Бакалавриат
2019/2020




Разработка сценариев кино и видеоигры
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент медиа
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предназначен для студентов, заинтересованных в изучении сценарного искусства и получении навыков разработки идеи фильма от заявки до полного сценария или идеи видеоигры от концепт-документа до полноценного проекта. В рамках курса студенты не только развивают свои идеи, но и учатся оформлять пакет документов проекта в соответствии с индустриальными нормами, а также производят ряд работ по чёткому концептуальному и визуальному воплощению имеющихся разработок. В ходе изучения программы, кроме выполнения практических заданий, студенты осваивают профессиональную терминологию, получают знания об основных тенденциях и особенностях современной драматургии, а также о специфике и сложностях детальной проработки проекта.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить с основными этапами разработки сценария для кино и видеоигры.
- Сформировать навык создания сценария для кинопродукта или видеоигры.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные этапы создания героя кино/видеоигры.
- Анализирует героя произведения.
- Создает и прорабатывает собственный образ героя.
- Знает иерархию персонажей.
- Анализирует персонажный комплекс произведения.
- Создает черновик характера персонажа с использованием архетипов.
- Знает специфику структуры повествования в кино и видеоигре.
- Знает основные форматы, анализирует формат и основные элементы структуры существующих произведений.
- Создает собственный сюжет по заданной структуре и в заданном формате.
- Знает специфику жанров в кино и видеоиграх.
- Отличает жанры друг от друга.
- Разрабатывает собственный сюжет в любом жанре.
- Знает принципы построения сцены и диалога.
- Анализирует сцены из кино и видеоигр.
- Создает собственные сцены и диалоги.
- Ориентируется в основных характеристиках аудитории.
- Применяет основные принципы адаптации.
- Знает специфику интерактивного кино по сравнению с кино и видеоиграми.
- Разрабатывает собственную концепцию интерактивного кино.
- Анализирует трансмедийные проекты.
- Применяет принципы трансмедийности к создаваемому продукту.
- Понимает принципы редактуры сценария кино и видеоигры.
- Умеет написать редакторское заключение по имеющемуся сценарию.
- Выстраивает символический пласт произведения в сценарии.
- Анализирует символический язык создателей аудио-визуальных произведений.
- Знает основные этапы работы с готовым сценарием.
- Понимает базовые принципы и правила продюсирования и режиссуры.
Содержание учебной дисциплины
- Герой + психология.Понятие “главный герой”, его суть и основные составляющие. Специфика главных героев в кино и видеоиграх. Направления и методы проработки образа главного героя. Психология как основа образа героя. Психологические термины, методы и приёмы, их связь с теорией драматургии. Психология автора и психология зрителя (игрока).
- Иерархия персонажей.. Главный герой и его окружение. Специфика проработки персонажей в кино и видеоиграх. Главный герой и антагонист. Архетипы персонажей. Проработка второстепенных персонажей в контексте личности главного героя, основных конфликтов и темы произведения. “Дерево” персонажей.
- Структура, формат.Виды нарративных схем, типы сюжетов в кино и видеоиграх. Форма истории в жёстких рамках: короткометражное кино, полнометражное жанровое кино, мейнстрим-видеоигры. Форма истории вне строгих рамок: фестивальное короткометражное кино, полнометражное авторское кино, инди-игры.
- Жанры, юмор.Перечень и определения жанров, их особенности в кино и видеоиграх. Драма и комедия как база для других жанров. Комедийный и драматический герой: сходства и различия. Основные приёмы комедии. Разработка основы сюжета, главного героя, структуры, персонажей и конфликтов исходя из специфики выбранного жанра.
- Сцена и диалог.Сцена как действие. Темп, такт, структура сцены. Текст и подтекст. Диалог, монолог, триалог. Диалог в тексте, на сцене, на экране. Нарратизированный и драматизированный диалог. Сцена без диалога. Специфика диалогов в видеоиграх, их роль в повествовании. Слом “четвёртой стены”.
- Адаптация сценария под аудиторию.Неоднозначные и сложные темы (Юля). Аудитория как понятие. Структура аудитории, ее ключевые характеристики и показатели. Изменчивость и неоднородность аудитории. Аудитория кино и видеоигр: общее и частности. Восприятие культурного продукта аудиторией. Основные направляющие при адаптации сценария для аудитории. Выбор тем произведения. Понятие катарсиса. Функции катарсиса.
- Интерактивное кино: кино + видеоигра.Определение интерактива. Формы и цели его использования, зрительское восприятие. Проблемы совмещения нарративов кино и видеоигры. Специфика и порядок разработки драматургической основы интерактивного проекта. Разбор примеров интерактивных игр.
- «Путешествия» форматов: трансмедиа и адаптации.Понятие трансмедиа. Основные характеристики трансмедийной реальности. Кейс-стади классических трансмедийных проектов. Инструменты трансмедийности. Расширения вселенной через трансмедийность. Специфика работы с адаптациями. Инструменты адаптации. Факторы, которые необходимо учитывать при работе с адаптациями.
- Редактура.Синтез и анализ. Принципы и направления анализа драматургической основы художественного произведения, принципы анализа текста. Работа редактора с автором. Этика. Правила построения редакторского заключения в кино. Специфика работы редактора в видеоиграх.
- Символы и детали.Теория знака Ф. де Соссюра и Ч. Пирса. Роль и функции символов и знаков в экранных произведениях. Цели символической коммуникации в произведениях культуры. Виды символов и знаков. Работа с деталями и контекстом. Принципы построения символьного пласта произведения. Взаимодействие зрителя (игрока) с символами - возможные траектории и результаты.
- Работа со сценарием: продюсирование и режиссура.Специфика работы режиссёра в кино, роль режиссёра в разработке видеоигры. Работа режиссёра со сценарием. Основные правила и приёмы, используемые в режиссуре. Этапы продюсирования проекта: пре-продакшн, продакшн, пост-продакшн. Принципы и особенности взаимодействия режиссёра и продюсера со сценаристом. Разбор примеров.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Домашние задания + 0.4 * Проект + 0.3 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино / Кристофер Воглер; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. Режим доступа — https://hse.alpinadigital.ru/book/3125
- Вольф Ю. Школа литературного и сценарного мастерства: От замысла до результата: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа / Юрген Вольф; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. Режим доступа — https://hse.alpinadigital.ru/book/959
Рекомендуемая дополнительная литература
- Page, R. E., & Thomas, B. (2011). New Narratives : Stories and Storytelling in the Digital Age. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=477164
- Ryan, M.-L., & Thon, J.-N. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780583
- Управление командой: Практическое руководство - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 220 с.: 60x90 1/16. - (Harvard Business Review 10 лучших статей) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6496-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003140