• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Глобальные вызовы и проблемы

Статус: Курс по выбору (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен анализу роли различных глобальных проблем, акторов, институтов и глобальных вызовов в мировой политике. Рассматриваются политические, экономические, экологические, демографические и иные глобальные проблемы современности. Изучаются институты глобального управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение понятия и сущности глобальной политики в российской и западной политической культуре.
  • Выявление проблемного поля мировой политики в контексте новых глобальных вызовов и угроз.
  • Прояснение основных категорий глобальных акторов современной политики.
  • Овладение категориально-понятийным аппаратом анализа глобальных проблем современности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует теории глобального развития и глобализации
  • Называет базовые категории и понятия.
  • Называет базовые категории и понятия, связанные с государственными и негосударственными акторами глобальной политики
  • Формулирует и аргументирует позицию России в различных международных конфликтах.
  • Анализирует политические проблемы глобального управления
  • Владеет терминологией военной и ядерной политики и контроля над вооружениями.
  • Формулирует и объясняет положения основных договоров с области ограничения и сокращения вооружений.
  • Называет базовые факты и даты, относящиеся к глобальным экологическим и демографическим проблемам, а также глобальным проблемам освоения космоса.
  • Называет и объясняет базовые понятия, факты и даты по теме глобальных информационных потоков и кибербезопасности.
  • Называет и объясняет базовые понятия, факты и даты по теме кибербезопасности.
  • Называет и объясняет базовые факты и даты российско-американских отношений
  • Называет и объясняет базовые факты и даты по теме отношений России с ОБСЕ, Евросоюзом и НАТО.
  • Называет и объясняет базовые факты и даты российско-китайских отношений.
  • Называет и объясняет базовые факты и даты по внешней политике России в АТР.
  • Выделяет и прогнозирует перспективы и проблемы становления Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).
  • Выявляет динамику конкуренции и прогнозирует перспективы сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического коридора «Великого Шелкового пути».
  • Владеет аргументацией и навыками политических переговоров.
  • Называет и объясняет международно-правовые аспекты применения Конвенции по морскому праву в Арктике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теории глобального развития и глобализации. Контр-глобалистские тенденции.
    Мир как система. Конгломеративность мира. Различие категорий «международные отношения», «мировая политика», «внешняя политика».
  • Определения угроз и вызовов в глобальных и региональных международных процессах.
    Определения понятий «международная безопасность», «субъективная и объективная безопасность», «угроза», «риск», «вызов».
  • Государственные и негосударственные акторы глобальной политики.
    Государство как основной актор глобальной политики. Параметры государственной суверенности. Понятие взаимозависимости. Сферы деятельности государств. Негосударственные акторы международных отношений. Международные организации как социальное явление. Глобальные международные организации. Региональные межгосударственные и негосударственные организации. Индивид как актор политики.
  • Вмешательство в конфликты со стороны мировых держав и международных организаций.
    Различие операций по поддержанию и операций по силовому установлению мира. Главы 6 и 77 Устава ООН. Понятие «гуманитарная интервенция». Предупреждение и предотвращение конфликтов. Постконфликтное урегулирование. Примеры операций [ООН в Афганистане, Ираке, Ливии, бывшей Югославии.
  • Политические проблемы глобального управления. Деятельность ООН и межгосударственных региональных организаций.
    Структура ООН. Основные принципы Устава ООН. Роль Совета Безопасности ООН. Проблемы реформирования Совета Безопасности. Право «вето» и его применение. Конкурирующие модели глобального управления: СБ ООН, «группа семи», «группа двадцати».
  • Военно-политические инструменты в глобальной политике. Угроза глобальной ядерной катастрофы. Политика в сферах ограничения ядерных и обычных вооружений.
    Потенциал ядерного оружия. Понятия ядерного сдерживания, гарантированного взаимного уничтожения, неприемлемого ущерба. Различие стратегических, тактических вооружений и оружия средней и меньшей дальности. Основные договоры и соглашения в области ограничения и сокращения вооружений.
  • Глобальные экологические и демографические проблемы. Глобальные проблемы освоения космоса.
    Космос как совместное достояние человечества. Проблемы загрязнения космического пространства. Проблемы военного использования космоса. Проект Договора о правилах космической деятельности. Альтернативный проект Кодекса поведения в космосе.
  • Глобальные информационные потоки. Кибербезопасность.
    Масштабы глобальных информационных потоков. Историческая эволюция информации и способов ее передачи и хранения. Всемирная сеть Интернет: развитие и проблемы. Киберпреступность. Перспективы создания системы «контроля над информационным оружием».
  • Россия и Америка в глобальной политике. Российско-американские отношения.
    Россия и Америка как цивилизационные модели. Концепции «американской исключительности» и «предначертанной судьбы Америки». Параметры «американской модели» и проблемы ее экспорта и универсальной применимости. Аналогичные и отличные особенности «русской идеи», «евразийства», «советской модели», нового «русского мира». Столкновение американского и советского «универсализмов» в период «холодной войны» и в современном мире. Общее и отличное в интересах безопасности, экономического и политического и развития США и России в XXI веке.
  • Европа в глобальном балансе сил и интересов. Отношения России с ОБСЕ, Евросоюзом и НАТО.
    Становление СБСЕ/ОБСЕ. Договор ДОВСЕ. Договор по «открытому небу». Стокгольмский арсенал мер доверия в международных отношениях. Кризис конца 1990-х годов в новая активизация 2010-х годов в отношениях Россия-ОБСЕ. Роль ОБСЕ и ЕС в кавказских, приднестровском, украинском кризисах. Политика «восточного соседства» ЕС. Эволюция противостояния СССР-НАТО в годы «холодной войны», отношений Россия-НАТО в пост-советский период. Сотрудничество Россия-НАТО по бывшей Югославии, по Афганистану, Совет Россия-НАТО, ЕАСС. Новое обострение отношений Россия-НАТО в контексте украинского кризиса.
  • Политика в азиатско-тихоокеанском регионе и Евразийские проекты России и Китая.
    Российско-китайские отношения. Россия и две Кореи. Шанхайская Организация Сотрудничества: становление, расширение и перспективы. Россия и международные структуры АТР: АТЭС, Азиатско-тихоокеанское Партнерство, АСЕАН, АРФ и др. Перспективы и проблемы становления Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Конкуренция проектов ЕАЭС и Экономического коридора «Великого Шелкового пути».
  • Глобальная ресурсная, экономическая, военная роль Арктики.
    Вопросы геполитической принадлежности Арктики и Антарктики. Оценки ресурсов арктического региона. Международно-правовые аспекты применения Конвенции по морскому праву в Арктике. История и перспективы Северо-западного и Северо-восточного арктических морских путей. Экономические и социальные аспекты развития Арктики. Военно-политические аспекты деятельности в арктическом регионе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный опрос на семинарах
  • неблокирующий Деловая игра – имитация переговоров
  • неблокирующий Доклад-презентация
    В течение модуля каждый студент готовит и представляет доклад с компьютерной презентацией (5-10 слайдов, схем) по проблематике курса.
  • неблокирующий Экзамен
    По окончании курса организуется устный экзамен в форме ответов на два вопроса из заранее заявленного списка вопросов, плюс, при необходимости, дополнительные устные вопросы экзаменующего.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Деловая игра – имитация переговоров + 0.3 * Доклад-презентация + 0.2 * Устный опрос на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Международные конфликты : вмешательство, миротворчество, урегулирование: учебник для вузов, Никитин, А. И., 2017
  • Современные международные отношения : учебник для вузов, Абрамова, А. В., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бусыгина И.М. - Политическая география. Формирование политической карты мира: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 383с. - ISBN: 978-5-7567-0839-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97242
  • Под ред. Белозёрова В.К., Васильевой М.М., Позднякова А.И. - СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 318с. - ISBN: 978-5-534-09407-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennye-mezhdunarodnye-otnosheniya-427827
  • Политическая география. Формирование политической карты мира : учебник для вузов, Бусыгина, И. М., 2016