов, различать «завершенный» и психологически «незавершенный» супружеский развод; т.е. анализировать, верифицировать и адекватно оценивать имеющиеся у них знания и синтезировать их в структурированную логику терапевтической помощи при разводе;
  • рефлексировать освоенные знания и способы действий в работе с разводом - понимать возможные «блоки», препятствия, стоящие на пути эффективной психотерапевтической работы с разводом: социальные, культурные, профессиональные, связанные с личной и семейной историей самого психотерапевта
  • уметь строить свою терапевтическую работу с семьей, руководствуясь принципами социальной и профессиональной ответственности -понимать в связи с этим значение выработки внятной профессиональной позиции, а также супервизии, личной психотерапии и другой работы на «блоками, препятствующими формированию этой профессиональной позции
  • умееть проводить диагностику готовности супругов к супружескому разводу; клинически различать признаки «завершенного» и незавершенного развода, организовывать работу на разных этапах разводной ситуации; т.е. использовать имеющиеся компетенции, модели, методы и способы работы для решения комплексной задачи терапии развода;
  • уметь работать с семьей, пережившей развод, на разных временных этапах после развода, уметь организовывать работу с «бинуклеарной» (двуядерной) семьей; осознанно выбирая стратегии межличностного взаимодействия в этой терапевтической работе
  • владеть навыками работы с травмой в ситуации супружеского развода; навыками работы с детьми разных возрастов; навыками работы с семьей в различном составе; способствовать решению людьми мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем в ситуации супружеского развода;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Знание исторического и понимание социального и культурного контекста работы с разводной ситуацией в семье с детьми в России и мире
  • 2. Понимание основных «зон» возможных препятствий для эффективной работы специалиста с супружеским разводом
  • 3. Различение критериев «незавершенного» и «завершенного» развода в семье
  • 1. Умение практически выявлять основные признаки «разводной ситуации» в семье.
  • 2. Знание основных признаков достигнутой «нейтральности» в пост-супружеских отношениях
  • 3. Основные признаки функционального родительского взаимодействия в ситуации супружеского развода
  • 4. Знание основных особенностей переживания супружеского развода детьми разного возраста.
  • 5.Знание условий и «протокола» предъявления разводной ситуации родителями детям
  • 6. Знание принципов предъявления развода расширенной семье и социальному окружению
  • 7. Знание основных принципов работы с "бинкулеарной" (двуядерной) семьей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Основные принципы организации работы с семьей переживающей супружеский развод
  • 1.1. Исторический, культурный, социальный и психологические аспекты супружеского развода
    История супружеского развода и его легитимации в различных странах и России. Религия и развод. Культурные особенности отношения к разводу. Социальные и юридические аспекты развода в России. Основные психологические аспекты - «линии напряжения» в разводной ситуации в семье и ее окружении .
  • 1.2. Возможные профессиональные и личностные препятствия в работе с супружеским разводом. Профессиональная позиция психотерапевта в работе с разводом
    Различные культурные социальные и личные представления, идеи и убеждения терапевта как возможные «блоки» профессиональной позиции в работе с разводом. Влияние собственной семейной и личной истории терапевта на его профессиональную позицию. Основные составляющие профессиональной позиции в работе с разводом. Тренинг выработки профессиональной позиции, деконструкция «блокирующих» убеждений и идей.
  • 1.3.Представление о «незавершенном» и «завершенном» супружеском разводе
    Традиционные представления о разводе. Классические представления и исследования влияния развода на детей (Г.Фигдор). Представление о «плохом» и «хорошем» разводе (К.Айронс). Основные признаки «незавершенного» ( плохого) и завершенного (хорошего) развода. Исследования восприятия ребенком структуры его семьи при «завершенном» и «не завершенном» разводе
  • Раздел 2. Основные этапы в работе с семьей, переживающей супружеский развод
  • 2.1. Диагностика разводной ситуации и содержание терапевтического контракта.
    Работа с обоюдным решением о разводе. Развод по инициативе одного из супругов. Основные признаки готовности в разводу и диагностика разводной ситуации. Заключение терапевтического контракта с семьей на работу с разводной ситуацией и ее основные этапы.
  • 2.2. Работа на достижение «нейтральности» бывших супругов по отношению друг к другу.
    Основные этапы и приемы работы на нейтральность. Работа с «травмированным» супругом. Вовлечение в работу «инициатора» развода. Основные признаки достижения бывшими супругами "нейтральности".
  • 2.3. Предъявление супружеского развода детям
    Выработка родительского контракта бывшими супругами как родителями. Основные приемы и правила предъявления развода детям разного возраста. Работа с конфликтной родительской парой
  • 2.4. Предъявление разводной ситуации расширенной семье, социальному окружению
    Развод как «секрет», нарушение нормальных связей в расширенной семьей и с социальным окружением в ситуации развода. Пути предъявления разводной ситуации супругами в расширенной семье и близкому окружению. Предотвращение «поляризации» семьи и дружеского окружения.
  • 2.5. Семья на разных этапах жизни после развода. Представление о «двуядерной» (би-нуклеарной) семье и терапевтическая работа с ней.
    Семья в новых границах – завершенное супружество, сохранение семьи. Представление о би-нуклеарной (двуядерной) семье и работа с ней. Помощь семье на разных временных этапах после развода, выявление незавершенного развода и «отсроченная» помощь по коррекции последствий давнего развода. Взрослые дети разводов.
  • 2.6. Семья на разных этапах жизни после развода. Представление о «двуядерной» (би-нуклеарной) семье и терапевтическая работа с ней.
    Семья в новых границах – завершенное супружество, сохранение семьи. Представление о би-нуклеарной семье и работа с ней. Помощь семье на разных временных этапах после развода, выявление незавершенного развода и «отсроченная» помощь по коррекции последствий давнего развода. Взрослые дети разводов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета итоговая групповая дискуссия по разделу 1
  • блокирует часть оценки/расчета коллоквиум по разделу 2
  • блокирует часть оценки/расчета устный экзамен по дисциплине
  • неблокирующий оценка аудиторной работы раздел 1
  • неблокирующий оценка аудиторной работы раздел 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.15 * итоговая групповая дискуссия по разделу 1 + 0.25 * коллоквиум по разделу 2 + 0.15 * оценка аудиторной работы раздел 1 + 0.25 * оценка аудиторной работы раздел 2 + 0.2 * устный экзамен по дисциплине
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга А. Я., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология и психотерапия семьи, Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2002
  • Системная психотерапия супружеских пар, Варга А. Я., 2017