• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к дисциплинам общего цикла. Место курса в образовательном процессе в ВШЭ определяется его тесной связью с читаемыми на факультете учебными дисциплинами общегуманитарного профиля. Связь с другими курсами обеспечивается общей теоретической базой и широким привлечением теоретического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов. Основной целью курса «Социология» является формирование у студентов представления о социологии как академической и прикладной дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий и теорий, овладение некоторыми из основных методов эмпирической социологии, ознакомлении с применением социологических подходов к исследованию явлений и процессов в разных сферах общества, включая экономическую.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований социальных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении своих профессиональных задач, и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований. Знакомство с курсом социологии предполагает не только трансляцию некоторых знаний и рекомендаций, но и развитие способности творческого использования полученных знаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о моделях «экономического» и «социологического» человека, их преимуществах и недостатках. Знает отличительные черты социологии от других наук об обществе. Умеет отличать социологические объяснения от объяснений иных наук
  • Знает основные виды социальных групп и их свойства. Умеет типологизировать группы на основании их признаков, предсказывать и объяснять происходящие в них процессы. Может объяснить роль групп различных типов в жизни человека. Владеет навыка-ми работы с социологичес-кой литературой
  • Знает основные опреде-ления данных понятий, умеет идентифицировать описываемые ими явления. Имеет представление о социометрии как методе исследования ролевой структуры. Знает основные теории аномии, на их основании умеет объяснять и предсказывать социаль-ные явления. Владеет навыком работы с социо-логической литературой
  • Знает основные типы социологических исследований и их виды, возможности методов и границы. Умеет определить тип исследовательской методологии, адекватный для поставленных задач. Владеет правилами постановки проблемы социологического исследования, формулирования исследовательских задач и проверки научных гипотез.
  • Имеет представление об основных социальных и интеллектуальных предпосылках формирования социологии; знает «сквозные проблемы» данной науки, границы ее подходов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и метод социологии
    Система современных социальных наук. Модели человека в социальных науках, модель социологического человека. Основные положения позитивного метода. Структура современного социологического знания, полипарадигмальная структура современных социальных наук.
  • Интеллектуальные предпосылки возникновения социологии
    Специфика учений о человеке до возникновения научной социологии. Основные предпосылки возникновения социологии. Социальные предпосылки научных знаний об обществе, сложившиеся в эпоху Нового времени. Интеллектуальные предпосылки: учение о позитивном социальном законе и обществе, как объективной реальности; учение о методе; учение о прогрессе. Их влияние на дальнейшее развитие социологической науки.
  • Социальные группы и социальные отношения
    Понятие социальных отношений. Группа как носитель социальных отношений. Многообразие социальных групп. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Роль первичных групп в современном обществе: хоторнский эксперимент, исследования К. Левина. Первичные и сплоченные группы в социологии самоубийств (Дюркгейм) Ролевая структура социальной группы, современные концепции лидерства. Типы взаимодействия внутри группы. Устойчивость социальной группы. Социальные организации как специфический тип социальных групп.
  • Социальные роли, нормы и ценности.
    Проблема аномии Понятие социальной роли. Роль и группа. Ролевое напряжение, причины возникновения, основные типы. Межролевые и внутриролевые конфликты. Способы разрешения ролевых конфликтов. Социальные нормы и ценности. Основные классификации норм, нормы формальные и неформальные, «мягкие и жесткие», предписывающие и запретительные. Обычаи и нормы в традиционном и современных обществах. Обычаи и ритуалы. Ритуал как способ взаимодействия со священными предметами (Дюркгейм). Понятие ценности. Групповые и индивидуальные цели как ценности. Понятие аномии, роль аномии в современном мире. Различные определения аномии. Понятия терминальных и инструментальных ценностей, их несоответствие как источник аномии.
  • Социальный контроль и отклоняющееся поведение
    Понятие и функции социального контроля. Основные механизмы социального контроля, его относительность. Формальный и неформальный социальный контроль. Механизм внешнего социального контроля, понятие социальных санкции, их классификации. Особенности социального контроля в различных обществах (традиционное и индустриальное). Понятие девиации и ее роль в функционировании и развитии общества. Типология отклоняющегося поведения Мертона. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения: физиологическая концепция, психологическая, функционализм, марксизм, радикальная криминология. Роль девиантного поведения в экономической истории. Протестантские девиантные общины и их роль в становлении Западного капитализма (М. Вебер).
  • Социализация человека
    Социализация как процесс усвоения культуры. Понятия первичной и вторичной социализации, их основные особенности. Проблема вторичной социализации в современном мире. Основные концепции социализации: психоаналитическая теория, теории «зеркального Я», «Обобщенного другого», «Значимого другого». Концепция первичной социализации Выготского, социализация как творческий процесс. Социализация и девиантное поведение. Особенности социализации в традиционном и современном обществах.
  • Социальная стратификация и мобильность
    Понятие стратификации. Теоретический смысл социальной стратификации (М.Вебер, функционалистский подход, теория конфликта, П.Бурдье). Исторические типы стратификационных систем: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая системы. Социоэкономический статус (доход, социальный престиж, образование, богатство). Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная мобильность. «Предписанный» и «достигаемый» статус. Групповая и индивидуальная мобильность. Скорость мобильности. Каналы вертикальной циркуляции.
  • Культура и общество. Многообразие культур
    Понятие культуры, многозначность термина. Культурное наследование как атрибут человеческого общества. Проблема происхождения культуры. Культура материальная и духовная, относительность этих понятий, их взаимосвязанность. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры. Молодежные субкультуры в современном обществе, роль контркультур в социальном мире. Культура и группа. Проблема многообразия культур, дилемма эволюционного и плюралистического подходов, основные представители этих направлений. Современные концепции классификации культур, (типологии Клакхона-Стродтбека, Хофштеда). Взаимодействие культур. Эволюционизм и плюрализм. Постиндустриальное общество и его культурные характеристики.
  • Социальные институты
    Понятие социального института. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Т.Парсонс и его теория общества как системы. Социальные потребности как основа появления институтов. Семья как социальный институт. Функции семьи в обществе. Семья в традиционном и современном обществе. Гендер как социологическая категория. Религия и церковь. Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ. Образование как социальный институт, воспроизводство общества. Политика, экономика, право как социальные институты.
  • Методология социологического исследования. Качественный и количественный подходы
    Базовые принципы научного исследования, гипотетико-дедуктивный метод. Основные принципы проведения эмпирических исследований в социологии. Взаимосвязь между теорией, гипотезой и исследовательским вопросом. Основные элементы социологического исследования. Определение методологии, метода, техники, процедуры, их взаимосвязь. Цели и задачи, объект и предмет исследования. Познавательные возможности методологии количественного и качественного исследований: ограничения и возможности. Основные виды качественных и количественных методов. Программа исследования как путь от идеи к результату. Принципиальная схема проведения социологического исследования: этапы, процедуры, их взаимосвязь и особенности применения. Постановка задач, выбор методов. Концептуализация понятий. Измерение и операционализация. Программа в качественном исследовании, особенности. Выборка.
  • Опросные методы. Анкетирование и интервью, их виды
    Виды опросов. Личное интервью, телефонный опрос, самозаполнение, Интернет-опросы. Ограничения и область применения. Адекватность вида опроса исследовательской задаче. Анкета как исследовательский инструмент. Форма вопроса и содержание. Вопрос и его структурные элементы, классификация вопросов: открытые и закрытые, вопросы-фильтры, контрольные вопросы, множественные вопросы и т.д. Формулирование вопросов, ошибки. Вопросы о поведении и установках. Структурные принципы построения анкеты. Интервью в социологии и в журналистике. Основные элементы интервью. Классификация видов интервью. Этапы подготовки и процедура проведения интервью. Анализ интервью.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Опрос на семинарском занятии
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Программа исследования
  • неблокирующий Защита эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Защита эссе + 0.28 * Контрольная работа + 0.28 * Опрос на семинарском занятии + 0.14 * Программа исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер Н., Ядов В. А., 1998
  • Социология, Гидденс Э., Бердсолл К., 2005
  • Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин К. В., Сусоколов А. А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология, Выготский Л. С., 2002
  • Социология : учебник для вузов, Фролов С. С., 2000