• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2019/2020

Проектный семинар "Несудебные практики и альтернативные способы разрешения правовых конфликтов в уголовном судопроизводстве"

Направление: 40.04.01. Юриспруденция
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Проектный семинар направлен на формирование у студентов понимания проблем современного уголовного судопроизводства и проектных установок и компетенций как необходимой профессиональной основы для участия в деятельности по решению проблем. В рамках данной дисциплины это достигается путем ознакомления студентов с современными мировыми тенденциями развития уголовной юстициив части включения в правовую систему альтернатив карательному способу реагирования на преступление, с зарубежным и российским опытом в этой области, с технологиями реализации альтернатив и способами правового регулирования. В последние десятилетия тенденция формирования такого рода уголовной политики в сфере публичного права усилилась, однако на этом пути возникло немало разочарований, что повлекло за собой как возврат к идеям и практике возмездия, так и формулирование новых концепций и практик. Отсюда в рамках профессиональной подготовки возникает необходимость освоения студентами основ проектного подхода к формированию инноваций. Дисциплина предусматривает интерактивные лекции, семинарские занятия, контрольную работу, практикум по проведению программы восстановительного правосудия (в виде ролевых игр), учебную конференцию по защите проектов либо выступлением с тематическим докладом и домашние задания (подготовка к опросам на семинарских занятиях, написание эссе по фильмам по теме курса, написание эссе по результатам проведенных практических занятий в форме ролевой игры, подготовка учебного проекта/научного доклада и выступления на учебной конференции), а также устный экзамен. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление слушателей с современной мировой тенденцией развития уголовной юстиции, ориентированной на включение в правовую систему альтернатив уголовному преследованию, а также с иными формами гуманизации ответа на преступления и квазикриминальные ситуации, и освоениеосновных концепций и правовых конструкций реализации такого рода альтернатив.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает современные проблемы уголовной юстиции и тенденции ее развития, связанные с применением альтернативных способов ответа на преступление, а также на конфликты квазикриминального характера, которые оказываются за рамками уголовного судопроизводства (например, где правонарушителями являются несовершеннолетние, не достигшие возраста уголовной ответственности);
  • Знает международные рекомендации и отечественное законодательство в этой области; типологию альтернатив в уголовном судопроизводстве; отличие принципов и практик примирительных процедур по уголовным делам от принципов и практик медиации по урегулированию споров в частноправовой сфере;
  • Знает основные теоретические работы в области восстановительного правосудия; правовые условия и последствия использования примирительных процедур по уголовным делам в российском уголовном судопроизводстве;
  • Умеет анализировать современные тенденциив уголовном правосудии и содержательные основания реформ в этой области; работать с нормативно-правовыми актами, научной литературой, аналитическими и концептуально-программными материалами;
  • Умеет организовывать и проводить программы восстановительного правосудия – медиацию между правонарушителем и пострадавшим; использовать полученные знания для решения проблем институционализации альтернатив в российской правовой системе;
  • Владеет понятийным аппаратом концепций альтернатив уголовному преследованию; аналитическим аппаратом различения сущности медиации при урегулировании частноправовых споров и примирительных процедур по уголовным делам;
  • Владеет навыками восстановительной коммуникации и приемами работы ведущего программ восстановительного правосудия; навыками проблематизации и основ проектной работы; навыками научной дискуссии и презентации результатов исследовательской и проектной работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Альтернативные способы разрешения криминальных ситуаций/конфликтов
    Виды криминальных конфликтов и способы их разрешения в современном мире. Правовое поле разрешения криминальных конфликтов/ситуаций: уголовная ответственность и ее разновидности; уголовный процесс и дифференциация процедур; альтернативы уголовному преследованию. Внепроцессуальные формы разрешения криминальных (квазикриминальных) конфликтов. Гражданская ответственность. Общинное правосудие. Эволюция идеи «кризиса наказания» - парадигмальные сдвиги и институциональные новообразования в уголовной юстиции XIX-XXI вв. Альтернативы уголовному преследованию в современном иностранном праве. Альтернативы уголовному преследованию по российскому уголовному и уголовно-процессуальному законодательству. Альтернативы наказанию. Альтернативные наказания.
  • Концептуальные основы восстановительного правосудия
    Ведущие современные криминологические теории о факторах криминализации. Положение потерпевшего в уголовном процессе. Жертва преступления вне уголовного процесса. Переживания и потребности жертв преступлений: виктимологические аспекты восстановительного правосудия. Философские и методологические основы восстановительного подхода к реагированию на преступление: метафора линз и идеи социального конструкционизма. Понятие парадигмы. Критика карательного способа реагирования на преступление. Восстановительное правосудие. Основные идеи работ Нильса Кристи и Ховарда Зера. Категориальный аппарат восстановительного правосудия. Сопоставление основных характеристик уголовной и восстановительной юстиции. Идеальный тип и реальность. Включение программ восстановительного правосудия в правовую систему. Мировые тенденции реализации восстановительных практик в уголовном судопроизводстве. Международные документы по использованию медиации по уголовным делам и восстановительному правосудию (Европейские рекомендации и документы ООН).
  • Практические формы реализации концепции восстановительного правосудия
    Медиация как метод урегулирования конфликтов и споров. Характеристика медиативного метода. Принципиальные отличия медиации из сферы АРС (разрешения споров в сфере гражданских правоотношений) и медиации по уголовным делам/криминальным конфликтам. Смысл и целевые ориентиры программы восстановительного правосудия. Терминология, применяемая к наименованию программ. Программы по заглаживанию вреда. Восстановительная медиация. Виды программ восстановительного правосудия: медиация, семейные конференции, круги сообщества (обзор). Типы связи программы восстановительного правосудия с уголовным судопроизводством. Социальные практики реагирования на преступления: клеймение, устыжение, интеграция. Эмоции и социальные связи: роль стыда в сдерживании криминального поведения и ответственности за преступление. Варианты работы с этим состоянием: клеймение (изоляция) и воссоединение. Упражнения (клеймящий и воссоединяющий типы работы со стыдом).
  • Позиция ведущего программ восстановительного правосудия
    Позиция медиатора в программах восстановительного правосудия. Ключевые характеристики программы восстановительного правосудия и особенности коммуникативной позиции ведущего (восстановительного медиатора) в работе с криминальными ситуациями. «Воссоединяющее расспрашивание» (упражнения).
  • Коммуникация и понимание. Институциональные практики в работе с человеком и стилистика коммуникации
    Коммуникация – исходные понятия. Особенности человеческого восприятия и проблема понимания. Коммуникативная компетентность: базовые техники и приемы. Техники и приемы, позволяющие строить коммуникацию в сложных ситуациях. Деятельность и стилистика коммуникации: подходы в современных социально-гуманитарных практиках. Экспертно-диагностический (патологизирующий) и рефлексивноориентированный (ресурсный) подходы.
  • Процедура восстановительной медиации между жертвой и правонарушителем (ролевые игры)
    Восстановительная медиация: этапы и задачи. Программы восстановительного правосудия с несовершеннолетними правонарушителями. Предварительная встреча с правонарушителем (ролевые игры и обсуждение). Жертва преступления. Потребности. Специфика работы с потерпевшим. Встреча с потерпевшим (ролевые игры и обсуждение). Примирительная встреча сторон (ролевые игры и обсуждение). Рефлексивный анализ практического занятия.
  • Ювенальная юстиция – классическая и восстановительная парадигмы
    Значение ювенальной юстиции для развития институтов реагирования на преступления. Ювенальная юстиция - классическая парадигма: предпосылки формирования, история, понятие. Сопоставление основных характеристик уголовной и ювенальной юстиции. Реабилитационная парадигма. Историческая ценность и границы классической ювенальной юстиции. Критика классической ювенальной юстиции. Восстановительная ювенальная юстиция: идея некарательной ответственности за преступление. Мировые тенденции развития ювенальной юстиции – от практики «предоставления услуг» к формам организации условий формирования ответственного поведения несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом. Международные рекомендации о новых подходах в реагировании на преступления несовершеннолетних. Ювенальная юстиция в России. Дружественное к ребенку правосудие.
  • Правовые основы взаимодействия программ восстановительного правосудия с российским уголовным процессом
    Российское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство об условиях и юридических последствиях примирения сторон. Правовые условия возможности медиации по уголовным делам в российском уголовном судопроизводстве. Данные судебной статистики о прекращении уголовных дел за примирением сторон. Примирение и посредничество. Дополнительные правовые условия для использования программ восстановительного правосудия в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Проблемы использования медиации по уголовным делам.
  • Российская практика: использование программ восстановительного правосудия в реагировании на правонарушения несовершеннолетних. Проблемы и перспективы институционализации восстановительного правосудия
    Международные стандарты о правосудии в отношении несовершеннолетних. Российское законодательство. Российское движение за ювенальную юстицию: реабилитационная и восстановительная модели. Направления государственной политики по складыванию дружественного к ребенку правосудия. Ключевые элементы российской модели использования программ восстановительного правосудия в работе с несовершеннолетними обвиняемыми, а также детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности и совершившими общественно опасные деяния: базовые элементы и вариативность форм организации. Особенности программ по заглаживанию вреда с участием несовершеннолетних правонарушителей – необходимость в дополнительных профессиональных позициях. Ведущий восстановительных программ (медиатор), социальный работник, психолог – разделение компетенции и формы кооперации. Территориальные службы примирения. Школьные службы примирения. Перспективы распространения восстановительных практик в России. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы о приоритете восстановительного правосудия в реагировании на правонарушения несовершеннолетних и в профилактике правонарушений. Реализация Национальной стратегии: положение дел и перспективы. Проблемы и перспективы институционализации восстановительной медиации в уголовном судопроизводстве.
  • Проектирование инноваций в сфере использования альтернативных способов реагирования на криминальные, квазикриминальные и конфликтные ситуации
    Ключевые элементы деятельности по проектированию инноваций. Разработка и защита проектов по теме курса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания (написание эссе)
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Учебная конференция: защита проекта или тематический доклад
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Практикум по проведению программы восстановительного правосудия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.1 * Домашние задания (написание эссе) + 0.1 * Контрольная работа + 0.2 * Практикум по проведению программы восстановительного правосудия + 0.2 * Устный опрос (экзамен) + 0.3 * Учебная конференция: защита проекта или тематический доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Карнозова Л.М.Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление)Карнозова Л.М. - Карнозова Л.М.ПроспектКарнозова Л.М. - Карнозова Л.М.2014Карнозова Л.М. - ISBN: Карнозова Л.М.978-5-392-12409-1Карнозова Л.М. - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: Карнозова Л.М.http://ebs.prospekt.org/book/26192

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Медиация: учебник - Общество с ограниченной ответственностью "СТАТУТ" - 2016 - ISBN: 978-5-8354-1151-1 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/92521
  • - Чумиков А.Н. — Переговоры - фасилитация - медиация: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - ISBN: 978-5-7567-0738-0 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/68865