• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "История философии: тексты и интерпретации"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Часть 1 «М. Хайдеггер. "Бытие и Время"» Основной целью курса является подробное ознакомление студентов с философией М. Хайдеггера как с одной из «самых влиятельных и значительных в нашем столетии». Программа курса основывается на изучении фундаментального труда М. Хайдеггера – работы «Бытие и Время» - и предполагает усвоение учащимися общих теоретических установок фундаментальной онтологии М. Хайдеггера как характерного этапа в истории западноевропейской философии, а также формирование понимания особенностей экзистенциально-аналитической проблематики в рамках современной философии (ее тематического и методологического своеобразия в контексте историко-философской ситуации 19-20 вв.). Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи. Помочь студентам сориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем экзистенциально-онтологической тематики современной западной философии на примере учения одного из ее влиятельнейших представителей; приобрести и отработать навыки историко-философского и логико-методологического анализа (как экзистенциалистской мысли в частности, так и современной гуманитарной мысли вообще); а также предоставить студентам возможность для более глубокого самостоятельного изучения первоисточника "Бытие и Время". Часть 2 «Негативность, структура, различие» Основной целью курса является подробное ознакомление студентов с философией французского постгегельянского направления, структурализма и постструктурализма. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи. Помочь студентам сориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем современной неклассической философии на примере теорий и подходов ключевых авторов второй половины 20-го века.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание теоретической базы для формирования ключевых представлений о философии М. Хайдеггера
  • Уяснение парадигмальной и методологической роли онтологии М. Хайдеггера в западной философии
  • Ознакомление с основными понятиями, принципами и проблемами онтологии М. Хайдеггера
  • Создание теоретической базы для формирования ключевых представлений о философии А. Кожева, М. Фуко, Р. Барта, Кл. Леви-Стросса, Ж. Делеза, Ж. Деррида и др.
  • Ознакомление с основными понятиями, принципами и проблемами философии французского постгегельянства, структурализма и постструктурализма.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Чтение и обсуждение текстов первоисточника и комментирующей литературы, введение в общую проблематику работы "Бытие и время" - история создания и интеллектуальная атмосфера
  • Чтение и обсуждение текстов первоисточника и комментирующей литературы, исследование концептуального преобразования онтологии в различных аспектах
  • Историко-философский анализ труда "Бытие и время", обнаружение интеллектуальных влияний.Чтение и обсуждение текстов первоисточника и комментирующей литературы, устные ответы и выступления студентов с докладами на семинарских занятиях
  • Осмысление феноменологии фактичности Хайдеггера. Введение ключевого понятия "экзистенция". Чтение и обсуждение текстов первоисточника и комментирующей литературы, устные ответы и выступления студентов с докладами на семинарских занятиях
  • Введение в диалектику отношения мышления и его основания (самого бытия) в философии Хайдеггера.Чтение и обсуждение текстов первоисточника и комментирующей литературы.
  • Ознакомление с основными понятиями (экзистенциалами) в работе Хайдеггера "Бытие и время": Dasein, забота, открытость, бытие-в-мире, бытие-к-смерти и др. Чтение и обсуждение текстов первоисточника и комментирующей литературы, устные ответы и выступления студентов с докладами на семинарских занятиях
  • Прояснение различия между "ранним" и "поздним" Хайдеггером - сущность его "поворота". "Бытие и время" как ранний этап в его творчество, основные отличия от последующих работ, изучение "пути Хайдеггера". Чтение и обсуждение текстов первоисточника и комментирующей литературы, устные ответы и выступления студентов с докладами на семинарских занятиях
  • Способность в письменной и устной речи правильно и убедительно продемонстрировать результаты теоретического освоения работы "Бытие и Время".
  • ЗНАТЬ – основные понятия, принципы и проблемы философии М. Хайдеггера (на основании текста работы "Бытие и время").
  • УМЕТЬ – анализировать содержание данной работы в рамках логико-методологического и историко-философского подходов.
  • Приобрести ОПЫТ теоретического анализа данной работы в рамках указанных подходов.
  • Способность вести поиск историко-философских проблем, работая с текстом трактата "Бытие и Время", а также осуществлять их теоретический анализ.
  • Способность к построению научного диалога на основе знания и понимания текста работы "Бытие и Время".
  • Способность устно и письменно изложить базовые теоретические знания, полученные при изучении работы "Бытие и Время", на различных уровнях сложности (от информационно-ознакомительного уровня до исследовательского).
  • Знать основные понятия, принципы и проблемы философии постгегельянства.
  • Уметь анализировать содержание работ выбранных к прочтению авторов в рамках логико-методологического и историко-философского подходов.
  • Знать основные понятия, принципы и проблемы философии Г. Маркузе и Ж. Батая.
  • Знать основные понятия, принципы и проблемы философии постструктурализма.
  • Знать основные понятия, принципы и проблемы философии Р. Барта и Кл. Леви-Стросса.
  • Знать основные понятия, принципы и проблемы философии Ф. де Соссюра и У. Эко.
  • Знать основные понятия, принципы и проблемы философии структурализма.
  • Знать основные понятия, принципы и проблемы философии А. Кожева и Ф. Фукуямы.
  • Приобрести опыт теоретического анализа работ выбранных к прочтению авторов в рамках указанных подходов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в теоретическую проблематику труда М. Хайдеггера «Бытие и Время». Философская ситуация времени.
  • Тема 2. Концептуальное преобразование онтологии в доктринальном и методологическом аспектах.
    2.1. Преодоление узко логической трактовки бытия (СМЫСЛ БЫТИЯ, ЭКЗИСТЕНЦИЯ). 2.2. Преодоление метафизического субъективизма: изменение представлений о «теоретическом субъекте» (DASEIN). 2.3. Преодоление объективизма как отказ от пространственно-категориального подхода к миру (БЫТИЕ-В-МИРЕ, ВОТ-БЫТИЕ). 2.4. Релятивация понятия истины (ОТКРЫТОСТЬ, АЛЕТЕЙЯ, DA-SEIN, ИГРА ИСТИНЫ). 2.5. Трансформация концептуального базиса онтологии (от метафизики сущности к мышлению о бытии [его СМЫСЛЕ] как к фундаментальной онтологии). 2.6. Новизна методологического подхода (герменевтическая феноменология фактичности).
  • Тема 3. Рецепция философской традиции в фундаментальной онтологии.
    Рецепция философской традиции в фундаментальной онтологии (философии жизни, феноменологии [учение об интенциональности], герменевтики, учения об экзистенции Кьеркегора и Ясперса).
  • Тема 4. Онтологизация феноменологии.
    Философия Хайдеггера как феноменология фактичности, или существования (экзистенции) – т. е. не «чистого» сознания (всеобщ., теор.), а бытия сознания (всегда моего и «живого»).
  • Тема 5. Хайдеггеровская интерпретация проблемы бытия как проблемы диалектики отношений мышления и его основания (самого бытия).
  • Тема 6. Экзистенциальная аналитика «Бытия и времени» -- Dasein, забота, открытость, бытие-в-мире, бытие-к-смерти и др. экзистенциалы.
  • Тема 7 «Путь мысли» М. Хайдеггера («Вехи» философского мышления М. Хайдеггера).
  • А. Кожев «Диалектика Реального и феноменологический метод в философии Гегеля».
  • А. Кожев, Ф. Фукуяма «Конец Истории и последний человек» (отрывки).
  • М. Фуко «Что такое автор», Р. Барт «Смерть автора».
  • Ф. де Соссюр. «Курс общей лингвистики (отрывки)» У. Эко «Отсутствующая структура (часть 1,2).
  • Р. Барт «Введение в структурный анализ» (отрывки); Кл. Леви-Стросс «Структурная антропология» (отрывки).
  • Ж. Деррида «Differance», Ж. Деррида «Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук», Ж. Делез «Различие и повторение» (отрывки).
  • Г. Маркузе «Одномерный человек» (отрывки), Ж. Батай «Проклятая доля» (отрывки).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Элемент контроля «активность на семинарских занятиях». Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: учитывается активность студента при обсуждении учебных вопросов, грамотность и точность изложения обсуждаемых идей и теорий, умение критически анализировать и оценивать эти идеи. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Суммарная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях составляет в формуле расчета оценки при промежуточной аттестации 40% и обозначается как О ауд.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Элемент контроля «контрольная работа» -- словарь основных философских понятий, составленный по работе М. Хайдеггера «Бытие и Время». Контрольная работа представляет собой письменные ответы на вопросы по хайдеггеровским определениям базовых философских понятий (на основе изучаемых фрагментов текста трактата «Бытие и Время»). Данную работу студент выполняет в качестве домашнего задания. Оценку за контрольную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость; эта оценка составляет в формуле расчета оценки при промежуточной аттестации 40% и обозначается как О к/р.
  • неблокирующий Эссе
    Оценка по 10-ти балльной шкале за эссе составляет в формуле расчета оценки при промежуточной аттестации 20% и обозначается как Оэссе.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Делез, Ж. Спиноза и проблема выражения [Электронный ресурс] / Ж. Делез. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 323 с. - ISBN 978-5-94193-834-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018073 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018073
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gómez-Lobo, A. (1968). Filosofía. Der Denkweg Martin Heidegger de Otto Püggeler. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6EFF5A25
  • Martin Heidegger. (2015). Die Grundprobleme der Phänomenologie. [N.p.]: Vittorio Klostermann. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1071241
  • Martin Heidegger. (2015). Kant und das Problem der Metaphysik. [N.p.]: Vittorio Klostermann. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1071242
  • Schmidinger, H. M. (1985). Nachidealistische Philosophie und christliches Denken zur Frage nach der Denkbarkeit des Unvordenklichen /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.637138046