• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Социальная политика как инструмент устойчивого развития

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Управление в социальной сфере)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление в социальной сфере
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ориентирован на формирование у студентов понимания того, что современная социальная политика является мощным механизмом управления обществом, социальными неравенствами и структурами в нем в целом и инвестиционным инструментом по созданию новых видов ресурсов, играющих в современном мире все большую роль (человеческого капитала, социального капитала и т.д.). В результате освоения дисциплины студент должен: овладеть представлениями об ос-новных формах и механизмах взаимосвязи экономического и социального развития в современном обществе, сформировать навыки социальной диагностики типа, уровня развития и потребностей определенной социально-экономической системы с учетом характера ее неравенств и социальной структуры, а также выбора моделей и методов реализации социальной политики, адекватных им и прогнозной динамике социальной сферы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов понимания того, что современная социальная политика является механизмом управления социальной системой, социальными неравенствами и структурами в нем, а также инвестиционным инструментом по созданию новых видов ресурсов, играющих в современном мире большую роль (человеческого капитала, социального капитала и т.д.).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен описать систему социальной политики, в том числе в историии России;
  • Умеет идентифицировать актуальные для конкретного общества функции социальной политики;
  • Способен описать систему объектов и субъектов социальной политики;
  • Способен дать определение понятиям "Государство всеобщего благосостояния", "Социальное государство";
  • Способен описать модели Государств всеобщего благосостояния по типологии Esping-Andersen, привести примеры государств, определить тип политики по наблюдаемым на практике инструментам;
  • Способен описать логику изменений социальной политики начиная с советского периода;
  • Способен охарактеризовать различие инструментов социальной политики регионов Российской Федерации (на примере реализации Национальных проектов), причины этих различий;
  • Способен привести примеры взаимообусловленности и взаимозависимости мер отраслевых социальных политик.
  • Способен описать социальную политику через совокупность разнотипных инструментов;
  • Способен привести пример, описать задачи и логику цифровизации социальных услуг;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и функции социальной политики, объекты и субъекты социальной политики.
    Основные функции социальной политики. Связь социальной политики с типом общества. Социальная политика в узком и широком смысле слова. Субъекты и объекты социальной политики в обществах разных типов. Социальная политика и социальное управление. Проблема экстерналий в современной экономике и задачи социальной политики. Основные функции социальной политики в современных обществах и их соотношение с основными направлениями социальной политики в России.
  • Модели государства всеобщего благосостояния.
    Социально ориентированная экономика и социальная политика. Дж. Кейнс и концепция социального государства. Европейская социальная модель, американская и южноазиатская модели. Понятие «Государство всеобщего благосостояния» и роль в нём социальной политики как инвестиционного инструмента, формирующего человеческий и социальный капитал общества. Основные модели государства всеобщего благосостояния. Европейская интеграция и развитие социальной политики. Кризис традиционных моделей социальной политики в условиях глобализации. Изменение понятий «социальный риск» и «группа риска».
  • История трансформации социальной политики в России. Социальный запрос.
    Особенности советской модели социальной политики. Социальная политика в 1990-х и в 2000-х годах. Идеология социальных реформ последних 15 лет. Специфика представлений россиян об оптимальной модели социальной политики и её причины.
  • Федеральная и региональные социальные политики: разделение полномочий, специфика задач и моделей.
    Региональная неравномерность развития России. Региональная специфика социальных проблем и многообразие моделей региональной социальной политики. Последствия интеграции России в мировую экономику для различных групп регионов.
  • Система отраслевых социальных политик.
    Понятие отраслевой политики, совокупность направлений социальной политики и их отраслевое управление, взаимообусловленность и взаимозависимость, комплексная эффективность системы мер отраслевых социальных политик.
  • Инструменты социальной политики.
    Типологии инструментов социальной политики, адресные, тотальные, категориальные, монетарные, немонетарные инструменты социальной политики, система страхования как инструмент социальной политики, ограничения различных инструментов социальной политики, предпосылки использования различных инструментов социальной политики.
  • Социальная политика в цифровую эпоху.
    Цифровое неравенство в современном мире и вызовы, которые оно ставит перед социальной политикой. Влияние цифрового неравенства на системы отраслевых государственных политик. Цифровизация социальных услуг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка студента за каждый семинар складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного материала по домашнему заданию (материалы готовятся во внеаудиторносе время, в группе или индивидуально - в зависимости от формулировки задания, размещаются в электронной таблице Google (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки)), 2) индивидуальная активность на самом семинаре, участие в презентации данных и групповом обсуждении (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону).
  • неблокирующий Деловая игра
    Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запя-той - в большую сторону).
  • неблокирующий Экзаменационная работа
    Автомат: возможен. Необходимо посетить все лекции и семинары (пропустить можно не более двух занятий за исключением последней консультативной встречи), получить 8 / 9 / 10 за семинары и деловую игру. Формула выставления оценки автоматом: 0,6* оценка за работу на семинарах + 0,4* оценка за деловую игру. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний, а также накопленная и результирующая оценки выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Деловая игра + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.5 * Экзаменационная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., Шкаратана, О. И., 2000
  • История и теория социальной политики : учеб. пособие для вузов, Сидорина, Т. Ю., 2010
  • Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х, Зубаревич, Н. В., Ибрагимова, Д. Х., 2007
  • Социальная политика : учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Н., Сидорина, Т. Ю., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств, Давыдова, Н. М., Меннинг, Н., 2003
  • Информационные технологии управления : учеб. пособие для вузов, Титоренко, Г. А., Коноплева, И. А., 2008