• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Конфликтология

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины студент знакомится с теоретическим обзором по проблематике и феноменологии конфликта, изучает взаимодействие людей в конфликтных ситуациях, осваивает переговорные модели разрешения конфликтов,а также теорию и практику оказания психологической помощи при возникновении и разрешении конфликтов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Конфликтология» является формирование у студентов представления о конфликтологической проблематике, особенностях работы в данном предметном поле, а также формирование навыков психологического анализа и управления конфликтами в различных сферах.
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать теоретические основы психологии конфликта и грамотно оперировать основными понятиями.
  • Также иметь представление об основных направлениях изучения конфликтов, современных достижениях теоретической и прикладной психологии конфликта; о формах и методах управления конфликтами; о существующих способах разрешения конфликтов; об особенностях участия третьей стороны в конфликтах.
  • Уметь применять эти знания на практике; анализировать причины возникновения конфликтов, структурные и динамические особенности их протекания и завершения; уметь выявлять специфику и особенности разных видов конфликтов.
  • Наконец, обладать навыками комплексного психологического анализа конфликтных ситуаций и конфликтного взаимодействия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет основные структурные элементы конфликта – стороны конфликта, условия протекания, возможные действия участников и исходы конфликта Знает динамику конфликта и стадии развития конфликтной ситуации Понимает конструктивные и деструктивные функции конфликта
  • Определяет личностные особенности поведения в конфликте Знает типы конфликтных личностей Анализирует регуляторы конфликтного взаимодействия – ситуационный контекст, психологические ориентации участников, социально-перцептивные регуляторы Имеет навыки эффективного общения и рационального поведения в конфликте
  • Умеет определять формулу конфликта, а также конфликтогены и их характеристику Знает способы урегулирования конфликтов Анализирует основные формы разрешения конфликтов с помощью третьей стороны – арбитраж, медиаторство
  • Знает опорную схему анализа конфликтной ситуации Знает принципы и имеет навыки конструктивного спора Определяет стили поведения в конфликтной ситуации Знает правила и шаги по разрешению конфликтов
  • Знает особенности управления конфликтами в области организации рекламного производства Знает причины возникновения конфликтов в области рекламы и PR, типологию творческих личностей Владеет навыками разрешения конфликтов в области рекламы и PR
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Сущность конфликта и его структура
    Определение основных структурных элементов конфликта. Стороны (участники) конфликта. Условия протекания конфликта. Образы конфликтной ситуации. Возможные действия участников. Исходы конфликтных действий. Динамика конфликта. Выделение стадий конфликта. Стадия возникновения объективной конфликтной ситуации. Стадия осознания объективной конфликтной ситуации. Определение ситуации как конфликтной. Факторы определения ситуации как конфликтной («объективные», «групповые», «индивидуальные»). Обстоятельства, способствующие и снижающие вероятность конфликта. Адекватно и неадекватно понятые конфликты. Понятие «ложного» конфликта. Переход к конфликтному поведению. Частичное или полное разрешение конфликта. Функции конфликта. Деструктивная и конструктивная функции.
  • Тема 2. Типология конфликтов и методы их изучения
    Общая типология конфликтов. Классификация конфликтов по функциям, сфере возникновения и участникам конфликтного взаимодействия. Бытовые, производственные, семейные, политические, этнические, экономические и другие виды конфликтов. Понятие внутриличностного конфликта. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов. Понятие межличностного конфликта и его особенности. Сфера проявления межличностных конфликтов. Модели развития межличностного конфликта. Управление межличностными конфликтами. Понятие групповых конфликтов и их классификация. Внутригрупповые конфликты. Конфликт личности и группы. Межгрупповые конфликты. Методы изучения конфликтов. Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных и естественных условиях. Опросные методы.
  • Тема 3. Феноменология конфликтного взаимодействия
    Теория поведения личности в конфликте. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Мотивы и цели участников взаимодействия. Стратегии и тактики взаимодействия. Личностные особенности поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей. Регуляторы конфликтного взаимодействия (ситуационный контекст, психологические ориентации участников, социально-перцептивные регуляторы). Нормативные регуляторы (нормативное обоснование позиции и поведения, критерий справедливости-несправедливости, правила взаимодействия в конфликтных ситуациях, культурные и этические нормы поведения в конфликтах). Модели развития конфликта. Техники «борьбы». Эскалация конфликта. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
  • Тема 4. Анализ конфликтов и их разрешение, медиация
    Установление причин конфликтов. Обстоятельства, способствующие возникновению конфликта. Конфликтная ситуация и инцидент. Выявление конфликтной ситуации. Правила формулировки конфликтной ситуации.Формулы конфликта. Конфликтогены, их характеристика. Правило эскалации конфликтогенов. Типы конфликтогенов.Технологии управления конфликтами. Процесс управления конфликтом. «Профилактика» конфликтности. Способы урегулирования конфликтов. «Силовые» методы разрешения конфликтов. Участие третьей стороны в разрешении конфликта. Основные формы разрешения конфликтов с помощью третьей стороны – арбитраж, медиаторство. Стратегии и тактики медиаторства. Прогнозирование и предупреждение возникновения конфликтов. «Профилактика» конфликтности. Правила бесконфликтного общения.Разбор конфликтов. Решение ситуационных задач.
  • Тема 5. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах
    Разрешение конфликтов. Практика разрешения конфликтов, современная позиция. Основные понятия управления конфликтами. Работа с конфликтами. «Силовые» методы. разрешения конфликтов. Практика разрешения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности человека.
  • Тема 6. Конфликты в области рекламы и PR
    Исследование причин конфликтов в области рекламы и PR. Определение и типология творческих личностей Особенности управления конфликтами в сфере рекламы и PR Разрешение конфликтов в области рекламы и PR
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста на платформе LMS HSE (https://lms.hse.ru/). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Продолжительность экзамена: 30 минут Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. В случае возникновения технических проблем в течении экзамена студент должен уведомить преподавателя. Процедура пересдачи описана в пункте «Особенности организации пересдачи».
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * аудиторная работа + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * Экзамен + 0.2 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гришина, Н.В. Психология конфликта : учебное пособие / Н.В. Гришина. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 576 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01114-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055338 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055338

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анцупов А.Я., Баклановский С.В. - Конфликтология в схемах и комментариях. 4-е издание. Учебное пособие - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19675-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/30776
  • Емельянов С. М. - КОНФЛИКТОЛОГИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-06003-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/konfliktologiya-438314
  • Конфликтология: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0416-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/185227