• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика"

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

НИС на 1 курсе служит введением в изучение общенаучных исследовательских методов и методов, специфичных для искусствознания. На семинарах студенты обсуждают различные подходы к академической работе, учатся выбирать стратегию работы с объектом исследования и с источниками. Семинары нацелены на приобретение навыков выступления перед аудиторией, умения выстраивать свои алгоритмы исследования и применять их в учебных работах, эссе и курсовых.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение базовыми навыками научной деятельности: академического письма, чтения и анализа научной литературы и презентации результатов исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные требования, предъявляемые к содержанию и оформлению научного текста и результатов исследования, в том числе, правила цитирования и оформления библиографических сносок
  • уметь рационально организовывать исследовательскую работу с визуальным материалом и научной литературой; выбирать памятники, релевантные для целей проводимого исследования
  • владеть навыком грамотно оформлять академический текст и презентацию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ч.1. Введение. Специфика научного исследования и научного текста. Методы и базовые принципы истории, искусствознания, истории архитектуры.
    Основные принципы научного исследования, критерии и требования. План работы с опорой на историческую базу. План работы над искусствоведческим исследованием с опорой на памятник. Представление результатов исследования: презентация и доклад.
  • Ч.1. Методы и принципы исследования памятника архитектуры. Как писать об архитектуре.
    Методы наблюдения, сбора и анализа информации. Источники дополнительной информации: архивы, библиотеки, рисунки, интервью и др.
  • Ч.1. Методы и принципы исследования памятника архитектуры. Виды текстов об архитектуре.
    Научные и энциклопедические тексты, архитектурная критика. Авторские стилевые особенности; особенности разных жанров, разные задачи описания в разных жанрах.
  • Ч.1. Методы и принципы исследования памятника архитектуры. Основы классического описания.
    Основы классического описания и анализа архитектуры по Б.Р. Випперу. Анализ терминологии и ее употребления.
  • Ч.1. Методы и принципы исследования памятника архитектуры. Логика и структура текста.
    Постановка исследовательского вопроса. Что такое художественный, исторический, культурный контекст для архитектурного памятника. Поиск стилистических, иконографических, формальных и других аналогий.
  • Ч.1. Методы и принципы исследования памятника архитектуры. Критический анализ текстов об архитектуре.
    Постановка оригинального научного вопроса: работа с историографией. Степень достоверности текста. Научность и псевдо-научность. Степень достоверности разных источников. Источники первого и второго ряда.
  • Ч.1. Методы и принципы исследования памятника архитектуры. Архитектурная критика.
    Критерии качества памятника архитектуры. Как их выразить. Язык художественной критики. Анализ критических статей.
  • Ч.1. Методы и принципы исследования памятников изобразительного искусства. Методы исследования памятников изобразительного искусства vs памятники архитектуры.
    Общее и особенное в использовании подходов к памятникам архитектуры и изобразительного искусства. Общенаучные методы и специфичные методы. История, литература и искусствознание. Стиль и язык исследования. Терминология. Требования к научному тексту. Представление результатов исследования: презентация и доклад.
  • Ч.1. Методы и принципы исследования памятников изобразительного искусства. Как писать о памятнике изобразительного искусства.
    План исследования с опорой на исторические источники. План исследования с опорой на памятник. Первое впечатление и образная составляющая. Анализ впечатления и его обоснование (обсуждение художественных средств).
  • Ч.1. Методы и принципы исследования памятников изобразительного искусства. Логика и структура текста.
    Постановка исследовательского вопроса. Что такое художественный, исторический, культурный контекст. Ключевые слова. Поиск стилистических, иконографических, формальных и других аналогий. Оформление библиографии.
  • Ч.1. Методы и принципы исследования памятников изобразительного искусства. Критическое чтение текстов.
    Анализ научного текста. Степень достоверности текста. Научность и псевдо-научность. Степень достоверности различных источников. Источники первого и второго ряда: определение различий. Плагиат и цитирование, оформление ссылок, сносок и примечаний. Рецензия как жанр научного текста.
  • Ч.1. Методы и принципы исследования памятников изобразительного искусства. Художественная критика и эссеистика в искусствознании.
    Язык художественной критики. Анализ научных, научно-популярных текстов и критических статей.
  • Ч.1. Методы и принципы исследования памятников изобразительного искусства. Использование дополнительных источников и данных в исследовательской работе.
    Синхронистические таблицы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    развернутое письменное сообщение на заранее определенную преподавателем тему (1 800 – 3 600 знаков).
  • неблокирующий Контрольная работа
    устное выступление по предложенной теме в индивидуальном или групповом докладе на 10–15 мин. на семинаре.
  • неблокирующий Эссе
    развернутое письменное сообщение на заранее определенную преподавателем тему (3 000 – 3 600 знаков).
  • неблокирующий Экзамен
    Письменная работа (эссе, объем 3 000 – 3600 знаков), нацеленная на разработку навыков критического чтения искусствоведческой литературы. В качестве темы для экзаменационного эссе предлагается написать развернутую рецензию на монографию.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0,7* (0,3 дз + 0,3 кр + 0,4 экзамен) + 0,3эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Contemporary academic writing. A comprehensive course for students in higher education : Course book, Sowton, C., 2016
  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Daichendt, G. J. (2011). Artist Scholar : Reflections on Writing and Research. Bristol: Intellect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1135688