• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Антропологический поворот в истории ХХ века

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (История современного мира)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: История современного мира
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

В основе данного курса – возможности историко-психологического и историко-антропологического исследования воображения, внимания и молчания, боли и памяти, воли и вдохновения, ностальгии и травмы, опыта и субъектности, движения и воплощения, творчества и кризиса, дружбы и одиночества, возраста и смысла жизни. Они будут рассмотрены на материале ХХ века. Курс рассчитан не только на знакомство студентов-историков со смежными областями социогуманитарных исследований, но и на развитие их междисциплинарной чувствительности, формирование аналитической ментальности и готовности к решению комплексных задач, связанных с изучением специфики существования человека в мирах современности
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать эпистемологические режимы, используемые историками для производства знания о человеке эпохи современности, и уметь их анализировать
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление о концептуализации психологизма в литературоведении и перспективах его историзации
  • Ориентироваться в разновидностях исторического романа
  • Уметь обнаруживать элементы психологизма в текстах историков и занимать рефлексивную позицию по отношению к нему
  • Знать основные направления исторической психологии, ключевых её представителей и проблемы
  • Ориентироваться в литературе по теме
  • Уметь разъяснить преимущества и ограничения историко-психологического синтеза, адаптировать разработки исторических психологов к задачам своего исследования
  • Иметь представление об антропологическом повороте в истории
  • Знать модель историко-психологической реконструкции
  • Уметь разъяснить различия историко-психологического и историко-антропологического синтеза
  • Иметь начальные навыки использования этнографических методов для работы в архиве
  • Уметь привести примеры исследований, выполненных в антропологическом ключе, на материалах отечественной истории ХХ в.
  • Знать историю зрения и её специфику
  • Владеть необходимым концептуальным аппаратом
  • Уметь соотнести историю чувствительности с историей знаний и технологий
  • Знать круг источников по истории зрения в СССР и опыт работы с ними
  • Иметь представление об исторической персонологии, её концептуальном аппарате и проблемах
  • Знать техники историзации личности и субъектности
  • Уметь разъяснять принципы и техники адаптации моделей политической и исторической субъектификации, выработанные на западноевропейском материале, применительно к отечественному контексту
  • Знать основные положения теории травмы в психоанализе и её историко-антропологические проекции
  • Иметь представление о меморополитике, исторической и коллективной травме
  • Уметь соотносить проблематику травмы с проблематикой политики репрезентаций
  • Уметь подбирать источники и аналитические модели для работы с травматическим опытом на материале отечественной истории ХХ в.
  • Знать антропологический подход к анализу разговора, культурное и жанровое своеобразие «русских разговоров»
  • Уметь подбирать источники для анализа разговоров и адаптировать антропологические модели для задач исторического исследования
  • Уметь вести исследовательскую работу в группе, распределять круг задач
  • Уметь реализовывать весь цикл изучения историко-психологических и историко-антропологических аспектов отечественной истории ХХ в.
  • Уметь использовать цифровые среды для совместной работы
  • Уметь представлять промежуточные результаты исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Историки в поисках героя: психологизм и нарратив
    Между парадигмой и нарративом: «правила для левой руки». Построение характера и изображение внутреннего мира человека в исторической динамике. Повествовательная идентичность и ее генеалогия. Исторический роман, исторический колорит и психологический историзм. «Советский Пруст». Новый историзм. Biofiction и бельсайентистика
  • Историческая психология: история невозможной коммуникации
    Школа Анналов и Блондель: перспективы и ограничения историко-психологической реконструкции. Большие обещания психологии народов. Пределы историзации психического. Культурно-историческая теория Выготского: программа и практика. Мейерсон и история опосредования. Палеопсихология Поршнева. Историзм как контекстуализм в постмодернистской психологии: социальные конструкционисты и дискурсивные психологи
  • Антропологический поворот
    У истоков исторической антропологии: от первобытного мышления к истории ментальностей. Проблема метода и феноменологическое расширение: история тела, история боли, история чувствительности, история чувства вины, история сексуальности. Символическая антропология и плотное описание. Этнография в архиве. Дискурсивная прививка. Элементы психологической антропологии. Антропология эмоций и другие
  • «Работа зрения» или советский человек как оптический субъект
    История зрения. Скопические режимы в СССР. Генеалогия наблюдателя. Работа и политизация зрения: зрение и утопия. Оптическое бессознательное и режимные фильтры. Оптические сообщества. История зрения и/как история визуальных технологий. Диспозитивы зрения. Визуальная социализация
  • «Обличать и лицемерить»: генеалогия личности в СССР
    Личность как исторический проект. Пси-функция и конструирование личности. Советское знание о личности и его специфика. Надзор, дисциплина, субъектность. Режимы субъектификации в СССР. (Само)критика и коллектив. Работа над собой и саморазвитие
  • Трудный ХХ век и травматический опыт
    Генеалогия психологизации травмы. Травма в психоанализе: поломка репрезентации. Вытеснение, повторение и дезавуирование. Проработка травмы. Коллективная и культурная травма. Травма и субъективность. Политика травмы во второй половине ХХ в. Вторичная травматизация. Культура травмы
  • «Русские разговоры» в эпоху перестройки
    История и этнография разговоров. «Русские разговоры» как концепт и предмет исследования. Источники для исследования истории разговоров. Жанровая специфика разговоров. Перестройка в зеркале разговоров и разговорные практики второй половины 1980-х – начала 1990-х гг. в СССР
  • История боли [воли, сновидений, молчания, отношений, творчества, нового мышления] в России ХХ в.: учебное исследование
    Формирование рабочих групп и выбор объекта исследования. Установочная лекция. Настройка аналитики и поиск источников. Постановка исследовательского вопроса. Обсуждение рабочих материалов. Представление первичных результатов исследования. Подготовка и презентация аналитического отчета
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий 3 письменные работы
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * 3 письменные работы + 0.4 * работа на семинарах + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • An Empirical Study of Multichannel Communication: Russian Pear Chats and Stories ; Эмпирическое исследование мультиканальной коммуникации: русские рассказы и разговоры о грушах. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.69A25299
  • Burke, P. (2001). Eyewitnessing : The Uses of Images As Historical Evidence. London: Reaktion Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344015
  • Eustace, N., Lean, E., Livingston, J., Plamper, J., Reddy, W. M., & Rosenwein, B. H. (2012). AHR Conversation: The Historical Study of Emotions. American Historical Review, 117(5), 1487–1531. https://doi.org/10.1093/ahr/117.5.1487
  • Lazier, B., & Plamper, J. (2012). Fear : Across the Disciplines. Pittsburgh, Pa: University of Pittsburgh Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=829337
  • БОГДАНОВА-БЕГЛАРЯН Н.В. (2014). Лингвистические этюды (о некоторых особенностях русской разговорной речи). Вестник Пермского Научного Центра УРО РАН, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16514035
  • Лазурский А. Ф. ; Под ред. Басова М.Я., Мясищева В.Н. - КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТЕЙ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-09344-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/klassifikaciya-lichnostey-427692
  • Новая историческая психология: монография / В.А. Шкуратов. - Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2009. - 208 с. ISBN 978-5-9275-0620-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/549881
  • Юнг, К. Проблемы души нашего времени : сборник научных трудов / К. Юнг. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 352 с. — (Психология-классика). - ISBN 5-318-00683-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054591

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Assmann, A. (2006). History, Memory, and the Genre of Testimony. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3E7E9235
  • Assmann, A. (2008). Transformations between History and Memory. Social Research, 75(1), 49. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=32455564
  • Assmann, A. (2014). Transnational Memories. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D7305AE2
  • Corinne HÉLIN. (2011). The visual culture reader. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A6F0B04
  • Halfin, I. (2000). From Darkness To Light : Class, Consciousness, & Salvation In Revolutionary. Pittsburgh, Pa: University of Pittsburgh Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=829148
  • Hellbeck, J. (2009). Revolution on My Mind : Writing a Diary Under Stalin (Vol. 1st Harvard University Press pbk. ed). Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=282814
  • Hellbeck, J. (2016). 7. Working, Struggling, Becoming: Stalin-Era Autobiographical Texts1. France, Europe: Éditions de la Maison des sciences de l’homme. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4C3B90F4
  • Jenks, C. (1995). Visual Culture. In Visual Culture (p. 1). Taylor & Francis Ltd / Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=17365280
  • Kotkin, S. (1997). Magnetic Mountain : Stalinism As a Civilization (Vol. [Pbk. ed., 1997]). Berkeley, Calif: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=21251
  • Lu, Z.-L., & Dosher, B. (2014). Visual Psychophysics : From Laboratory to Theory. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=649168
  • Абашева, М., & Даниленко, Ю. (2007). «Русские Разговоры» В Современной Прозе (Случай Н. Горлановой). Филологический Класс, (17). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14421620
  • БОГДАНОВА-БЕГЛАРЯН НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА. (2016). Функционирование Некоторых Прагматем Русской Устной Речи В Коммуникации Представителей Разных Социальных Групп. Вестник Пермского Университета. Российская и Зарубежная Филология, (2 (34)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16967072
  • Визуальный образ (Междисциплинарные исследования) [Электронный ресурс] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред. И.А. Герасимова. - М.: ИФРАН, 2008.- 248 с.- ISBN 978-5-9540-0095-5. - Режим доступа: http://znanium.com/
  • Выготский Л. С. - ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 432с. - ISBN: 978-5-534-07471-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-psihologii-myshlenie-i-rech-437761
  • Выготский Л. С. - ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 414с. - ISBN: 978-5-534-09445-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-iskusstva-437512
  • Выготский Л.С. - Проблема культурного развития ребенка - Издательство "Лань" - 2013 - 13с. - ISBN: 978-5-507-34550-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/35291
  • Елисеев О. П. - КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 3-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 469с. - ISBN: 978-5-534-07163-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kulturno-istoricheskaya-antropologiya-437491
  • Коул М. - Культурно-историческая психология. Наука будущего - ООО "Когито-центр" - 1997 - 432с. - ISBN: 5-201-02241-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109053
  • Краутман, Т. Е. Французский исторический роман XX века: тезаурусная модель М. Дрюона [Электронный ресурс] монография / Т. Е. Краутман. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 184 с.. – ISBN 978-5-9765-1944-2. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1047985
  • Лебон Г. ; Пер. Пименова Э. К., Фридман А. - ПСИХОЛОГИЯ МАСС - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 264с. - ISBN: 978-5-534-09319-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-mass-427635
  • Нарративная психология : самость, психологическая травма и конструирование смыслов, Кроссли, М. Л., 2013
  • Психология в истории культуры и познания: монография / Шкуратов В.А. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. - 268 с. ISBN 978-5-9275-0854-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/551040
  • Психология, Выготский, Л. С., 2002
  • Самопредъявление личности в общении: монография / И.П. Шкуратова. - Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2009. - 192 с. ISBN 978-5-9275-0619-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/549885
  • Столороу Роберт Д. - Травма и человеческое существование. Автобиографические, психоаналитические и философские размышления - ООО "Когито-центр" - 2016 - 120с. - ISBN: 978-5-89353-463-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109358
  • Торопова, А. В. Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология : монография / А. В. Торопова. - 2-е изд. - Москва : МПГУ, 2018. - 338 с. - ISBN 978-5-4263-0697-4. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020606
  • Травма рождения и ее значение для психоанализа, Ранк, О., 2009
  • Ушакин, С. (2013). От памяти к воспоминаниям: послесловие к блоку статей об исследовании памяти в частных исторических источниках. Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: Политология. Религиоведение, (2–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14996348