• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

История и методы исследования культуры

Статус: Курс обязательный (Визуальная культура)
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Визуальная культура
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История и методы исследования культуры» ставит целью освоение основных методов изучения культуры в исторической перспективе и в историческом контексте, иначе говоря, осмысление того, как ученых разных стран на протяжении ХХ века в постоянном диалоге разрабатывали те методы, которые и сегодня могут быть использованы в культурологии; как были поняты ограничения этих методов и как последователи одних методов оказывали влияние на развитие других. Курс дает представление о ключевых подходах к современному пониманию культуры и о теоретиках, стоящих у их истоков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить основные методы изучения культуры в исторической перспективе и в историческом контексте.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода.
  • Научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
  • Логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности в письменной и устной речи, аргументировать свою точку зрения; анализировать, структурировать, обоснованно излагать (в т.ч. наглядно представляя) обработанную информацию.
  • Овладеть инструментами новых теоретических подходов культурной антропологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Формирование общества модерна и проблематика исследований культуры.
    Методологическое самоопределение гуманитарных наук. Герменевтическая программа историко-культурных исследований. Классический историзм. Философия ценностей баденской школы неокантианства. Лингвистический поворот, история понятий и историческая семантика. От марксизма к Cultural Studies. Проблема отчуждения.
  • Развитие наук о культуре с 1920-х по 1960-е годы.
    Гуманитарные науки в межвоенный период. Междисциплинарные перспективы в исследованиях культуры. Школа Варбурга и эволюция методов анализа визуальной культуры. Использование методологии Клиффорда Гирца в исследованиях культуры. Интеллектуальная ситуация середины и конца 1960-х годов. Кризис структурализма. Обращение к наследию 1920-х. Микроистория. Новый историзм в исследованиях культуры.
  • Память как социокультурное явление. Основные исследовательские программы в области изучения коллективной памяти.
    Э.Дюркгейм и М.Хальбвакс. Начало формирования «мемориальной парадигмы» гуманитарного знания. «Культуры воспоминаний» в исторической и сравнительной перспективах. Я.Ассман. Культура как память: семиотическая перспектива. Историография как форма культурной памяти. «Изобретение традиций» как исследовательская программа: достижения и пределы. Организация памяти и забвения в системе культурной политики.
  • Возникновение новых теоретических подходов культурной антропологии в контексте исторических перемен.
    Возникновение и развитие культурной антропологии как дисциплины в контексте исторических перемен. Основные теоретические подходы. Происхождение и эволюция расового вопроса. Как изучать расизм сегодня? Этнические группы и их границы. Теоретические подходы к исследованию этнических границ, История и развитие городских исследований. Основные темы городской антропологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Промежуточный экзамен
  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Итоговый экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинаре + 0.4 * Промежуточный экзамен + 0.3 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Активность на семинаре + 0.4 * Итоговый экзамен + 0.3 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.15 * Реферат