• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Разработка сценариев кино и видеоигры

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов, заинтересованных в изучении сценарного искусства и получении навыков разработки идеи фильма от заявки до полного сценария или идеи видеоигры от концепт-документа до полноценного проекта. В рамках курса студенты не только развивают свои идеи, но и учатся оформлять пакет документов проекта в соответствии с индустриальными нормами, а также производят ряд работ по чёткому концептуальному и визуальному воплощению имеющихся разработок. В ходе изучения программы, кроме выполнения практических заданий, студенты осваивают профессиональную терминологию, получают знания об основных тенденциях и особенностях современной драматургии, а также о специфике и сложностях детальной проработки проекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с основными этапами разработки сценария для кино и видеоигры.
  • Сформировать навык создания сценария для кинопродукта или видеоигры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы создания героя кино/видеоигры.
  • Анализирует героя произведения.
  • Создает и прорабатывает собственный образ героя.
  • Знает иерархию персонажей.
  • Анализирует персонажный комплекс произведения.
  • Создает черновик характера персонажа с использованием архетипов.
  • Знает специфику структуры повествования в кино и видеоигре.
  • Знает основные форматы, анализирует формат и основные элементы структуры существующих произведений.
  • Создает собственный сюжет по заданной структуре и в заданном формате.
  • Знает специфику жанров в кино и видеоиграх.
  • Отличает жанры друг от друга.
  • Разрабатывает собственный сюжет в любом жанре.
  • Знает принципы построения сцены и диалога.
  • Анализирует сцены из кино и видеоигр.
  • Создает собственные сцены и диалоги.
  • Ориентируется в основных характеристиках аудитории.
  • Применяет основные принципы адаптации.
  • Знает специфику интерактивного кино по сравнению с кино и видеоиграми.
  • Разрабатывает собственную концепцию интерактивного кино.
  • Анализирует трансмедийные проекты.
  • Применяет принципы трансмедийности к создаваемому продукту.
  • Понимает принципы редактуры сценария кино и видеоигры.
  • Умеет написать редакторское заключение по имеющемуся сценарию.
  • Выстраивает символический пласт произведения в сценарии.
  • Анализирует символический язык создателей аудио-визуальных произведений.
  • Знает основные этапы работы с готовым сценарием.
  • Понимает базовые принципы и правила продюсирования и режиссуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Герой + психология.
    Понятие “главный герой”, его суть и основные составляющие. Специфика главных героев в кино и видеоиграх. Направления и методы проработки образа главного героя. Психология как основа образа героя. Психологические термины, методы и приёмы, их связь с теорией драматургии. Психология автора и психология зрителя (игрока).
  • Иерархия персонажей.
    . Главный герой и его окружение. Специфика проработки персонажей в кино и видеоиграх. Главный герой и антагонист. Архетипы персонажей. Проработка второстепенных персонажей в контексте личности главного героя, основных конфликтов и темы произведения. “Дерево” персонажей.
  • Структура, формат.
    Виды нарративных схем, типы сюжетов в кино и видеоиграх. Форма истории в жёстких рамках: короткометражное кино, полнометражное жанровое кино, мейнстрим-видеоигры. Форма истории вне строгих рамок: фестивальное короткометражное кино, полнометражное авторское кино, инди-игры.
  • Жанры, юмор.
    Перечень и определения жанров, их особенности в кино и видеоиграх. Драма и комедия как база для других жанров. Комедийный и драматический герой: сходства и различия. Основные приёмы комедии. Разработка основы сюжета, главного героя, структуры, персонажей и конфликтов исходя из специфики выбранного жанра.
  • Сцена и диалог.
    Сцена как действие. Темп, такт, структура сцены. Текст и подтекст. Диалог, монолог, триалог. Диалог в тексте, на сцене, на экране. Нарратизированный и драматизированный диалог. Сцена без диалога. Специфика диалогов в видеоиграх, их роль в повествовании. Слом “четвёртой стены”.
  • Адаптация сценария под аудиторию.
    Неоднозначные и сложные темы (Юля). Аудитория как понятие. Структура аудитории, ее ключевые характеристики и показатели. Изменчивость и неоднородность аудитории. Аудитория кино и видеоигр: общее и частности. Восприятие культурного продукта аудиторией. Основные направляющие при адаптации сценария для аудитории. Выбор тем произведения. Понятие катарсиса. Функции катарсиса.
  • Интерактивное кино: кино + видеоигра.
    Определение интерактива. Формы и цели его использования, зрительское восприятие. Проблемы совмещения нарративов кино и видеоигры. Специфика и порядок разработки драматургической основы интерактивного проекта. Разбор примеров интерактивных игр.
  • «Путешествия» форматов: трансмедиа и адаптации.
    Понятие трансмедиа. Основные характеристики трансмедийной реальности. Кейс-стади классических трансмедийных проектов. Инструменты трансмедийности. Расширения вселенной через трансмедийность. Специфика работы с адаптациями. Инструменты адаптации. Факторы, которые необходимо учитывать при работе с адаптациями.
  • Редактура.
    Синтез и анализ. Принципы и направления анализа драматургической основы художественного произведения, принципы анализа текста. Работа редактора с автором. Этика. Правила построения редакторского заключения в кино. Специфика работы редактора в видеоиграх.
  • Символы и детали.
    Теория знака Ф. де Соссюра и Ч. Пирса. Роль и функции символов и знаков в экранных произведениях. Цели символической коммуникации в произведениях культуры. Виды символов и знаков. Работа с деталями и контекстом. Принципы построения символьного пласта произведения. Взаимодействие зрителя (игрока) с символами - возможные траектории и результаты.
  • Работа со сценарием: продюсирование и режиссура.
    Специфика работы режиссёра в кино, роль режиссёра в разработке видеоигры. Работа режиссёра со сценарием. Основные правила и приёмы, используемые в режиссуре. Этапы продюсирования проекта: пре-продакшн, продакшн, пост-продакшн. Принципы и особенности взаимодействия режиссёра и продюсера со сценаристом. Разбор примеров.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Домашние задания + 0.4 * Проект + 0.3 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино / Кристофер Воглер; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. Режим доступа — https://hse.alpinadigital.ru/book/3125
  • Вольф Ю. Школа литературного и сценарного мастерства: От замысла до результата: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа / Юрген Вольф; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. Режим доступа — https://hse.alpinadigital.ru/book/959

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Page, R. E., & Thomas, B. (2011). New Narratives : Stories and Storytelling in the Digital Age. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=477164
  • Ryan, M.-L., & Thon, J.-N. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780583
  • Управление командой: Практическое руководство - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 220 с.: 60x90 1/16. - (Harvard Business Review 10 лучших статей) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6496-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003140