• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Когнитивная психология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Когнитивная психология – это обширная научная область, изучающая процессы приобретения, репрезентации, хранения, трансформации и использования информации, знаний и опыта. В ходе курса вам предстоит изучать следующие процессы: ощущение, восприятие, внимание, память и мышление. Эти пять больших разделов разделены на 19 тем. Курс включает 20 лекционных и 32 семинарских занятия, однако большая часть учебной нагрузки по данному курсу предполагает самостоятельное изучение литературы. В течение курса будет несколько форм проверки знаний: коллоквиум, четыре мини-теста, и две контрольные работы. В конце данной дисциплины будет проводиться экзамен, состоящий из двух частей: (1) письменного теста и (2) устного ответа на два вопроса по случайно выбранному билету.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знает основные понятия, теории и исследования в области когнитивной психологии.
  • Выбирает в соответствии с поставленной целью подходящие методы исследования, измерения и оценки в данной области.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует и описывает основные концепции, законы и теории когнитивной психологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные феномены зрительных ощущений
    Понятие зрительного поля. Статическое и динамическое зрительное поле. Структурные особенности зрительного поля, связанные со строением зрительного анализатора. Основные виды движений глаз. Основные закономерности ахроматического (яркостного) зрения. Основные механизмы цветового зрения. Теории цветового зрения.
  • Психофизика
    Предмет и задачи психофизики. Пороги ощущений. Закон Вебера. Логарифмический закон Фехнера. Степенной закон Стивенса. Психофизическая теория обнаружения сигнала (ТОС). Проблема существования подпороговых (неосознаваемых) сенсорных и перцептивных процессов. Прямые и косвенные методы измерения неосознаваемого восприятия. Прайминг.
  • Восприятие объектов и сцен
    Проблема восприятия предметов на основе ощущений. Гештальт-теория восприятия. Понятие перцептивных сил. Законы перцептивной организации. Принцип изоморфизма. Механизмы восприятия целостных изображений и сцен. Ландшафты, сложные объекты, множественные объекты. Понятие «пространственного конверта». Репрезентация ансамблей. Экологический подход к зрительному восприятию предметов и сцен (Дж. Гибсон). Понятие перцептивных инвариантов оптического строя.
  • Восприятие пространства и движения, константность восприятия
    Проблема восприятия третьего измерения. Признаки удаленности и глубины, механизмы стереозрения. Определение и виды константности восприятия, процедура ее измерения, коэффициент константности. Теории константности. Иллюзии восприятия, связанные с константностью. Восприятие движения, признаки восприятия реального движения. Системы восприятия реального движения: изображение-сетчатка и глаз-голова. Афферентная и эфферентная теории восприятия движения и стабильности видимого мира. Иллюзии восприятия движения.
  • Предметность и установка в восприятии: роль субъективных факторов в формировании перцептивного образа
    Роль прошлого опыта в восприятии. Теория бессознательных умозаключений (Г. Гельмгольц, Р. Грегори). Роль окружающего контекста и мотивации в восприятии. Теория категоризации (Дж. Брунер). Понятие перцептивной готовности. Социокультурная детерминация восприятия и критика теорий социокультурной детерминации. Правило правдоподобия при восприятии искаженных образов.
  • Общее представление о внимании
    Определение внимания. Два взгляда на внимание: теории причины и теории эффекта. Критерии внимания. Атрибуты внимания. Виды внимания. Состояния внимания.
  • Избирательное (селективное) внимание
    Проблема «бутылочного горлышка» при обработке информации. Избирательное (селективное) внимание и сознание. Слепота по невниманию и слепота к изменению. Феномен «вечеринки с коктейлем». Ранний vs. поздний отбор. Теория фильтра и её модификации. Теория «прожектора внимания». Методика подсказки. Динамика пространственного внимания. Торможение возврата. Пространственный vs. объектный отбор. Проблема связывания и теория интеграции признаков. Предвнимание и внимание. Зрительный поиск. Иллюзорные соединения признаков. Отбор для действия. Теория перцептивного цикла (Найссер). Селективное смотрение.
  • Устойчивое и распределённое внимание
    Внимание как энергия. Понятие активации. Закон Йеркса-Додсона и внимание. Устойчивое внимание. Бдительность и её снижение. Распределённое внимание. Методика двойной задачи. Слежение за несколькими движущимися объектами. Теории «ресурсов». Факты, свидетельствующие против ресурсных теорий. Конкурентные взаимодействия и феномены внимания.
  • Управляющее внимание
    Управляющее внимание как разрешение конфликта. Автоматические и контролируемые процессы. Влияние автоматизации на внимание и наоборот. Задача Струпа и фланговая задача. Теория сетей внимания М. Познера
  • Общие представления о памяти
    Определение памяти. Виды памяти. Основные модели памяти.
  • Кратковременная память
    Сенсорный регистр. Иконическая и эхоическая память. Хрупкая память. Виды КП. Объём КП. Время хранения в КП. Рабочая память (РП). Модели рабочей памяти. Зрительная рабочая память.
  • Долговременная память: Процедурная память и научение
    Научение и память. Типы научения. Стадии научения. Кривая научения. Проблема переноса. Классический условный рефлекс и инструментальный условный рефлекс. Законы Э.Торндайка (закон эффекта, упражнения, готовности и ассоциативного сдвига). Когнитивные теории научения. Э.Толмен. Нейрофизиологические теории научения. Д.Хэбб. Проблема научения в “неклассической физиологии” Н.А. Бернштейна. Рефлекторное кольцо Бернштейна и уровни построения движения.
  • Долговременная память: декларативная память
    Ассоциативные теории семантической памяти. Исследования Г. Эббингауза. Теория консолидации памяти. Семантическая память. Структура семантической памяти. Теории извлечения информации из семантической памяти: модель распространяющейся активации (А. Коллинз и Э. Лофтус). Понятие эпизодической памяти. Связь семантической и эпизодической памяти. Исследования Ф.Бартлетта по эпизодической памяти. Понятие схемы. Типы схем. Проблема точности эпизодической памяти. Исследования Э. Лофтус по ложным воспоминаниям. Источники ложных воспоминаний в эпизодической памяти (С.Шактер). Объем эпизодической памяти. Исследования зрительной долговременной памяти (Л.Стэндинг; Т.Брейди и соавт.) Теория двойного кодирования в эпизодической памяти (А. Пайвио). Теория уровней обработки информации (Ф. Крейк и Р. Локхарт).
  • Общие представления о мышлении
    Мышления. Типы мышления. Решение задач, рассуждение, вероятностное мышление, понятийное мышление (концептуализация)
  • Категоризация (самостоятельное изучение)
    Понятия и категории, их функции. Классический подход к категоризации: правила и определения. Теории репрезентаций понятий: прототипы и образцы (exemplar).
  • Рассуждение и принятие решений
    Дедукция. Типы силлогизмов. Задача выбора П.Уэйзона. Теория ментальных моделей (Ф.Джонсон-Лэрд). Индукция. Склонность к подтверждению. Вероятностное и байесовское мышление. Эвристики репрезентативности и доступности. Ошибка конъюнкции вероятностей. Принятие решений. Теория перспектив (Д.Канеман и А.Тверски). Фрейминг-эффект в принятии решений.
  • Решение задач
    Классические теории решения задач. Решение задач в рамках гештальт-теории и понятие инсайта (В.Кёлер, К.Дункер). Инсайтные и алгоритмические задачи. Функциональная фиксированность. Теория задачного пространства (А.Ньюэлл и Г.Саймон). Понятие ментальных операторов. Теория смены репрезентации при решении инсайтной задачи (Г.Кноблих, С.Олссон). Преодоление ограничений и декомпозиция чанков в решении инсайтных задач. Решение задач новичками и экспертами. Роль эвристик в решении задач.
  • Общее представление об ощущении и восприятии
    Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений. Различные представления о стимуле: проксимальный и дистальный стимулы. Двойственная природа восприятия: сенсорная основа и предметное содержание. Восходящие и нисходящие процессы в восприятии. Виды образных явлений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий коллоквиум
  • неблокирующий Мини-тест №1
  • неблокирующий Мини-тест №2
  • неблокирующий Мини-тест №3
  • неблокирующий Мини-тест №4
  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Контрольная работа №2
    Контрольная работа проводится онлайн на платформе LMS / Google forms
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom ( https://zoom.us/j/98305161274?pwd=cDNxS29WZFlSQ0VzT3E5QkVlMXVyZz09 Идентификатор конференции: 983 0516 1274 Пароль: 176297). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Процедура экзамена будет следующая. Каждый студент в указанное им время ( https://docs.google.com/spreadsheets/d/1g-ah9V8qaB4Dxmr5EKGTJB-NGhUaKNji18YjHv4rPLo/edit?usp=sharing ) заходит в Zoom экзаменатора и получает билет. В течение 10 минут, пока отвечает предыдущий студент, вы готовитесь со включенной камерой (можете при этом отключить звук, чтобы Вам не мешал ответ другого студента). Вопросы в билете будут достаточно объемными по содержанию, поэтому не нужно пытаться записать весь Ваш будущий ответ во время подготовки. Более разумно потратить это время на то, чтобы просто сориентироваться в теме: вспомнить, какие понятия, теории, эксперименты и пр. относятся к данной теме. Далее начинается ответ экзаменатору. Мы также заложили на него около 10 минут (хотя могут быть индивидуальные отклонения). Поскольку вопросы объемные, то для того, чтобы уложиться в эти 10 минут, мы не будем предлагать вам рассказать все, что вы знаете по данному вопросу, а сразу будем задавать конкретные локальные вопросы в рамках большого вопроса билета. Отдельно стоит сказать, что единственным ограничением при подготовке к ответу (в течение 10 минут) является Ваше присутствие в кадре. Мы не планируем ограничивать Вас в источниках, которыми Вы можете пользоваться во время этих 10 минут. Данное облегчающее обстоятельство будет скомпенсировано тем, что вопросы будут чуть более объёмными, чем обычно (например, по сравнению с вопросами на коллоквиуме), а экзаменатор будет требовать действительно хорошего понимания материала и умения ориентироваться в нём. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах + 0.13 * коллоквиум + 0.075 * Контрольная работа №1 + 0.075 * Контрольная работа №2 + 0.038 * Мини-тест №1 + 0.038 * Мини-тест №2 + 0.037 * Мини-тест №3 + 0.037 * Мини-тест №4 + 0.02 * Посещаемость + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brady, T. F., Konkle, T., Alvarez, G. A., & Oliva, A. (2008). Visual long-term memory has a massive storage capacity for object details. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A778D8CF
  • Manipulations of attention dissociate fragile visual short-term memory from visual working memory. (2011). Neuropsychologia, 49(6), 1559–1568. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2010.12.044
  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Luck, S. J., & Vogel, E. K. (2013). Visual Working Memory Capacity: From Psychophysics and Neurobiology to Individual Differences. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6C9315C9
  • Общая психология. Т.2: Ощущение и восприятие, , 2007
  • Общая психология. Т.3, Кн.1: Субъект познания, , 2005
  • Общая психология. Т.4: Внимание, , 2006
  • Ощущение и восприятие, Шиффман, Х. Р., 2003
  • Память, Баддли, А., 2011