• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социология

Статус: Курс по выбору (Дизайн)
Направление: 54.03.01. Дизайн
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Blended
Преподаватели: Бызов Александр Александрович (ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Быков Андрей Вячеславович (ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Калинин Роман Геннадьевич (ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Климов Иван Александрович (ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Мерт Ахмет (ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Моисеев Станислав Павлович (ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Настина Екатерина Александровна (ведет семинары и принимает экзамены/зачеты)
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Результаты освоения данного курса предполагают знакомство студентов с основными социологическими категориями и понятиями, теоретическими подходами к изучению человеческого общества, а также умение анализировать события и факты с позиций социологии. Студенты должны получить навыки работы с учебной и научной социологической литературой. Знакомство с курсом социологии предполагает не только трансляцию некоторых знаний и рекомендаций, но и развитие способности творческого использования полученных знаний в решении профессиональных задач, способности к рефлексии и к самосовершенствованию, в том числе, и в профессиональной сфере.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – познакомить студентов с особенностями социологического осмысления общественных явлений и процессов, спецификой и методами проведения количественных и качественных социологических исследований, возможностями практического применения полученных знаний, а также сформировать у учащихся представления о предмете, методах и задачах социологии, ее основных категориях и месте среди других наук о человеке.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Владеет навыками работы в команде и умением доказывать свою позицию с помощью приведения аргументов и примеров из реальной жизни, а также умением применять теоретические концепции для анализа кейсов из реальной жизни.
  • Владеет первичными навыками составления программы социологического исследования: умеет определить цель и задачи исследования, выбирать подходящий метод сбора данных и корректно его реализовать на практике.
  • Знает основные понятия современной критической теории, умеет применять их к анализу современных социальных проблем
  • Знает основные понятия современной макросоциологической теории, умеет применять их к анализу современных глобальных социальных трансформаций
  • Знает основные понятия современной микросоциологии, умеет применять их к анализу повседневных социальных взаимодействий
  • Знает основные понятия современной социологии образования, умеет применять их к анализу трансформаций образовательных институтов.
  • Знает основные понятия современной социологии семьи и гендера. Владеет навыками анализа гендерного неравенства в современном обществе.
  • Знает основные социологические понятия, имеет представление об особенностях социологических теоретических подходов к изучению общественных явлений и поведения
  • Умеет применять базовые социологические теории для анализа общественных событий и процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология как наука
    Проблемное поле и предмет социологии. Критерии социологического знания. Научное и вненаучное знание о человеке и обществе. Функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология. Место со-циологии в системе научного знания. Специфика социально-гуманитарного знания. Объяснение и понимание. Основные понятия социологии. Действия, явления, процессы. Социологический факт. Социологическое воображение. Структура социологического знания. Роль социологии в современном обществе.
  • Классические социологические теории
    Критерии отнесения теоретиков социологии к классикам и их влияние на современные социологические теории. Социологическая концепция Ф. Тенниса. Два типа общества и два типа воли. Принципы научной социологии, предложенные Ф. Теннисом. Исторический материализм и экономический детерминизм К. Маркса. Социальные последствия марксистской теории. Категория отчуждения. Социологическая теория Э. Дюркгейма. Теоретико-методологическая концепция «социологизма». Теория разделения общественного труда. Социологическое понимание религии. Интерпретативный подход М. Вебера. Идеальные типы и типология социального действия. Теория капитализма.
  • Макросоциология: большие теории большого общества
    Макросоциология – изучение общества как единого целого. Общество как социальная система. Теории эволюции обществ. Традиционные и современные общества. Социальные институты и их функции. Структурный функционализм в социологии (Т. Пар-сонс, Р. Мертон). Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные статусы и социальные роли. Сравнительные исследования обществ. Теории глобального общества.
  • Критическая социология: почему в обществе все не так, и что с этим делать?
    Социологическая и социально-философская критика современного общества. Социология и идеология. Неомарксизм и критическая теория франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм). Понятие отчуждения. Общество потребления и проблема свободы человека. Постмодернизм в социальной теории. Критика «тотальных» институтов (М. Фуко).
  • Методы сбора данных в социологии: как получить новое знание о социальном мире?
    Основные принципы проведения эмпирических исследований в социологии. Типология методов сбора данных в социологии. Наблюдение как метод сбора данных в социо-логии. Анализ документов в социологии. Виды анализа документов. Контент-анализ. Дискурс-анализ. Методы визуальной социологии. Опросный метод в социологии. Формализованное и неформализованное интервью. Базовые правила составления анкеты. Методология онлайн-исследований в социологии. Особенности онлайн-исследований. Виды онлайн-исследований. Экспериментальный метод в социологии. Основные правила организации и проведения полевых экспериментов.
  • Семья и гендер: социальное в личном
    Социология гендера. Различие понятий «пол» и «гендер». Социальная и культурная обусловленность гендера. Гендерное неравенство. Социология и феминизм. Семья как предмет социологического анализа. Роль семьи в процессе социализации. Семейные роли и отношения. Трансформации институтов семьи и брака в современном обществе.
  • Социология образования: какова роль школ и университетов в обществе?
    Специфика социологии образования как исследовательского направления. Неравенство в образовании. Концепции университета. Образовательная политика и оценочные исследования в области образования.
  • Микросоциология: найти общество в малом
    Микросоциология – изучение повседневного социального взаимодействия людей. Социальное взаимодействие в ситуации «лицом к лицу». Формирование личности через социальное взаимодействие (Дж. Г. Мид). Разделяемое знание о социальном мире как основа социального взаимодействия (А. Шюц). «Драматургическая социология» - социальное взаимодействие как театр (И. Гоффман). Социальный порядок на микро-уровне и его воспроизводство (Г. Гарфинкель).
  • Социология моды: дизайн и общество.
    Мода как объект социологического анализа. Социальные функции моды. Мода и социальные движения. Модные циклы. Социология и дизайн. Коммуникативные коды и исследования целевой аудитории дизайнерских проектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Активность на семинарских занятиях (неблокирующий)
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оценки подлежит активность на семинарах и в групповых дискуссиях, ответы на вопросы преподавателя по прочитанным источникам и просмотренным онлайн-лекциям, спонтанные выступления, релевантные обсуждаемой теме, аргументированные мнения. Доклады по текстам (необязательные) и оппонирование также являются частью работы на семинарах. Преподаватель фиксирует качество работы студентов на семинарских занятиях в рабочую ведомость и в конце курса объявляет оценки за работу на семинарских занятиях, выставленные по 10-балльной системе - Оаудиторная. Пересдача для студентов, пропустивших семинары по уважительной причине, проводится в форме собеседования с преподавателем по текстам, заданным к пропущенным семинарам.
  • Защита исследовательского проекта (неблокирующий)
    Исследовательский проект выполняется в группах (4-6 человек, отступление от этого количества возможно по согласованию с преподавателем) и представляет собой реализацию небольшого социологического исследования и презентацию его результатов. Тема исследования выбирается исходя из исследовательских интересов студентов и согласуется с преподавателем. Исследование может выполняться при помощи любого из методов или их сочетания – массовый опрос, глубинное интервью, эксперимент. Презентация должна включать в себя следующие элементы, качество которых выступает критерием оценивания: тему исследования, обоснование проблемной ситуации, анализ релевантных литературных источников, описание методологии исследования, представление результатов, выводы. По желанию студентов результаты исследования могут быть частично представлены в формате видеоролика. Преподаватель оценивает качество презентации, включая качество методологии исследования и обоснованность выводов, и формирует оценку Оисследование, которая выставляется всем членам исследовательской группы. Пересдача для студентов, которые не участвовали в проведении исследования по уважительной причине, проводится в форме, аналогичной защите исследовательского проекта.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Активность на семинарских занятиях + 0.5 * Защита исследовательского проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология : анализ современного общества, Штомпка П., Червонной С. М., ISBN: 5-9870402-4-8, 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мода и люди : Новая теория моды и модного поведения, Гофман А. Б., ISBN: 5-02-008241-4, 2000
  • Социология, Гидденс Э., Бердсолл К., Беркова А. В., и др., Мазо В. Д., ISBN: 5-354-01093-4, 2005