Бакалавриат
2019/2020
Социология
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Бархатова Лариса Александровна,
Глазков Константин Павлович,
Полухина Елизавета Валерьевна,
Стрельникова Анна Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Курс условно состоит из двух разделов. Задача первого раздела – «Социальные явления и социологические теории общества» – дать общее представление о предмете социологии: о специфике социологического знания в отличие от других социальных наук, об основаниях различных социологических подходов, научить студентов осмысливать различные явления социальной жизни, опираясь на научные принципы, дать основы социологического видения проблем, встречающихся в профессиональной деятельности Для решения этих задач используется онлайн-курс А.Б. Гофмана «Общая социология» (https://openedu.ru/course/hse/GSOC/#) в котором системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама дискуссий по ключевым вопросам социальной теории. Задача второго раздела – «Основные методы социологических исследований» - сформировать у студентов базовый уровень компетенций в области проведения эмпирических социологических исследований и работы с социологической информацией. Студенты получат представление о различиях качественной и количественной стратегии исследования, а также овладеют базовыми принципами работы с социологическими методами - анкетным опросом, интервью, наблюдением. Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований различных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении своих профессиональных задач и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью курса «Социология» является формирование у студентов представления о социологии как академической и прикладной дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, овладении основными методами эмпирической социологии, ознакомлении с применением социологических подходов к исследованию общественных явлений и процессов.
Планируемые результаты обучения
- Применяет освоенный теоретический аппарат для описания и анализа конкретных социальных ситуаций и сюжетов, связанных, в частности, с современной ситуацией в России и мире
- Знает основные виды социальных групп и их свойства. Умеет типологизировать группы на основании их признаков, предсказывать и объяснять происходящие в них процессы. Может объяснить роль групп различных типов в жизни человека. Владеет навыка-ми работы с социологичес-кой литературой
- Владеет первичными навыками составления программы социологического исследования: умеет определить цель и задачи исследования, выбирать подходящий метод сбора данных, работать с инструментарием.
Содержание учебной дисциплины
- Социология как мультипарадигмальная наука: что и как изучают социологиПроблемное поле и предмет социологии. Критерии социологического знания. Научное и вненаучное знание о человеке и обществе. Функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология. Место социологии в системе научно-го знания. Специфика социально-гуманитарного знания. Объяснение и понимание. Основные понятия социологии. Действия, явления, процессы. Социологический факт. Социологическое воображение. Структура социологического знания. Роль социологии в современном обществе.
- Культура и общество.Биологическое, социальное и культурное в человеке. Понимание культуры в социологии. Антропология и исследование культур. Знак, символическое поведение. Компоненты культуры (ценности, верования, формальные и неформальные нормы, материальные носители, язык). Воспроизводство культурных образцов. Обычаи и традиции. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контр-культуры.
- Социализация и социальный контроль.Человек и личность. Теории социализации в социальных науках. Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид: структура Я. Социализация личности: стадии, формы, агенты. Инструменты социализации (семья, группа, школа, средства массовой информации). Соотношение воспитания и социализации. Социальные роли личности. Ролевая напряженность и ролевой конфликт. Особенности социализации в традиционном и современном обществе. Социальные нормы и ценности. «Нормальное» и девиантное (отклоняющееся) поведение. Конформность. Понятие аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон). Механизмы социального контроля. Формальный и неформальный социальный контроль. Социальные санкции. Роль девиации в развитии общества. Концепция стигматизации.
- Социальные группы и социальные отношенияПонятие социальных отношений. Группа как носитель социальных отношений. Многообразие социальных групп. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Роль первичных групп в современном обществе: хоторнский эксперимент, исследования К. Левина. Первичные и сплоченные группы в социологии самоубийств (Дюркгейм) Ролевая структура социальной группы, современные концепции лидерства. Типы взаимодействия внутри группы. Устойчивость социальной группы. Социальные организации как специфический тип социальных групп.
- Социальная стратификация и мобильностьПонятие стратификации. Теоретический смысл социальной стратификации (М.Вебер, функционалистский подход, теория конфликта, П.Бурдье). Исторические типы стратификационных систем: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая системы. Социоэкономический статус (доход, социальный престиж, образование, богатство). Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная мобильность. «Предписанный» и «достигаемый» статус. Групповая и индивидуальная мобильность. Скорость мобильности. Каналы вертикальной циркуляции.
- Социологический анализ социальных изменений и культурных трансформацийПонятие социальных изменений. Изменения и историческое развитие. Теории социальных изменений, ведущие факторы социальных изменений. Концепция модернизации. Традиционные, модернизированные, постмодернизированные общества. Переход от «традиционного» к «современному» типу общественного устройства. Основные аспекты модернизации: индустриализация и урбанизация, культурное влияние Запада. Неоэволюционистское понимание модернизации. Релятивистский подход к изучению социокультурной динамики. «Катализаторы» и «ингибиторы» мо-дернизации (Э. Де Вре). Цена модернизации. Проблемы переходных обществ. Характер ценностных ориентаций и типы личности в традиционной и модернизированной культуре. Информационное / постмодернизированное общество. Критерии определения и параметры описания информационного общества. Социокультурные трансформации в эпоху постмодерна. Личность в культуре постмодернизированного общества. Ценности в эпоху постмодерна (Р.Инглхарт). Судьба локальных и этнических культур в эпоху глобализации. «Реактивное сопротивление» глобализационным процессам. Глобализация и угроза терроризма. Социальные трансформации на постсоветском пространстве: направления, факторы, социальные последствия. Травма социальных изменений (П. Штомпка).
- Методология социологического исследования. Качественный и количественный подход.Основные принципы проведения эмпирических исследований в социологии. Взаимосвязь между теорией, гипотезой и исследовательским вопросом. Основные элементы социологического исследования. Определение методологии, метода, техники, процедуры, их взаимосвязь. Цели и задачи, объект и предмет исследования. Познавательные возможности методологии количественного и качественного исследований: ограничения и возможности. Принципиальная схема проведения социологического исследования: этапы, процедуры, их взаимосвязь и особенности применения. Объяснительный и описательный дизайны исследования. Основные виды качественных и количественных методов. Использование результатов предшественников. Типология научно-исследовательских центров. Ведущие исследовательские центры РФ: краткая характеристика, особенности работы. Базы российских и международных данных. Официальная статистика. Другие источники социологической информации и способы их использования. «Классическая» программа в количественном исследовании, ее элементы. Логика количественных методов. От теории к гипотезам, от понятий к переменным. Постановка задач, выбор методов. Измерение и операционализация. Примеры различных программ, подходящих для разведывательных и аналитических исследовательских стратегий. Программа в качественном исследовании: важные особенности. Выборка. Единицы анализа. Индивиды, домохозяйства, организации. Понятие выборки и репрезентативности. Основы выборочной процедуры. Типы вероятностных выборок. Типы невероятностных выборок и их применение. Путь от программы до итогового аналитического отчета.
- Опросные методы. Анкетирование и интервью, их виды.Виды опросов. Личное интервью, телефонный опрос, почтовая рассылка, самозаполнение, Интернет-опросы. Ограничения и область применения, критерии выбора метода. Адекватность вида опроса исследовательской задаче. Анкета как исследовательский инструмент. Форма вопроса и содержание. Вопрос и его структурные элементы, классификация вопросов: открытые и закрытые, вопросы-фильтры, контрольные вопросы, множественные вопросы и т.д. Формулирование вопросов. Язык анкеты. Ошибки при формулировке вопросов и вариантов ответов. Вопросы о поведении и установках. Сензитивные вопросы. Батареи вопросов. Табличные вопросы. Общие принципы разработки анкеты. Композиция анкеты. Особенности оформления вопросника. Интервью в социологии, отличие от интервью в журналистике. Качественное интервью. Отличие от «количественного». Основные элементы интервью. Классификация видов интервью: по степени формализованности, по стилю ведения беседы, исследовательским задачам и пр. Этапы подготовки и процедура проведения интервью. Анализ интервью. Специфика классического фокусированного интервью (ФИ). Критерии качества ФИ: полнота, специфичность, глубина. Специфика группового ФИ. Изучение с помощью опроса труднодоступных социальных групп, отдельных ситуаций, нетипичного жизненного опыта, повседневности. От «бумажного» формата – к онлайн-опросам. Виды онлайн-интервью, их специфика.
- Неопросные методы. Наблюдение, анализ визуальных образов, анализ текстов.Социальная этнография: представление об обыденных ситуациях жизни и повседневных практиках с точки зрения «чужака». Преимущества исследователя в такой роли. Исследования Г.Гарфинкеля. Проблематизация повседневности как объекта изучения. Наблюдение как возможность фиксировать происходящие ситуации в момент их появления. Особенности неформализованного наблюдения. Репертуар ролей исследователя (скрытое, открытое, включенное и не включенное наблюдение). Особенности включенного наблюдения. Исследовательский дневник самонаблюдения. Контент-анализ. Постановка целей и задач. Выборка. Определение категорий анализа и единиц счета. Дискурс-анализ. Основные цели применения метода
Элементы контроля
- ЭссеПримеры заданий для повторной пересдачи и критерии оценки Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из двух поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Опишите основные классификации социальных групп, приведите примеры 2. Дайте определение понятия социальной идентичности. Опишите специфику измерения проявлений социальной идентичности. 3. Опишите классические и современные представления о социальной структуре. Как менялась иерархичность общества и представления о ней? 4. Опишите подходы к определению социального статуса и социальной мобильности. Что такое социальная мобильность, каковы ее виды? 5. Приведите примеры социальных институтов и их трансформаций. 6. Что собой представляет «классическая» программа в количественном исследовании? Опишите ее элементы. 7. Какие возможны типологии методов сбора данных в социологии? Приведите примеры различных типологий. 8. Опишите базовые правила составления анкеты. Какие типы вопросов используются в анкетах? Приведите примеры. 9. Социализация первичная и вторичная, ее роль в обществах различного типа. Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
- Контрольная работаПримеры заданий для повторной пересдачи и критерии оценки Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из двух поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Опишите основные классификации социальных групп, приведите примеры 2. Дайте определение понятия социальной идентичности. Опишите специфику измерения проявлений социальной идентичности. 3. Опишите классические и современные представления о социальной структуре. Как менялась иерархичность общества и представления о ней? 4. Опишите подходы к определению социального статуса и социальной мобильности. Что такое социальная мобильность, каковы ее виды? 5. Приведите примеры социальных институтов и их трансформаций. 6. Что собой представляет «классическая» программа в количественном исследовании? Опишите ее элементы. 7. Какие возможны типологии методов сбора данных в социологии? Приведите примеры различных типологий. 8. Опишите базовые правила составления анкеты. Какие типы вопросов используются в анкетах? Приведите примеры. 9. Социализация первичная и вторичная, ее роль в обществах различного типа. Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
- Активность на семинарских занятияхАктивность на семинарских занятиях предполагает следующие виды индивидуальной деятельности студента: • высказывание аргументированных комментариев и суждений по изучаемой теме; • формулирование проблемных вопросов к докладчику (при обсуждении доклада); • выступление с докладом по заданному тексту (при подготовке доклада в формате презентации Power Point необходимо, во-первых, выделить главную авторскую мысль, во-вторых, изложить кратко (5-7 мин.) основное содержание текста, в-третьих, высказать свои комментарии по поводу прочитанного текста, детально и аргументировано ответить на вопросы); • индивидуальное выступление по результатам групповой работы.
- ЭкзаменПо дисциплине предусмотрено выставление автоматов (О итоговая=О накопленная) в случае, если сумма оценок по элементам текущего контроля составляет 6 и более баллов. Если сумма оценок по элементам текущего контроля составляет 5 и менее баллов, то студент приглашается на письменный экзамен. В этом случае вес накопленной оценки составляет 0,6, а вес экзамена - 0,4. Письменный экзамен выполняется в конце курса в присутствии преподавателя. Перед началом работы студенту дается задание с вопросами, которые составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях по всему курсу. Ответы излагаются письменно. Использование каких-либо текстов запрещается. Время написания работы – 80 мин.
- Домашнее заданиеПримеры заданий для повторной пересдачи и критерии оценки Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из двух поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Опишите основные классификации социальных групп, приведите примеры 2. Дайте определение понятия социальной идентичности. Опишите специфику измерения проявлений социальной идентичности. 3. Опишите классические и современные представления о социальной структуре. Как менялась иерархичность общества и представления о ней? 4. Опишите подходы к определению социального статуса и социальной мобильности. Что такое социальная мобильность, каковы ее виды? 5. Приведите примеры социальных институтов и их трансформаций. 6. Что собой представляет «классическая» программа в количественном исследовании? Опишите ее элементы. 7. Какие возможны типологии методов сбора данных в социологии? Приведите примеры различных типологий. 8. Опишите базовые правила составления анкеты. Какие типы вопросов используются в анкетах? Приведите примеры. 9. Социализация первичная и вторичная, ее роль в обществах различного типа. Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Если О итоговая >= 6 баллов, то О итоговая = О накопленная. Если О итоговая <= 5 баллов, то О итоговая = О накопленная*0,6+О экзамен*0,4
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 654 с. — (Высшее образование). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/872312
- Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин, К. В., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ионин Л. Г. - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 333с. - ISBN: 978-5-534-07382-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-kultury-434573