• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психология ощущения, восприятия и внимания

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Уточкин Игорь Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс психология ощущения, восприятия и внимания нацелен на углубленное изучения данных психических процессов. В рамках курса вы подробнее познакомитесь со структурой зрительного и слухового анализаторов, узнаете о современных концепциях восприятия и внимания, рассмотрите мозговые корреляты данных процессов, а также углубитесь в методологию психофизики. В качестве практического домашнего задания курс предполагает создание эксперимента, сбор экспериментальных данных, их анализ и интерпретацию на основе изученных теорий. Так же в течении курса предусмотрены несколько мини-тестов. В конце данной дисциплины будет проводиться экзамен в форме теста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение знаний в области психологии ощущения, восприятия и внимания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные классификации и теоретические модели; анализирует экспериментальные результаты; сравнивает конкурирующие интерпретации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ощущение, восприятие и внимание как функциональная система
    1. Проблема объективности, полноты и стабильности чувственного познания. 2. Понятия ощущения и восприятия. Поверхностная (сенсорная) и глубокая (перцептивная) обработка и их биологические ограничения. 3. Необходимость механизма внимания как следствие биологических ограничений глубокой обработки информации. 4. Великая иллюзия сознания и ее проявления.
  • Методы изучения восприятия и внимания
    1. Основные понятия и аксиоматика психофизики. Шум и его источники. Пороги 2. Классическая психофизика. Методы констант и средней ошибки. 3. Психофизика обнаружения сигнала. Методы «да-нет» и 2AFC. 4. Хронометрические методы. Методы вычитания и аддитивных факторов.
  • Структура и принципы работы зрительной и слуховой систем.
    1. Свет как стимул для зрительной модальности. Структура зрительного анализатора. Рецепторный аппарат сетчатки. Структура ЛКТ и зрительной коры. Корковое увеличение. 2. Модульная организация зрительных ощущений. Рецептивные поля и настроечные функции зрительных нейронов. Популяционное кодирование зрительных признаков. Связь основных понятий психофизики с принципами нейронного кодирования. 3. Звук, его физические и психологические характеристики. Структура слухового анализатора. Тонотопическая организация слуховых рецепторов (волосковых клеток) и слуховой коры. Теории восприятия высоты звука.
  • Восприятие пространства и константность
    1. Зрительное восприятие пространства. Признаки глубины. Мозговые корреляты восприятия глубины. 2. Слуховое восприятие пространства. Моноуральные и бинауральные признаки. 3. Константность размера. Закон Эммерта. Иллюзия Понцо. Константность цвета. Иллюзия Адельсона. Мозговые корреляты перемасштабирования размера и цвета.
  • Восприятие объектов и событий
    1. Перцептивная организация в зрительной и слуховой модальностях. Факторы перцептивной организации. Явление амодального заполнения. Аудиовизуальная интеграция. Эффект МакГурка. 2. Восприятие и понимание речи.
  • Пространственное, признаковое и объектное внимание
    1. Многообразие внимания. Общий обзор мозговой сети внимания. 2. Пространственное внимание. Явная и скрытая ориентировка внимания. Эффекты пространственного внимания на скорость обработки и феноменальные качества стимула. Внимание и движения глаз. Премоторная теория внимания. Нарушения пространственного внимания. 3. Дискуссия о пространственной или объектной природе отбора. 4. Признаковое и объектное внимание. Проблема связывания и теория интеграции признаков. Критика теории интеграции признаков. Теории сходства и перцептивной загрузки. 5. Пространственное и объектное внимание как механизм «предвзятого соревнования».
  • Восходящие и нисходящие процессы управления восприятием и вниманием
    1. Понятие экзогенного и эндогенного пространственного внимания, их пространственные и временные характеристики. Торможение возврата. 2. Восходящие процессы и их детерминанты. Понятие перцептивной яркости. Нисходящие процессы в управлении процессами селекции и опознания. Роль рабочей и долговременной памяти. Управляемый зрительный поиск. 3. Нейрофизиологические основы восходящей и нисходящей обработки информации.
  • Внимание и сознание
    1. Проблема функционального разделения внимания и сознания. Нейрофизиологическая диссоциация внимания и сознания. 2. «Предвнимание» как осознанное восприятие в отсутствие внимания. Распределенное внимание и критика «абсолютного» предвнимания. 3. Теории обратной иерархии и повторно входящей обработки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Мини-тест № 1
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Мини-тест № 2
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * Активность на семинарах + 0.22 * Домашнее задание + 0.07 * Мини-тест № 1 + 0.07 * Мини-тест № 2 + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brain Processes, Christof Koch, & Naotsugu Tsuchiya. (n.d.). Opinion TRENDS in Cognitive Sciences Vol.11 No.1 Attention and consciousness: two distinct. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5B1C6928
  • Общая психология. Т.2: Ощущение и восприятие, Гусев, А. Н., 2007
  • Общая психология. Т.4: Внимание, Фаликман, М. В., 2006
  • Ощущение и восприятие, Шиффман, Х. Р., Замчук, З. С., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Why visual attention and awareness are different. (2003). Trends in Neurosciences, 7(1), 12–18. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.c80e4f6f.b5bd.4984.a2c1.cbd1d7c03c74