Бакалавриат
2019/2020
Управление персоналом
Статус:
Курс по выбору
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Управление персоналом» является важной составной частью теоретической подготовки специалиста в области ИТ-менеджмента и занимает существенное место в его будущей практической деятельности. Задача дисциплины - научить студентов принципам управления человеческими ресурсами в компании, для достижения компанией поставленных бизнес-целей.
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины «Управление персоналом» - привить студентам систем-ное отношение к управлению персоналом и изучить основные инструменты эффективной работы с человеческими ресурсами. Сформировать целостный взгляд на систему обеспечения компании человеческими ресурсами и управления ими, как один из основных инструментов достижения компанией своих корпоративных целей и выполнения стратегии.
Планируемые результаты обучения
- знать: • модели организации работы службы управления персоналом; • методы оценки персонала, как при приеме на работу, так и в ходе аттеста-ции существующего персонала; • методы построения системы управления персоналом для достижения ком-панией своих корпоративных целей; уметь: • описывать роль человеческих ресурсов в рамках общей деятельности ком-пании; • планировать и организовывать весь комплекс мероприятий, необходимых для эффективного поиска и отбора персонала;
Содержание учебной дисциплины
- Возникновение теории управления персоналом и ее эволюция. Современный подход к управлению персоналом организации. Национальные особенности в подходах к управлению персоналомИсторические теории управления персоналом: классические теории (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г.Форд), теории человеческих отношений (Э. Мэйо, К.Арджерис), теории человеческих ресурсов (А.Маслоу, Д.Макгрегор). Современные взгляды на управления пер-соналом, структура современной службы HR в международных компаниях и ее функцио-нал (функциональные подсистемы системы управления персоналом). Взаимодействие линейных менеджеров и менеджеров по персоналу. Различия в подходах к управлению персоналом в России, США и Японии. Основные цели и задачи управления персоналом современной организации.
- Организационная структура компании, распределение функций. Обеспечение выполнения стратегии компании человеческими ресурсами. Планирование, аудит, подбор и адаптация персоналаТиповая организационная структура компании. Распределение функционала между подразделениями. Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом. Особенности стратегии управления персоналом в зависимости от этапа жизненно-го цикла организации. Качественное и количественное планирование персонала. Разра-ботка требований к должности (Job description). Оценка наличных трудовых ресурсов ор-ганизации (аудит персонала). Анализ текучести персонала. Пути покрытия потребности в персонале. Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности в персонале организации. Подбор и адаптация персонала. Внешние и внутренние источники подбора персонала. Гибкие стратегии занятости и аутсорсинг. Процедура отбора персонала в организации: основные этапы. Система принятия решения о приеме на работу. Оформле-ние приема на работу. Испытательный срок. Проведение адаптации новых сотрудников. Основные цели и задачи адаптации. Виды адаптации. Продолжительность адаптационно-го периода. Адаптация и типы организационной культуры. Основные этапы процесса адаптации. Традиционные методы адаптации персонала
- Мотивация, стимулирование и оплата труда персоналаМотивация и стимулирование трудовой деятельности. Основные виды мотивов к труду. Теория иерархии потребностей А.Маслоу. Современные теории мотивации. Управление мотивацией персонала. Основные виды и формы стимулирования. Особенности стимулирования работников с разными типами мотивации. Разработка системы стимулирования персонала организации. Типовая структура компенсационного пакета организации. Постоянная и переменная части денежного вознаграждения. Нематериальная мотивация. Типовые варианты социального пакета. Cafeteria plan. Лучшие практики разработки и применения «многокомпонентных» систем мотивации
- Оценка персоналаОсновные цели оценки персонала. Подходы к оценке персонала. Основные методы оценки персонала. Оценка «360 градусов». Assessment center. Аттестация персонала и ее виды. Участники процесса аттестации и их основные функции. Обязательные условия проведения аттестации. Процедура аттестации персонала: основные этапы и мероприятия.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Управление персоналом : учебник для вузов, Аксенова, Е. А., 1998
- Управление персоналом современной организации : учеб.-практ. пособие, Шекшня, С. В., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Суперкадры : управление персоналом в международной корпорации, Грачев, М. В., 1993