• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "История религиозных идей и практик"

Статус: Курс обязательный (Философия и история религии)
Направление: 47.04.01. Философия
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Философия и история религии
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 104

Программа дисциплины

Аннотация

«Научно-исследовательский семинар “История религиозных идей и практик”» даёт представление об основных методах написания квалификационного академического текста и демонстрирует возможности исследовательской работы на примере блока проблем, связанных с темой теодицеии в эпоху модерна.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины Научно-исследовательский семинар “История религиозных идей и практик ” являются: • систематизация исследовательских знаний и оттачивание навыков, необходимых для проведения полноценного научного исследования в сфере религии; • углубленное изучение основных направлений в изучении религиозных идей и практик; • ознакомление со спецификой изучения религиозных идей и практик в ХХ веке в сравнении с предшествующими традициями; • обучение критическому осмыслению и анализу ключевых идей западно-европейской и русской религиозной философии ХХ века; • углубление историко-философской и культурологической подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием религиоведческого дискурса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные методологические подходы, сложившиеся в различных областях современного религиоведческого знания
  • владеть навыками применения методов сравнительного анализа, теоретической и исторической реконструкции
  • владеть - навыками (приобрести опыт) критического социологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии
  • владеть способами формирования исследовательских подходов в области социальных и гуманитарных наук, преимущественно теоретической проблематики социологии религии
  • уметь представить результаты качественного исследования
  • мочь корректно оформить диссертационное исследование
  • Иметь представление об особенностях языка религии
  • иметь представление об месте библейских повествований об истории Израиля в контексте истории древнего Ближнего Востока.
  • Иметь представление о месте еврейской религии и в древнеближневосточном контексте
  • Иметь общие представления об аспектах изучения Пятикнижия - главной части канона еврейской библии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема №1. Структура магистерской диссертации
    Требования, которым должна соответствовать тема научного исследования. Актуальность темы и ее новизна. Направленность темы на решение проблемы. Грамотное формулирование проблемы исследования и постановка исследовательского вопроса. Выбор приоритетной стратегии исследования. Выделение предметного поля, в рамках которого будет решаться проблема (обозначение объекта исследования). Обозначение предмета исследования как основной исходной позиции познания. Постановка цели, призванной найти ответ на вопрос и обозначить направляющие границы. Выделение задач исследования как этапов предполагаемого процесса исследования.
  • Тема №2. Написание проекта исследования
    Основные разделы проекта исследовательской работы: актуальность, цель и задачи, степень разработанности проблемы, выдвижение гипотез, подбор или сбор эмпирических данных, методы решения задач и тестирования гипотез. Что нужно отразить в обосновании актуальности работы. Ссылки на имеющиеся данные. Как кратко описать степень разработанности проблемы? Основные правила постановки цели и задач исследования. Различия между объектом и предметом исследования. Выдвижение гипотез, их опора на имеющиеся теоретические и прикладные исследования. Критерии тестируемости гипотез. Выбор данных, адекватных поставленным задачам и выдвинутым гипотезам. Правильный подбор методов проведения исследования и анализа данных. Презентация замысла и проекта исследования.
  • Тема №3. Значение теории в исследованиях
    Степень разработанности проблемы. Место собственного исследования относительно развития политических учений о выбранной проблеме. Теоретический анализ. Выбор теоретической традиции. Теоретизация: выбор релевантных теоретических концепций. Концептуализация понятий: отбор ключевых понятий и терминов. Инструментализация понятий: разработка понятийного аппарата и тезауруса. Формулирование «рабочей гипотезы»: выявление связей между понятиями. Непротиворечивость гипотезы. Переход к операционализации понятий.
  • Тема №4. Методология и методы научного исследования
    Онтологические ограничения: что есть объект? Эпистемологические ограничения: что мы должны знать об объекте? Методологические ограничения (что мы можем узнать об объекте?): системы координат, задающие инструментарий для нахождения кратчайшей траектории к поставленной цели. Основные научные традиции и методологические подходы современных социальных наук Методология и методика конкретно-социологических исследований религии и религиозности. Основные методы изучения религии: сравнительно-исторический, герменевтический, когнитивный, структурно-аналитический, функциональный, феноменологический и др. Проблема классификации современных религиоведческих исследований.
  • Тема №5. Эмпирическая база исследования
    Выбор релевантных исследовательских методов в соответствии с заявленной методологией. Количественные и качественные данные: обзор. Способы формирования и комплектации базы данных. Ограничения базы/выборки. Отбор значимых данных (валидность данных) и проверка их на достоверность (надёжность данных и методов сбора). Репрезентативность и воспроизводимость данных. Дополнение базы данных: организация собственного сбора данных; полевые исследования. Операционализация понятий и анализ данных. Проверка гипотезы: соотнесение результатов теоретического анализа с полученными результатами практического анализа. Критическая оценка гипотезы.
  • Тема №6. Дизайн научного исследования
    Выделение первичных выводов. Проверка и корректировка изначальной рабочей гипотезы. Обсуждение проблем и сложностей, выявленных в ходе исследования. Оформление результатов исследования в виде выпускной квалификационной работы. Научный стиль. Оформление ссылок, таблиц, схем, рисунков, приложений.
  • Тема №7. Написание содержания работы
    Основной текст. Анализ источников, его необходимость и основные направления. Поиск литературных источников (профессиональные журналы, их электронные версии; библиографические каталоги, электронные каталоги в Интернете). Практические и теоретические результаты имеющихся научных исследований. Структура обзора литературы, основанная на проблемах, а не на описании отдельных текстов. Изложение результатов собственного эмпирического исследования. Описание методологии. Представление данных. Обоснование гипотез и методов их тестирования. Описательная часть. Представление результатов методов статистического анализа данных. Как представить результаты качественного исследования? Как правильно написать заключение работы.
  • Тема №8. Оформление диссертационного исследования
    Оформление таблиц и цитат. Что вынести в приложение? Оформление библиографии. Госты и программное обеспечение (Zotero и Mendeley).
  • Тема №9. Презентация результатов исследования и обсуждение проблемных моментов
    Регламент проведения защиты дипломных работ. Соблюдение регламента. Критерии выставления итоговой оценки за дипломную работу. Проблема подачи результатов: как не только «найти» и написать, но и представить («продать») исследование. Подготовка графической презентации работы. Как рассчитать оптимальное количество слайдов. Представление результатов расчетов и моделей. Раздаточные материалы. Требования к содержанию устного выступления. Восприятия слушателей. Зрительное и устное восприятие. Как кратко представить полученные результаты? Подготовка текста выступления. Какие моменты необходимо представить в устной презентации? Ответы на вопросы. Отработка навыков публичной презентации.
  • Общее введение в проблематику религиозных текстов
    Язык религии как один из языков человеческой культуры. Семиотика культуры. Смыслосоздающие нарративы. Функции религиозного языка и религиозных текстов. Роль метафоры для обыденного языка и других языков человеческой культуры. Место метафоры в герменевтике П. Рикёра. Когнитивный подход к метафоре и его потенциал для осмысления религиозных концептов. Основные подходы к изучению религии и религиозных текстов: антропология религии, психология религии, социология религии, феноменология религии, теология. Текст и толкование. «Герменевтическая спираль». Религиозный текст в динамике: переводы, интерпретации и переинтерпретации.
  • Канон Ветхого Завета. Обзор книг Ветхого Завета и их краткое содержание
    Еврейская религия – единственная из религий древнего Ближнего Востока, которая пережила конец древнего мира. Преемственность и разрыв между древнееврейской религией, с одной стороны, средневековым и современным иудаизмом, с другой. Место Библии (Танаха) в иудейской традиции. 7.2. Понятие о каноне. Уникальность иудейского представления о каноне на фоне религий древнего Ближнего Востока и античности. Социологические и теологические особенности «религий книги». Особый статус религии и Священного Писания в иудейской традиции. 7.3. Состав иудейского канона. Трехчастная структура иудейского канона, ее происхожде-ние. Структура христианского канона Ветхого Завета, мотивированная пониманием Ветхого Завета как ступеньки к Новому Завету. Понятие «Ветхий Завет». Место «второканонических»/ «неканонических» книг Ветхого Завета в христианских Библиях. 7.4. Текст еврейской Библии/Ветхого Завета. Основные переводы на европейские языки. 7.5. «Закон» (Тора): состав, краткое содержание. 7.6. Корпус «пророков»: состав, краткое содержание книг. 7.7. Корпус «Писаний»: состав, краткое содержание книг.
  • Пятикнижие. Теория источников. Разные теологии и разные литературные стили в Пятикнижии
    Пятикнижие и последующие исторические книги; «четверокнижие»; «шестикнижие». Традиция о Моисеевом авторстве. Современные представления о возникновении Пятикнижия. Гипотеза Велльгаузена и ее критики. «Закон Моисеев». Значение еврейского слова «Тора». Структура Пятикнижия. Бытие как исторический пролог к законодательной части. Структура книги Бытия. Генеалогии как костяк повествования книги Бытия; подзаголовки-«толедот». Два рассказа о сотворении мира, трактовка этих рассказов в последующей экзегетической традиции. Повествование о грехопадении, его трактовка в позднейшей экзегетической традиции. Повторы и редакционные «швы» в книге Бытия. Анализ гипотезы об «источниках» Пятикнижия применительно к конкретным текстам. Книга Исход как смысловой центр Пятикнижия. Пасха в еврейской и в христианской традициях. Выделение различных законодательных корпусов в Пятикнижии. Жреческие тексты как повествование об идеальной теократии. Книги Левит, Чисел. Книга Второзакония и ее отношение к остальным частям Пятикнижия. Основные религиозно-этические требования книги Второзакония. Второзаконие и преобразования царя Иосии. Девтерономическая история. Пятикнижие как целое. Жреческие тексты Пятикнижия и преобразования книжника Эзры. Дискуссия об исторической достоверности повествований Пятикнижия. Отсутствие границы между мифологическим и собственно историческим. Сотворение мира и история первых людей как пролог к собственно еврейской истории. 4-я глава Бытия и попытки интерпретировать ее как адаптацию древнего письменного источника. Отражение географических и политических реалий в библейских генеалогиях. Бытовые реалии в повествованиях о праотцах: II или I тыс. до н. э.?
  • Библейские повествования об истории Израиля и история древнего Ближнего Востока.
    Общая картина истории мира и еврейского народа, как она изложена в Ветхом Завете. Важнейшие этнонимы: евреи, Израиль, Иудея. Важнейшие вехи: скитания праотцев по Палестине; Исход; завоевание Палестины; царство Давида и Соломона; эпоха разделенных царств; вавилонский плен; возвращение из плена. 8.2. Идеологические и теологические аспекты этой картины. Отсутствие границы между «мифологическим» и историческим. Еврейский народ как главное действующее лицо этой картины; его отношения с Богом как главный двигатель сюжета. Раши о том, почему Тора начинается с рассказа о сотворении мира. Тема «падения» и «восстановления». «Эпоха Моисея» как золотой век истории древнего Израиля, последующая история как время падения и греха. Тема изгнания в рассказе о прародителях и в историческом нарративе. Библейские рассказы о преобразованиях царя Иосии и о преобразованиях книжника Эзры: восстановление «святого прошлого» или религиозные реформы? Современные представления о возникновении библейского повествования в его нынешнем виде. 8.3. Почти полное отсутствие письменных артефактов, происходящих из до-эллинистической Палестины, причины этого. Проблемы реконструкции истории до-эллинистической Палестины, роль археологии. Спор «максималистов» и «минималистов». 8.4. Поиски соответствий между библейской хронологией и историей древнего Ближнего Востока. Проблема историчности Исхода. Библейское повествование о завоевании Ханаана израильтянами и альтернативные гипотезы, выдвинутые учеными последнего столетия. 8.5. История израильской религии. Реминисценции архаических религиозных представлений в книгах Ветхого Завета. Религия древнего Израиля в свете археологии.
  • "Лучший из возможных миров" (Лейбниц)
    Онтология Г.В. Лейбница: монады и Бог. Мир как гармоничное, рациональное целое (идея предустановленной гармонии, универсум как Град Божий). Понятие творения у Лейбница. Выбор Бога в пользу лучшего из возможных миров. Оправдание зла. Зло как потенциально ведущее к добру. Божественный промысел. Идеи метаморфозы, прогресса и блаженства. Место Лейбница в модернити. Оправдание мира как оправдание порядка (миропорядок, или мир как порядок). Лиссабонское землетрясение 1755 г. Вольтер как критик Лейбница.
  • Всемирная история как теодицея (Кант и Гегель)
    Философия истории И. Канта. Проблема начала и цели истории, а также назначения человеческого рода; проблема рациональности истории и отношения исторического и априорного знания. Вопрос о Провидении. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. Принципы развития и периодизация истории по Гегелю. Понятие «откровения» духа. Дух, зло и страдание. Оправдание грехопадения у Канта и Гегеля. Оправдание истории – оправдание мира (всемирная история как теодицея). Африка как конститутивное исключение из всемирной истории.
  • Освенцим и конец теодицеи (Адорно, Левинас, Агамбен)
    Дж. Агамбен: «Серая зона» концлагеря и невозможность теодицеи. Теодицея как попытка примириться с непримиримым. Бессмысленность и безответственность по ту сторону добра и зла. Непостижимость Освенцима. «Прошлое принадлежит мёртвым». Неразличимость чрезвычайного положения и нормы. Т. Адорно: «После Освенцима». Существование и смерть. Недискурсивность и невыносимость. Э. Левинас: Бесполезное страдание (“La souffrance inutile”). «Бессмысленное и неоправдываемое зло». «Вера без теодицеи».
  • Расизация, рабство и теодицея
    Концепция рабства как «социальной смерти» (О. Паттерсон). Абсолютная невключённость раба в (социальный) мир. Рабство, чернота (blackness) и оправдание модернити. «Биодицея» (С. Винтер) и рождение «человека» в модернити; вопрос «кто имеет или не имеет доступа к жизни?» как вопрос теодицеи. Теодицея и расизация (racialization) в модернити. Чернота (blackness) как онтологическое Ничто и как то, что немыслимо внутри мира, но гарантирует его когерентность. Афропессимизм и отказ от (оправдания) мира.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация проекта исследования
  • неблокирующий Презентация литературного обзора
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Презентация литературного обзора + 0.5 * Презентация проекта исследования
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Презентация литературного обзора + 0.5 * Презентация проекта исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bernasconi, R., & Wood, D. (1988). The Provocation of Levinas : Rethinking the Other. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=80194
  • COLLINS, J. J. (2018). Introduction to the Hebrew Bible : Third Edition (Vol. Third edition). Minneapolis: Fortress Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1791721
  • Gordon, L. R. (2013). Race, Theodicy, and the Normative Emancipatory Challenges of Blackness. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.35126FE4
  • Gordon, L. R., & Gordon, J. A. (2016). Not Only the Master’s Tools : African American Studies in Theory and Practice. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1099154
  • Hickman, J. (2016). Black Prometheus : Race and Radicalism in the Age of Atlantic Slavery. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1356374
  • John J. Collins. (2019). Introduction to the Hebrew Bible : The Deuteronomistic History (Vol. Third Edition). Minneapolis, Minnesota: Fortress Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2095202
  • John J. Collins. (2019). Introduction to the Hebrew Bible : The Torah/Pentateuch (Vol. Third Edition). Minneapolis, Minnesota: Fortress Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2095203
  • Nelson, R. D. (2019). The Old Testament : Canon, History, and Literature. Nashville: Abingdon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1827580
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • РИКЁР ПОЛЬ, СТАНЖЕВСКИЙ ФЁДОР, & ВДОВИНА ГАЛИНА. (2015). Живая Метафора. Седьмой Очерк: Метафора И Референция (Перевод Ф. Станжевского, Ред. Г. Вдовина). HORIZON. Феноменологические Исследования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15866200
  • Рикёр, П., Борисенкова, А., & Филиппов, А. (2011). The Model of the Text: Meaningful Action Considered as a Text ; Модель текста: осмысленное действие как текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8902A32

Рекомендуемая дополнительная литература

  • “Bible Hermeneutics from 1950 to the Present: Trends and Developments.” (2016). Walter de Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.research.vu.nl.publications.aa33f187.fd9f.4f7a.8bc8.14e9128d76df
  • Alter, R. (1990). Interpreting the Bible (Vol. 89). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000019396
  • Barton, J. (2007). The Old Testament: Canon, Literature and Theology : Collected Essays of John Barton. Aldershot, England: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=269264
  • Brevard S. Childs, “Introduction to the Old Testament as Scripture.” (1980). Journal for the Study of the Old Testament, 16. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000308280
  • Dozeman, T. B. (2017). The Pentateuch : Introducing the Torah. Minneapolis: Fortress Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1488562
  • Steinmann, A. (2019). Genesis : An Introduction and Commentary (Vol. [CA & US version]). Downers Grove, IL: IVP Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2219470
  • WILDERSON, I. F. (2003). Gramsci’s Black Marx: Whither the Slave in Civil Society? Social Identities, 9(2), 225. https://doi.org/10.1080/1350463032000101579