• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Проектно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Инжиниринг в электронике)
Направление: 11.04.04. Электроника и наноэлектроника
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Алексеенко Алексей Владимирович, Балакин Станислав Викторович, Желтов Роман Леонидович, Золотаревский Юрий Михайлович, Крутиков Владимир Николаевич, Кучеров Александр Владимирович, Львов Борис Глебович, Туреев Сергей Васильевич, Филимонов Иван Сергеевич
Прогр. обучения: Инжиниринг в электронике
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 140

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на приобретение знаний, умений и практических навыков в самостоятельной проектной и исследовательской работе в области исследования, моделирования, проектирования электронных средств и технологий в электронной, космической, инфокоммуникационной и измерительной технике. Особое внимание уделяется разработке технического задания, аналитическому обзору литературных и патентных источников, исследованиям/разработке при решении задач междисциплинарной курсовой работы (МКР)/проекта, анализу и оформлению результатов МКР/ проекта. При обучении предусмотрен контроль знаний студентов в виде учета активности студентов в ходе проведения ПИС, по отчетам и презентациям по разработке технического задания, результатам аналитического обзора по тематике проекта/ МКР, результатам исследовательской и проектной работы по тематике проекта/ МКР, проверке проекта/МКР на антиплагиат, по защите проекта/МКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Проектно-исследовательский семинар» являются является формирование и развитие у магистрантов способностей применения результатов обучения в самостоятельной проектной и исследовательской работе в области исследования, моделирования, проектирования электронных средств и технологий и практического применения в электронной, космической, инфокоммуникационной и измерительной технике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Знать: принципы и структуру написания аналитического обзора и отбора литературных п патентных источников, системную модель описания объектов и процессов разработки/исследований проекта.
  • Уметь: анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации и осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на базе системного подхода.
  • Владеть: методикой многокритериального выбора необходимых вариантов, методов и средств исследований/разработки предмета проекта; стандартными правилами составления аналитического обзора научно-технической информации.
  • Знать: состояние и перспективы развития объектов исследований/разработки по теме проекта; структуру и содержание технического задания на исследования/разработку предмета проекта в области микро – и наноэлектроники и квантовых технологий.
  • Уметь: формулировать цели, задачи, назначение исследований/разработки предмета проекта и определять основные требования к предмету проекта, осуществлять декомпозицию проекта, формировать иерархическую структуру связей параметров предмета исследований/разработки, разрабатывать календарный план исследований/разработки предмета проекта в области микро – и наноэлектроники и квантовых технологий.
  • Владеть: методикой формирования дерева целей исследований/разработки предмета проекта.
  • • Знать: перспективные методы решения задач и методы моделирования исследований/разработки предмета проекта в области микро – и наноэлектроники и квантовых технологий.
  • Уметь: выполнять теоретические и экспериментальные исследования с использованием современных методов, средств и программных комплексов, осуществлять совершенствование аналога предмета исследований/разработки проекта, исходя из целей проектирования и закономерностей развития объекта
  • Владеть: современными методами математического моделирования, методами синтеза новаций, инструментальными и программными средствами, используемыми для выполнения задач исследований/разработки предмета проекта в области микро – и наноэлектроники и квантовых технологий; навыками разработки проектов в группах.
  • Знать: структуру содержания отчета проекта; содержание и требования к проектной документации исследовании/разработке и предмета проекта в области микро – и наноэлектроники и квантовых технологий; структуру описания заявок на правовую охрану результатов проекта.
  • Уметь: формулировать описания актуальности, аннотации, выводов и результатов выполненного исследования/разработки предмета проекта в области микро – и наноэлектроники и квантовых технологий, оформлять проектную документацию в соответствии с ГОСТ ЕСКД, ЕСТД и ЕСПД.
  • Владеть: методикой составления отчета по исследованиям/разработкам предмета проекта в соответствии с ГОСТ 7.32-2017 СИБИД.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Аналитический обзор научно-технической информации
    Понятие о проекте, типы проектов. Объект и предмет исследования/разработки. Выбор темы. Цель исследований/разработки предмета проекта. Гипотеза исследований. Ресурсное обеспечение проекта. Результаты исследований/разработки проекта: материальные и нематериальные, классификация. Жизненный цикл проектной работы: личный кабинет, Trello, Zulip, Gitlab. Аналитический обзор литературных и патентных источников исследований/ разработки предмета проекта. Базы данных научной литературы. Электронные библиотечные ресурсы НИУВШЭ. Системная модель описания предмета исследований/ разработки проекта. Поисковые системы. Анализ актуальности темы проекта. Сравнительный анализ методов решения/элементной базы/языков программирования/инструментальных средств исследований/разработки/создания прототипа/ программного продукта. Структурное представление вербального описания выявленных вариантов объекта разработки проекта. Параметрическое описание вариантов. Обоснование многокритериального выбора ближайшего аналога. Установление недостатков исследований/аналогов предмета проекта. Формулировка проблемы/гипотезы. Формулировка задач исследований/разработки предмета проекта исходя из аналитического обзора. Декомпозиция задач/аналога исследований/ разработки предмета проекта. Примерная структура отчета аналитического обзора по тематике проекта. Содержание основных разделов отчета. Требования к презентации аналитического обзора.
  • Разработка концепции проекта
    Техническое задание на исследования/разработку: исследовательский, программно-аппаратный, программный проект. Актуальность темы проекта. Выявление потребности результатов исследований/разработки предмета проекта. Выбор стратегии исследований/разработки предмета проекта. Установление ключевых критериев развития исследований/разработки предмета проекта. Установление требований к предмету исследований/разработки проекта. Технико-технологический уровень предмета объекта. Формулирование исходной цели исследований/разработки предмета проекта. Построение дерева целей исследований/разработки предмета проекта. Выявление подсистем и элементов, подлежащих совершенствованию. Разделение работ по предмету проекта на аппаратную и программную части. Разработка плана исследований/разработки предмета проекта. Планирование содержания и сроков этапов реализации исследований/разработки предмета проекта. Формулировка предполагаемых результатов. Оценка ресурсного обеспечения выполнения проекта. Технико-экономическое обоснование исследований/разработки проекта. Требования к презентации концепции проекта..
  • Исследования/разработка предмета проекта
    Математическое моделирование исследований/разработки предмета проекта. Обоснование выбора методов и инструментов решения поставленных задач исследований/разработки предмета проекта. Обоснование выбора элементной базы, языков программирования и инструментальных средств для исследований/создания прототипа и программного продукта. Описание инструментальных и программных средств, используемых для выполнения задач исследований/разработки предмета проекта. Синтез и анализ технических решений исходя из целей проектирования, закономерностей развития предмета исследований/разработки и методов поиска технических решений. Выбор приемлемого варианта синтезируемого объекта. Прототипирование. Результаты исследований/разработки предмета проекта. Новизна исследований/разработки предмета проекта и практическая значимость. Требования к презентации исследований/разработки предмета проекта.
  • Анализ и оформление отчета проекта
    Проектная документация: конструкторская, исследовательская, программная, оформленная в соответствии с ГОСТ ЕСКД, ЕСТД и ЕСПД. Правила оформления отчета по проекту согласно ГОСТ 7.32-2017 СИБИД. Аннотация проекта. Ключевые слова. Структура отчета по проекту. Структура и содержание введения отчета по проекту. Структура и содержание основной части отчета по проекту. Структура и содержание заключения по проекту. Формулирование выводов и результатов проекта. Соответствие результатов целям проекта. Формулировка технического задания на продолжающиеся исследования/ разработку предмета проекта. Составление заявок на правовую охрану результатов проекта: изобретение, полезная промышленный образец, программа ЭВМ, база ланных. Формула изобретения. Требования к презентации отчета проекта. Критерии оценки презентации отчета проекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация «Задание на проект/МКР» (Оп1)
    Выполнение презентации проводится по темам МКР/проекта, выбранных студентами. Элемент контроля не блокирующий, вес элемента – более 30%.
  • неблокирующий Активность на семинарах раздела 1 (Оа1)
  • неблокирующий Презентация аналитического обзора (Оп2)
    Выполнение презентации проводится по темам МКР/проекта, выбранных студентами. Элемент контроля не блокирующий, вес элемента – более 30%.
  • неблокирующий Активность на семинарах раздела 2 (Оа2)
  • неблокирующий Презентация результатов исследований/разработки МКР/проекта (Оп3)
    Выполнение презентации проводится по темам МКР/проекта, выбранных студентами. Элемент контроля не блокирующий, вес элемента – более 30%.
  • неблокирующий Презентация проекта/МКР (Оп4)
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Jitsi https://meet.miem.hse.ru К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Jitsi. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий. Данная дисциплина обеспечивает формирование следующих компетенций согласно ОрОС: УК1-8, ОПК1-6, ПК1-15
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах раздела 1 (Оа1) + 0.1 * Активность на семинарах раздела 2 (Оа2) + 0.25 * Презентация аналитического обзора (Оп2) + 0.25 * Презентация проекта/МКР (Оп4) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Научное исследование : курсовые, дипломные и диссертационные работы, Ануфриев, А. Ф., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Уроки риторики и дебатов, Леммерман, Х., 2002