• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Медиа в эпоху пост-правды: теория и практика

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен теоретическим и практическим аспектам функционирования медиа в современную эпоху. Он охватывает вопросы, связанные с функционированием современных цифровых медиа, вопросы эпистемологии, релевантные теме курса (понятие факта, истины и социальной эпистемологии), а также роль профессиональных СМИ в эпоху цифровых медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимание роли профессиональных медиа в современную эпоху, анализ связи между эпистемологическими проблемами и классическими сюжетами социальной теории и проблемами, стоящими перед профессиональной журналистикой.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Понимание основных дискуссий о современном развитии медиа
  • Понимание динамики изменений цифровых медиа за последние десятилетия
  • Понимание идеологии свободного интернета, его источников и ограничений
  • Знание представлений современных эпистемологических теорий по понятии факта
  • Понимание дискуссии о модерировании и цензуре в современном интернете
  • Знание современных теорий истины
  • Знание основных дискуссий в современной социальной эпистемологии
  • Знание основных идей работы "Мудрость толпы" Джеймса Шуровьески
  • Понимание представлений о понятии публичной сферы
  • Знание современных дискуссий о пост-правде
  • Знание современных дискуссий о "журналистике мнений"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в современную дискуссию о медиа
    Как работают медиа в начале XXI века? В чем специфика новых функций медиа по сравнению с эпохой масс-медиа.
  • Археология цифровых медиа
    Об интернете обычно говорят как о целостном феномене. Насколько это соответствует действительности? Как интернет менялся за последние 20 лет?
  • Нормативный идеал свободного интернета
    Почему мы считаем, что интернет - это пространство свободы? Как появились представления и ценности, характерные для цифровых медиа, и что с ними происходит сегодня.
  • Понятие факта в современной эпистемологии
    Что такое факт с точки зрения теории познания? Как складывалось это понятие, и как его критиковали в рамках постпозитивистской традиции.
  • Модерирование или цензура?
    Как развивается современная "балканизация" цифровых медиа. Роль частных компаний в этом процессе.
  • Современные теории истины
    Дискуссия в эпистемологии о моделях установления истины. Скептицизм, релятивизм, прагматическая концепция истины.
  • Понятие социальной эпистемологии
    Как происходит коллективный процесс познания? Как формируется общественное мнение?
  • Толпа против экспертов
    Аргументы в пользу "мудрости толпы" и их критика
  • Понятие публичной сферы
    Связь концепции коммуникативного разума Хабермаса с теорией демократических институтов и теорией медиа. Кризис публичной сферы в XXI века.
  • Понятие пост-правды
    Пост-правда как социальный, медийный и эпистемологический феномен. Основные подходы в дискуссии о пост-правде
  • Мнения или факты
    Как соотносятся журналистика мнений и журналистика фактов в условиях пост-правды и революции цифровых медиа?
  • Новая роль журналистики
    Изобретение новых моделей взаимодействие журналистики и общества с учетом трансформации публичной сферы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Работа на семинарских занятиях (неблокирующий)
  • Итоговый проект (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Итоговый проект + 0.5 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Joyce, D. (2015). Internet Freedom and Human Rights. European Journal of International Law, 26(2), 493–514. https://doi.org/10.1093/ejil/chv021
  • King, G., Pan, J. J., & Roberts, M. E. (2013). How Censorship in China Allows Government Criticism but Silences Collective Expression. https://doi.org/10.1017/s0003055413000014
  • Post-Truth Phenomenon: The Devaluation of Fact in Media Discourse ; Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D8B8DC92
  • Stenmark, M., Fuller, S., & Zackariasson, U. (2018). Relativism and Post-Truth in Contemporary Society : Possibilities and Challenges. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1897308
  • Travis, H. (2013). Cyberspace Law : Censorship and Regulation of the Internet. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=655731
  • Азбука медиа, Больц Н., Ионина Л., 2011
  • Герберт Маршалл МакЛюэн: От исследования литературы к теории массмедиа : моногр., Архангельская И. Б., 2007
  • Медиалогия Интернета, Калмыков А. А., Клягина С. В., 2015
  • Моральное сознание и коммуникативное действие, пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева ; послесл. Б. В. Маркова, 380 с., Хабермас, Ю., 2001
  • Струкурное изменение публичной сферы : исследования относительно категории буржуазного общества: с предисловием к переизданию 1990 года, Хабермас, Ю., Иванова, В. В., 2016