• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Интернет-предпринимательство

Статус: Курс по выбору (Маркетинг)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Маркетинг
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Интерес к интернет-предпринимательству в последние годы активно растет, поскольку интернет - это наиболее открытая для идей среда, что привлекает в нее множество начинающих предпринимателей. Курс предназначен для студентов магистратуры, желающих освоить принципы сознания и ведения предпринимательского бизнеса на основе интернет-проекта. В курсе использующуюся современные подходы к развитию предпринимательских знаний и навыков. В рамках курса студенты осуществляют поиск и реализацию бизнес-идеи, используя принципы Design Thinking и Lean Startup
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование понимания процесса ведения бизнеса в сфере интернет-предпринимательства
  • Формирование практических навыков управления интернет-проектом и развития малого предприятия в интернет-сегменте.
  • Развитие предпринимательского мышления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает принципы предпринимательской деятельности
  • Осуществляет поиск идеи и оценку ее пригодности для стартапа
  • Анализирует и формулирует требования к команде проекта для реализации своей бизнес-идеи
  • Знает возможные роли и необходимые функции членов команды
  • Знает основные подходы к организации работы в команде и мотивации участников
  • Знает основные типы бизнес-моделей
  • Умеет сформировать бизнес-модель для стартапа
  • Знает основные принципы анализа рынка
  • Умеет проводить анализ рынка
  • Умеет определить прямых конкурентов и провести анализ их деятельности
  • Умеет определить косвенных конкурентов и провести анализ их деятельности
  • Понимает особенности поведения потребителей
  • Умеет определить целевую аудиторию
  • Знает особенности процесса принятия новых продуктов потребителями
  • Умеет выявлять актуальные потребности потребителей
  • Проводит расчет финансовой модели
  • Знает модели монетизации и умеет выбрать подходящую модель для стартапа
  • Определяет ценностное предложение для потребителя
  • Создает минимально жизнеспособный продукт
  • Определяет возможности масштабирования бизнеса
  • Формирует план действий для подготовки к масштабированию
  • Знает формы тестирования каналов
  • Умеет провести тестирование каналов
  • Анализирует каналы коммуникации, тестирует их
  • Знает основные принципы коммуникации с целевыми аудиториями
  • Определяет каналы продвижения
  • Составляет план мероприятий по продвижению
  • Осуществляет подготовку презентации инвестору
  • Умеет представить и защитить инвестиционный проект перед инвестором
  • Знает источники финансирования стартапа
  • Знает преимущества и недостатки различных форм участия инвестора в проекте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы предпринимательской деятельности. Технологическое предпринимательство
    Основные принципы предпринимательской деятельности. Технологическое предпринимательство: тренды, возможности и перспективы.
  • Идея: источники идей для стартапа, как проверить свою идею
    Поиск идей, способы создания идей, формы проверки идеи для стартапа. Дизайн-мышление.
  • Команда стартапа
    Как собрать и мотивировать команду стартапа. Ключевые роли и функции. Комбинирование компетенций. Мотивация членов команды.
  • Бизнес-модель
    Основные типы бизнес-моделей. Подходы к выбору и формированию. Канва Остервальдера.
  • Анализ рынка
    Оценка потенциала рынка: емкость, достижимость, перспективность. Анализ конкурентов: прямые, косвенные, потенциальные.
  • Ориентация на клиента
    Целевая аудитория. Customer discovery и customer development. Цикл принятия новых продуктов. Потребности потребителей и особенности восприятия. Дизайн впечатлений.
  • Создание продукта: ценностное предложение
    От идеи к продукту. Концепция, value proposition, MVP. Определение необходимых и достаточных свойств продукта.
  • Метрики стартапа и экономика продукта.
    Метрики, принципы юнит-экономики. Финансы стартапа. Модели монетизации.
  • Инвестиции
    Источники инвестиций. Виды инвесторов. Когда идти к инвесторам и надо ли. Требования фондов. Почему отказывают фонды. Подготовка питча для инвесторов
  • Продвижение
    Маркетинговые коммуникации: как привлечь первых пользователей. Постановка продаж. PR стартапа.
  • Customer validation
    Тестирование каналов и подготовка к масштабированию
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Представление и защита проекта
    Форма экзамена: Экзамен проводится в устной форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://docs.microsoft.com/ru-ru/microsoftteams/hardware-requirements-for-the-teams-app Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе MS Teams; Войти на платформу MS Teams под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru); Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме приложения MS Teams или браузера, в котором будет выполняться вход на платформу MS Teams. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для ведения расчетов; Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию, связанную с выполнением экзаменационного задания; Взаимодействовать с другими студентами по разрешению преподавателя. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой MS Teams во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
  • неблокирующий Тесты
    Тесты включают открытые и закрытые вопросы
  • неблокирующий Промежуточное представление проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Представление и защита проекта + 0.3 * Промежуточное представление проекта + 0.3 * Тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Griffin, A., Swan, S., Luchs, M., & Product Development & Management Association. (2015). Design Thinking : New Product Development Essentials From the PDMA. Hoboken, New Jersey: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1072252
  • Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис; Пер. с англ. А. Стативки. - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 253 с.: 70x100 1/16 (Переплёт,с/о) ISBN 978-5-9614-5401-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768886
  • Как создать продукт, который купят. Метод Lean Customer Development: Учебное пособие / Альварес С. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 248 с.: ISBN 978-5-9614-5395-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/737041
  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
  • Стартап-гайд: Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес: Учебное пособие / Зобнина М.Р. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 166 с.: ISBN 978-5-9614-4824-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924028
  • Стартап: Настольная книга основателя / Бланк С.М., Дорф Б., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 616 с.: ISBN 978-5-9614-5027-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alvarez, C. (2014). Lean Customer Development : Building Products Your Customers Will Buy (Vol. First edition). Sebastopol, CA: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780832
  • Bhimani, A. (2017). Financial Management for Technology Start-Ups : A Handbook for Growth (Vol. 1st Edition). New York: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1563779
  • Cooper, B., & Vlaskovits, P. (2016). The Lean Entrepreneur : How Visionaries Create Products, Innovate with New Ventures, and Disrupt Markets (Vol. Second edition). Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1179810
  • Copley, P. (2014). Marketing Communications Management : Analysis, Planning, Implementation (Vol. Second edition). London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1366832
  • Cornwall, J. R., Vang, D. O., & Hartman, J. M. (2019). Entrepreneurial Financial Management : An Applied Approach (Vol. Fifth Edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2237944
  • Cremades, A. (2016). The Art of Startup Fundraising : Pitching Investors, Negotiating the Deal, and Everything Else Entrepreneurs Need to Know. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1216067
  • Cruz, J. (2014). Design Thinking : 33 Most Asked Questions: What You Need to Know (Vol. Thirty three most asked questions). [Brisbane, Qld.]: Emereo Pty Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=698226
  • Daniel Marco-Stefan Kleber. (2018). Design Thinking for Creating an Increased Value Proposition to Improve Customer Experience. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B1673540
  • Ries, E. (2011). The Lean Startup : How Today’s Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. New York: Currency. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=733896
  • Tyler, J. (2015). Building Great Software Engineering Teams : Recruiting, Hiring, and Managing Your Team From Startup to Success. [Berkeley, CA]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1022967
  • Volkova, T., & Jakobsone, I. (2017). Design thinking as a business tool to ensure continuous value generation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C08CE667
  • Главная книга основателя бизнеса: Кого брать с собой, как делить прибыль, как распределять роли и другие вопросы, которые надо решить с самого начала: Учебное пособие / Вассерман Н., Гутман Т. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 364 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-4445-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912683
  • Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании: Учебное пособие / Кристенсен К.М. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 239 с.: ISBN 978-5-9614-5658-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002224
  • Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов, 6-е изд., 283 с., Манн, И. Б., 2015
  • Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Г.С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 402 с.: ISBN 978-5-9614-5558-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915077
  • Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг: Учебное пособие / Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 312 с.: ISBN 978-5-9614-4907-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923404
  • Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов / Бланк С. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 368 с.: ISBN 978-5-9614-4645-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926475