• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "История философии: тексты и интерпретации"

Статус: Курс по выбору (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Модуль 1-2 (Резвых П.Н.): «Тексты и контексты немецкой философии конца XVIII – начала XIX вв.». Модуль 3 (Марей А.В.): «Методическая мастерская». В 3 модуле в рамках НИС студент учится самостоятельно готовить и реализовывать сложные исследовательские проекты, начиная с курсовой работы и заканчивая научной статьей. Модуль 4 (Лечич Н.Д.): «Рецепция античной мысли в немецкой классической философии». Как говорил Гегель, «философия начинается там […] где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления» и рождается «когда мысль постигает бытие». Такое событие произошло в Древней Греции: в античной философии сконструированы учения, утвердившие понятия бытия, небытия, сущего, сущности, диалектики, начала, содержания, формы и самой философии, и через них было задано множество направлений, по которым дальше пошла западная мысль. Эти понятия в истории западной философии интенсивно переосмыслялись, но любая их трансформация всегда была и будет привязана к их истоку. Одна из областей западной мысли, в которой созданы некоторые из самых глубоких анализов древнегреческих учений, утвердивших фундаментальные понятия западной философии — немецкая классическая философия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные жанры академических текстов, их сходства и отличия.
  • Уметь самостоятельно выстраивать структуру научного текста, разрабатывать систему целей и задач
  • Владеть основными техниками цитирования, а также, по меньшей мере, одним библиографическим менеджером.
  • Владеть навыками частотного анализа терминологии, построения индексов, сеток контекстного словоупотребления.
  • Владеть методикой составления библиографического круга.
  • Знать важнейшие моменты философских учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, в которых они прямо или непосредственно ссылаются на античную философию.
  • Знать соответствующие античные первоисточники (семинар дает студентам 3 курса возможность обновить и углубить знание важнейших частей древнегреческой философии).
  • Знать понятия бытия, небытия, сущего, сущности, диалектики, начала, содержания, формы и самой философии в их античной (перво)инкарнации, и траектории их переосмысления в будущей западной философии.
  • Уметь применить знание немецкой классической философии на расширение понимания ключевых частей античной философии.
  • Уметь находить релевантные места в корпусах трудов античных авторов, в т.ч. и на языке оригинала.
  • Владеть навыками использования античных первоисточников.
  • Владеть умением отличить изложение, интерпретацию и переработку античной философии более современным автором, т. е. определить степень изменения/искажения древней мысли.
  • Владеть дисциплиной чтения древнего текста, прежде всего навыком искать оригинальный смысл основополагающих понятий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия академического письма (тема / проблема / цель / задачи / исследовательский вопрос / и т.д.). Знает о существовании различных жанров акад. письма. Умеет проблематизировать тему. Обладает начальным уровнем умения поставить вопрос, определить цель и задачи.
  • Знает о различии рукописных, печатных и электронных источников; умеет пользоваться всеми описанными категориями. Обладает базовыми навыками поиска в Сети. Знает основные сетевые хранилища информации.
  • Знает о существовании различных моделей библиографических менеджеров. Умеет различать их функционал и тематическую ориентацию. Умеет пользоваться, как минимум, одним из них.
  • Знает основные стили цитирования и работы с перво- и второисточниками. Знает роль цитирования в современной гуманитарной культуре. Умеет пользоваться основными техниками цитирования.
  • Знает, что такое "библиографический круг", умеет его строить. Владеет техникой частотного анализа текста, построения частотных сеток и индексов словоупотребления. Умеет строить структуру исследования.
  • Понимает роль и назначение введения в академической работе. Умеет писать введение. Знает типовую его структуру.
  • Знает важнейшие моменты философских учений «отцов-основателей» немецкого идеализма (Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля)
  • Анализирует содержание философских дискуссий конца XVIII в., которые существенным образом определили проблемное поле кантовской и послекантовской философии
  • Понимает содержание философских дискуссий XVIII в., которые существенным образом определили проблемное поле философии немецкого Просвещения
  • Анализирует содержание теологических дискуссий конца XVIII в.
  • анализирует содержание эстетических дискуссий конца XVIII в., которые существенным образом определили проблемное поле кантовской и послекантовской эстетики
  • Анализирует содержание философских дискуссий конца XVIII в., которые определили проблематику немецкого идеализма
  • Понимает содержание философских дискуссий конца XVIII в., касающихся проблематики рефлексии гуманитарных дисциплин
  • Знает содержание философских дискуссий конца XVIII в. - начала XIX в.., которые существенным образом определили историософскую проблематику немецкой классической и современной философии
  • Знание античных первоисточников, касающихся вопроса бытия
  • Способность грамотно выражаться о фундаментальном философском вопросе бытия
  • Понимание учения Гегеля о бытии и его отношения к античной постановке данного вопроса
  • Знание учения Аристотеля о категориях и места этого учения в аристотелевской философской системе
  • Знание учения Канта о категориях и места этого учения в кантовской философской системе
  • Понимание и способность грамотно выражаться о фундаментальной философской концепции диалектики
  • Знание учения Гераклита на основе первоисточников и вариантов его интерпретации
  • Знание учения Гегеля о диалектике и его отношения к философии Гераклита
  • Знание учений Аристотеля и Гегеля о сущности и понимание эволюции этого понятия в истории мысли
  • Знание оригинального платоновского и неоплатонического учения об «идеях» («эйдосах») и его переосмыслений в философиях Канта и Гегеля
  • Знание античных свидетельств о «даймоне» Сократа
  • Понимание интерпретации этого концепта у Гегеля
  • Понимание отношения концепта «даймона» с более современными концептами «внутреннего голоса» и «совести»
  • Знание учения ранних и римских стоиков и эпикурейцев на основе первоисточников
  • Знание учения Канта о моральности и его интерпретации стоического и эпикурейского учений
  • Способность сравнить учение Канта и стоиков и оценить правильность его интерпретации последних
  • Способность сравнить учение стоиков и Канта о свободе
  • Знание первоисточников по досократической философии, в которых рассматривается концепт «границы»/«предела»
  • Понимание и способность грамотно выражаться о учении Фихте о «границе»
  • Способность сравнить античное и фихтеанское учение о «границе» и понимание фундаментального места этого вопроса в философии
  • Знание отношения Гегеля к древнегреческой философии
  • Понимание места гегелевской интерпретации древних греков в истории философии и рефлексии этой интерпретации у Хайдеггера
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Статья И.Канта «Предполагаемое начало человеческой истории» в контексте теологических и философских дискуссий второй половины XVIII в.
  • «Трактат о происхождении языка» И.Г.Гердера и просветительские теории языка
  • «Воспитание человеческого рода» Г.Э.Лессинга и философия истории немецкого Просвещения.
  • «Спор о пантеизме»: Мендельсон, Якоби, Гердер, Кант.
  • «Письма об эстетическом воспитании» Ф.Шиллера в контексте дискуссий о философии Канта.
  • Фрагмент Ф.Гёльдерлина «Суждение и бытие» и формирование раннего немецкого идеализма.
  • «Критические фрагменты» и «Ликейские фрагменты» Фр. Шлегеля в контексте дискуссий 1790-х — 1800-х гг. о трансцендентальной философии.
  • Речь Новалиса «Христианство, или Европа» и раннеромантическая исто-риософия.
  • Постановка исследовательского вопроса. Цель и задачи работы. Жанровое разнообразие академических текстов: ВКР, статья, рецензия
    Начало исследовательской работы: выбор темы, ее проблематизация, постановка вопроса; особенности формулирования цели; "метод трех задач", связь задач и структуры работы; зависимость цели и задач от жанра работы.
  • Подбор источников и литературы: архивы и библиотеки
    Понятие перво- и второисточников. Особенности работы с первоисточниками, проблема оригинала. Особенности работы с архивными текстами; понятие транскрипции; публикация источников. Основные доступные библиотеки, бумажные и сетевые.
  • Подбор источников и литературы: библиографические менеджеры
    Понятие "библиографический менеджер". Обзор основных способностей этого вида программ. Наиболее известные менеджеры: Reference Manager, EndNote, Citavi, Mendeley, Zotero. Сравнительный анализ функционала. Обучение работе с менеджером (на примере Mendeley).
  • Работа с библиографией: культура цитирования
    Понятие библиографического списка. Разные стили библиографии. "Пусть безобразно, зато единообразно!". Цитирование как признак современной культуры. Проблема плагиата, его виды. Модусы цитирования, их плюсы и минусы.
  • Обработка материала и написание исследования
    Понятие "библиографического круга"; набор литературы. Частотные сетки - анализ словоупотребления; иные инструменты работы с текстом источника. Роль структуры в написании исследования. Виды структуры. Построение структуры своего исследования. Написание работы. Роль и место черновика.
  • Написание введения: последние шаги
    Почему введение пишется последним? Принципы составления обзора литературы; принципы составления обзора первоисточников. Роль и место разделов по методологии, новизне и т.д.
  • Гегель и вопрос бытия
    Изучаем параллельно (1) тексты Парменида и Платона на тему бытия; (2) интерпретацию этих учений у Гегеля; (3) собственное учение Гегеля о бытии.
  • Кант, Аристотель и категории
    Сравниваем (1) учение Аристотеля о категориях; (2) учение Канта о категориях в контексте их отношения к трансцендентальной логике и схематизму чистого разума.
  • Гегель, Гераклит и диалектика
    Отцом диалектики можно считать Гераклита, а Гегель говорил, что согласен со всеми его диалектическими высказываниями. Так ли это? Сравниваем фрагменты Гераклита и соответствующие пассажи из «Науки логики» и «Истории философии».
  • Гегель, Аристотель и сущность
    Сравниваем гегелевское учение о сущности (в т.ч. и учение об отношении материи и формы) и соответствующие пассажи из Аристотеля.
  • Кант, Гегель и идея
    Сравниваем учение Платона и неоплатоников об идеях, интерпретации этих учений у Гегеля, учения Канта и Гегеля об идеях и интерпретацию кантовского учения у Гегеля.
  • Гегель и даймон Сократа
    Изучаем (1) античные свидетельства о даймоне Сократа, (2) интерпретацию даймона Сократа в «Истории философии» Гегеля и (3) все учения Гегеля, связанные с концептом «внутреннего голоса» из «Феноменологии духа» и «Истории философии».
  • Кант, стоики и эпикурейцы
    В «Критике практического разума» Кант дает свою интерпретацию этических учений стоиков и эпикурейцев. Сравниваем его интерпретацию с оригинальными текстами.
  • Фихте и вопрос границы/предела
    Осмысление границы/предела в досократической философии происходило, между прочим, у Анаксимандра, Парменида, Мелисса, пифагорейцев, Анаксагора и Демокрита. У каждого из них этот вопрос и вариации ответа на него были связаны с решением фундаментальных онтологических вопросов. В философии Фихте можно найти следы почти всех вариаций на тему предела/границы.
  • Гегель и древние греки: резюме
    Используя весь пройденный материал, резюмируем отношение Гегеля к древнегреческим мыслителям; используем идеи из нескольких текстов Хайдеггера (прежде всего «Гегель и греки»).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание: составление библиографии к курсовой работе
  • неблокирующий Домашнее задание: составление структуры своей курсовой работы
  • неблокирующий Домашнее задание: написание любого (на выбор студента) раздела своей курсовой работы
  • неблокирующий Коллоквиум, 1 модуль
  • неблокирующий Коллоквиум, 2 модуль
  • неблокирующий Коллоквиум, 4 модуль
  • неблокирующий Семинарская активность, 1 модуль
  • неблокирующий Семинарская активность, 2 модуль
  • неблокирующий Семинарская активность, 4 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка рассчитывается на основании 4 оценок каждый модуль. Принципы выставления оценок за каждый раздел курса определяются преподавателями, ответственными за данный раздел. Итоговая оценка за научно-исследовательский семинар рассчитывается по следующей формуле: Оитог = (О1 + О2 + О3 + О4) / 4 Способ округления – арифметический. В случае, если студент/студентка получает неудовлетворительную оценку за НИС, то он/она может пересдать любую часть НИСа (но не более двух), за которую была получена неудовлетворительная оценка, в случае, если данный раздел НИСа допускает возможность пересдачи. Оценка за 1, 2 и 4 модуль рассчитывается по следующей формуле: О4 = Оакт * 0,5 + Околл * 0,5 Оценка за 3-й модуль выставляется на основе 3 сданных в ходе модуля письменных работ: (1) библиография курсового проекта; (2) структура курсового проекта; (3) любой на выбор студента фрагмент его курсовой работы объемом от 7 до 15 т. знаков. Веса внутри этих работ распределяются следующим образом: О итог = 0,3*биб + 0,4* структ + 0,3*фрагм Способ округления – арифметический. «Автоматы» по дисциплине выставляются тем учащимся, накопленная оценка которых в каждой из частей курса достигает 8 баллов и выше. Округление оценок проводится по арифметическому принципу (до 0,49 округляется к «0», от 0,5 – к «1»). Неудовлетворительные оценки, выставленные за формы текущего контроля, пересданы быть не могут. Пересдаются только экзаменационные оценки в том случае, если итоговая оценка, полученная по результатам экзамена и вычисленная по приведенной выше формуле, является неудовлетворительной. Первая и вторая пересдачи проводятся в форме устного экзамена. Список вопросов на пересдачу соответствует вопросам к экзамену.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kant, I. (2015). The Critique of Pure Reason. Newburyport: Philosophical Library/Open Road. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1050566