• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Русское искусство второй половины XIX – начала XX вв.

Статус: Курс по выбору (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Макарова Анна Львовна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

The course ‘Russian Art of the Second Half of the Nineteenth – Early Twentieth Centuries’ introduces Russian art from realism in the 1860s to the radical experiments of the avant-garde in the 1910s. The course will move chronologically and attend to both canonical and less familiar movements and artists, and themes across the course shall include: the significance of collectors and critics, the reception of Russian art in the West, new forms of media such as theatre design, the status of women artists, and modernism and the avant-garde. Students will critically engage with primary and secondary literature, especially recent developments in scholarship on Russian art, and analyse artworks within their social and political context.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представления об истории русского искусства в ее соотношении с развитием европейского искусства, основные произведения изучаемого периода
  • выработка у студентов умения анализировать произведения, свободно ориентироваться в основных музейных собраниях и коллекциях русской живописи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство второй половины XIX в. Живопись 70-х - 80-х гг.
    Изменение тематики. Крестьянский жанр. Григорий Мясоедов, Константин Савицкий, Василий Максимов. Городской жанр. Николай Ярошенко. Владимир Маковский. Василий Верещагин (1842 – 1904). «Этнографический жанр» и баталистика. Крамской Иван (1837-1887). Эволюция творчества. Картина «Христос в пустыне». Евангельская тема в русском искусстве второй половины XIX века. Николай Ге (1831 – 1894). Евангельская тема в творчестве художника и особнности ее трактовки. Историческая живопись. Картина «Тайная вечеря» 1863 г. Портреты. «Страстной» цикл начала 1890-х годов. Стиль.
  • Искусство второй половины XIX в. Пейзаж 60- х - 80-х годов.
    Алексей Саврасов и Иван Шишкин: развитие национального пейзажа. Федор Васильев, Архип Куинджи: варианты преобразования романтической традиции.
  • Искусство второй половины XIX в. Мастера исторического жанра: Репин и Суриков.
    Илья Ефимович Репин (1844-1930). Жанровое и тематическое многообразие творчества. Роль Стасова и Крамского в формировании его творческих установок. Обучение в Академии художеств. Картина «Бурлаки», ее место и значение в живописи 70-х годов. Парижские работы. «Историческая картина на современный сюжет». Картина «Крестный ход в Курской губернии». Этюды. «Не ждали» как завершение цикла картин, посвященных судьбе народника. Репин-портретист. «Заседание Государственного совета» и этюды к картине. Кризисные моменты в позднем творчестве. Уроки Репина. Василий Иванович Суриков (1848 – 1916). Эволюция творчества мастера. Историческое и современное. «Трилогия» 80-х годов и ее отношение к последующему этапу творчества. Впечатления заграничных путешествий и их отражение в творчестве Сурикова. Суриков-колорист. Акварельные работы. Портреты и пейзажи. Суриков в оценке современников.
  • Искусство второй половины XIX в. Сказочные и религиозные сюжеты: Васнецов, Нестеров, Поленов. Русский пейзаж конца XIX в.
    Виктор Михаилович Васнецов (1848 -1926). Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры. Работы в области театральной декорации. Монументальные работы. Деятельность абрамцевского кружка: «проект нового стиля». Михаил Васильевич Нестеров (1862 - 1942). Периодизация творчества мастера. Создание нового русского религиозного стиля. Тема Сергия Радонежского. Русь и святость в творчестве художника. Путешествие на Соловки (основные работы данного периода). Портрет. Стилистические особенности и специфика колорита его полотен. Монументальная живопись. Путешествие в Грузию. Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927). Его роль в эволюции русской пейзажной живописи. Утверждение самоценности этюда. Связь с академической традицией. Евангельская тема в творчестве Поленова. Работы в области театральной декорации. Возрастание роли пейзажа в общей эволюции живописи конца XIX века. Творчество Исаака Левитана. Эволюция творчества и новаторство. Обращение к новой пейзажной технике. Метафизика русского пейзажа. Роль пейзажного мотива. Этюд и картина. Особенности цветовой гаммы художника. Значение наследия Левитана.
  • Искусство второй половины XIX в. Архитектура. Кризис монументальных жанров. Начало стилизации и эклектики.
    Эклектика и “историзм”. Неостили: классицизм, готика, рококо. А.Брюллов, А. Штакеншнейдер. А. Плавов, Е.Тюрин, М.Быковский. О.Монферран. Исаакиевкий собор. История создания. Программа и осуществление. К.Тон: псевдорусское и византийское направление в эклектике. Храм Христа-Спасителя в Москве. Программа. Судьба памятника. Постройки в Кремле. Николаевский вокзал в Петербурге.
  • Искусство второй половины XIX в. Кризис монументальной скульптуры.
    Пластическое и живописное в скульптуре. Позднеромантические стилизации. И.Витали, П.Клодт. Монумент в городской среде. Б.Орловский. Римские работы. Памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли. М.О Микешин, А.М. Опекушин. Роль станковой скульптуры.
  • Живопись конца XIX - начала XX вв.
    Историко-культурная характеристика времени. Промышленный подъем 90-х годов и его влияние на художественную культуру. Нижегородская выставка 1896 года. Участие России во всемирной выставке в Париже 1900 года. Художественные течения в русском искусстве конца XIX века. Модерн и символизм. Идея синтеза искусств. Реорганизация Академии художеств, и роль передвижников в этом процессе. Московская школа. Роль меценатов в культурном процессе России рубежа XIX-XX веков. Савва Мамонтов, Морозовы, Мария Тенишева и др. Революция 1905 года. Образование новых художественных объединений: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет» и др.: взаимодействие, конкуренция, полемика. Михаил Врубель (1856-1910). Роль Павла Чистякова в творческом становлении художника. Киевский период. Монументальные работы: росписи и иконостас Кирилловкой церкви; эскизы для росписей Владимирского собора. Влияние византийского наследия на художественный метод Врубеля (изучение мозаики во время венецианского путешествия). Акварели: этюды цветов 1886-1887 гг. Символизм в работах художника. Монументальные, декоративные панно и картины. Тема Демона и ее развите. Своеобразие образа Демона. Иллюстрации к Лермонтову. Врубель-портретист. Скульптурные, архитектурные, театрально-декорационные и прикладные работы. Поздний этап творчества. Врубель в контексте стиля модерн. Рисунки.
  • Живопись конца XIX - начала XX вв. Русский импрессионизм.
    Василий Иванович Серов (1865-1911). Парижский период, начало обучения у Репина. Пленэрные работы: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем». Серов-портретист. Артистические портреты. Историческая тема. Античная тема. Пейзаж. Рисунки Серова. Иллюстрации басен. Творчество Серова в контексте различных художественных направлений времени. Константин Коровин. Русский импрессионизм. Путешествие по русскому Северу. Северные пейзажи. «Парижские огни». Театральные работы и декоративная живопись. Жанровая живопись. Новые тенденции передвижничества, изменение идеологии. Сергей Коровин и Николай Касаткин. Особенности тематического репертуара. Этюд и пейзаж. Истроия, деревенский жанр, анималистика, исторический пейзаж (С. Иванов А. Архипов, А. Степанов, А. Васнецов. Историко-бытовая живопись А. Рябушкина).
  • Живопись конца XIX - начала XX вв. Объединения и журналы.
    «Мир искусства». Происхождение. Журнальная и выставочная деятельность. Эстетическая программа. Историзм - возрождение интереса к искусству XVII - начала XIX века. Дягилев и «Парижские сезоны». Ретроспективная выставка русского искусства в Париже и Берлине 1906 года. Книжная графика и театр. Популяризаторская деятельность. Александр Бенуа – художественная и искусствоведческая деятельность. Различные направления внутри «Мира искусства». Константин Сомов. Возрождение «галантного жанра». Портреты и пейзаж. Графические портреты. Лицо и маска. Парадные портреты. Автопортреты. Фарфоровые скульптуры. Характеристика стиля. Александр Бенуа. Версальские серии. Иллюстрации. Театральные работы. «Художественные письма»: современное искусство в оценке Бенуа. Лев Бакст. Картина «Древний ужас». Театральные декорации и костюмы. Михаил Добужинский. Урбанистические темы. Иллюстрации. Театральные работы. Сатирическая графика. Евгений Лансере. Исторические картины. Политическая карикатура. Иллюстрации к «Хаджи Мурату» Л.Толстого. Александр Головин - театральные декорации. Портреты и натюрморты. Борис Кустодиев – стилизации. Женский портрет. Зинаида Серебрякова. Основные этапы творчества. Н.Рерих. Тема языческого мира, стилизаторская манера художника. Основные работы художников. Графика. А. Остроумова-Лебедева. И. Билибин. Виктор Борисов-Мусатов (1879-1905). Импрессионизм и декоративный постимпрессионизма. Французские источники и аналогии. Пребывание во Франции Борисов-Мусатов и символическое направление в живописи начала XX века. «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье», «Призраки». «Союз русских художников». Основание. Расхождение с «Миром искусства». Особенности московской живописной школы. Художники «Голубой розы». Направление, эволюция. И. Грабарь, Ф. Малявин, Виноградов, Жуковский, Юон.
  • Живопись конца XIX - начала XX вв. Русская живопись начала 1910-годов.
    Возобновление «Мира искусства», первая выставка «Бубнового валета», выставки лубка и русской иконописи, ранние произведения К.Петрова-Водкина. Неоакадемизм. «Неотрадиционализм» в пейзаже. Авангардисты середины 1910-х гг. В. Кандинский. К. Петров-Водкин. М. Ларионов. П. Кончаловский. Л. Машков. А. Лентулов. К Малевич и др.
  • Живопись конца XIX - начала XX вв. Модерн в русской архитектуре.
    Ф.О. Шехтель, А.В. Щусев, В.М. Васнецов, В.А. Щуко и тд.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Доклад - делается в виде устного сообщения по реферируемой статье, иллюстрированного презентацией в формате Power Point. Доклад обсуждается на семинаре, для дискуссии студенты читают литературу из списка.
  • неблокирующий Реферат
    Реферирование (конспект). Студент должен представить по одному конспекту статьи (раздела книги) в каждом из модулей. Конспект представляет собой самостоятельно сделанное сжатое изложение исходного текста, из которого должна быть ясна его структура, основные идеи и положения
  • неблокирующий Тест
    Контрольная работа проводится на последнем занятии каждого модуля в письменном виде.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в присутствии преподавателя в формате устного классического экзамена. Студенту предлагается вытянуть билет, в котором обозначены два вопроса из заранее выданного для подготовки списка. Для подготовки устного ответа отводится 15 минут, разрешается пользоваться лекционными конспектами
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.2 * Реферат + 0.2 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001
  • История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007
  • История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000