• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Статистические и математические методы в историческом исследовании

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Современная историческая наука в преподавании истории в школе
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Статистические и математические методы в исторических исследованиях» посвящен изложению основных понятий, концепций и методов квантитативной истории, а также с опытом применения этих методов в исторических исследованиях. Материалы курса должны способствовать овладению современными информационными технологиями в той их части, которая касается задач хранения и анализа данных исторических источников Курс учитывает как международный, так и отечественный опыт информатизации гуманитарных наук. В изложении математических понятий и методов основное внимание уделяется их логической структуре. Обсуждение принципов построения математических моделей и статистических теорий проводится с учетом ограничений, порождаемых спецификой социально-гуманитарного знания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить современные методы квантитативного анализа исторических явлений и процессов, дать представление о возможностях и границах применения этих методов в исторических исследованиях
  • Проанализировать основные направления и опыт применения этих методов и моделей в конкретно-исторических исследованиях, дать студентам навыки использования компьютерных технологий работы с историческими источниками
  • Выявить логику анализа, а также возможности и ограничения отдельных методов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные научные проблемы источниковедения исторической статистики России XIX-начала ХХ вв., основные статистические комплексы и особенности их интерпретации
  • владеть научным инструментарием и понятийно-категориальным аппаратом современного исторического источниковедения
  • уметь анализировать и интерпретировать статистические источники различных типов и видов
  • владеть навыками компаративного анализа различных статистических источников
  • Готовит электронные тексты исторических источников для автоматической обработки
  • Применяет метод контент-анализа к исследованию исторических источников
  • Применяет метод формулярного анализа к исследованию исторических источников
  • Характеризует цель, задачи и этапы контент-анализа письменных источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Математические методы и компьютерные технологии в исследовании уникальных исторических источников
    Рассматриваются вопросы стилеметрии и контент-анализа уникальных исторических источников. Характеризуются современные приемы подготовки текстов письменных исторических источников к автоматической обработке.
  • Статистика образования и санитарная статистика
    Первая школьная перепись 1880 г. Обследования народного образования, проводившиеся земствами и Вольным экономическим обществом. Перепись начальных школ 1911 г. Земская медицинская статистика. Московская санитарная организация.
  • История математических методов в гуманитаристике
    Рассматривается история применения математических методов в социальных и гуманитарных науках («политическая арифметика» XVIII в., «социальная физика» XIX в., «цифровой поворот» в ряду других «поворотов» исторической науки XX в.).
  • Математические методы и компьютерные технологии в исследовании массовых исторических источников
    Рассматриваются определение массовых исторических источников, методы работы с массовыми историческими источниками (включая формулярный и контент-анализ) основные комплексы массовых исторических источников по истории России.
  • Теория вероятностей как инструмент проверки научных гипотез
    Вводятся ключевые понятия математической статистики, разъясняются ключевые положения теории вероятностей и раскрывается ее роль в математической проверке научных гипотез.
  • Теоретические проблемы исторического источниковедения
    Исторические статистические источники. Массовые явления и массовые источники. Статистика и ее функции. Стадии статистического исследования. Статистика первичная, вторичная и агрегированная. Источники погрешностей статистического наблюдения. Способы и приемы их коррекции. Основные принципы источниковедческого изучения статистических источников. Западноевропейская статистика XVIII-XIX вв. Статистика в России. Статистика государственная, общественная и местная. Ведомственный характер статистического учета в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Подготовка реферата
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Устный опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Выполнение домашних заданий + 0.25 * Подготовка реферата + 0.25 * Устный опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всероссийский рынок в конце XIX - начале XX вв. и железнодорожная статистика, Давыдов, М. А., 2010
  • Источниковедение : учеб. пособие, Данилевский, И. Н., 2019
  • Теория вероятностей : учебник для экономических и гуманитарных специальностей: учеб. пособие для вузов, Тюрин, Ю. Н., Макаров, А. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Allerhand, M. (2011). A Tiny Handbook of R. Heidelberg: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=374477
  • Kuckartz, U. (2019). Qualitative Content Analysis: From Kracauer’s Beginnings to Today’s Challenges. Forum: Qualitative Social Research, 20(3), 1–19. https://doi.org/10.17169/fqs-20.3.3370
  • NEAL, T., SUNDARARAJAN, K., FATIMA, A., YAN, Y., XIANG, Y., & WOODARD, D. (2017). Surveying Stylometry Techniques and Applications. ACM Computing Surveys, 50(6), 1–36. https://doi.org/10.1145/3132039
  • Миронов Б. Н. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 295с. - ISBN: 978-5-534-08315-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-rossii-v-2-ch-chast-1-437344
  • Миронов Б. Н. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-08317-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-rossii-v-2-ch-chast-2-437722