• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социология

Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной части общих дисциплин объединенного учебного плана образовательной программы подготовки бакалавра. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: - способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной (формируется частично); - способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества (формируется частично); - способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения (формируется частично); - способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (формируется частично).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины Социология - рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе показать структуру и особенности предмета, особенности современного социологического знания и содержательное наполнение общей социологической теории. Изучаются такие общесоциологические категории, как: общество; личность; социальные группы; социальные организации и социальные институты; социальные связи и взаимодействие; социальная структура, социальная стратификация и неравенство; социальный контроль и отклоняющееся поведение; социальные процессы. Задачи дисциплины: - дать современное представление о содержательном наполнении основных разделов общей социологии; - показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается структура и генезис основных социальных структур, явлений и процессов. Учебная задача дисциплины: студенты должны усвоить основные понятия общей социологии, иметь представление об основных принципах социологии и ключевых теоретических подходах, изучить важнейшие теоретические подходы к анализу общества и его подсистем; овладеть навыками самостоятельного анализа социальных явлений в жизни людей с социологической точки зрения. Программа предусматривает проведение лекционных занятий с целью освоения основных тем курса. Внеаудиторная работа студентов включает в себя изучение первоисточников, чтение учебных пособий и исследовательских монографий, подготовку докладов и написание рефератов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: основные понятия общей социологии, изучить важнейшие теоретические подходы к анализу общества и его подсистем
  • иметь представление об основных принципах социологии и ключевых теоретических подходах; о содержательном наполнении основных разделов общей социологии
  • овладеть навыками самостоятельного анализа социальных явлений в жизни людей с социологической точки зрения
  • знать: систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается структура и генезис основных социальных структур, явлений и процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1: Предмет социологии. Структура социологического знания
    Объект и предмет социологии. Законы и категории социологии. Специфика социологических законов. Система социологических категорий. Структура социологического знания. Теоретическая и эмпирическая социология. Фундаментальная и прикладная социология. Макросоциология и микросоциология. Социологические и социальные исследования. Проблемы отраслевых социологий (экономическая социология, социология труда, социология права и т.д.)
  • Тема 2: История развития социологической мысли
    Социальные и теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии. Огюст Конт как основатель науки социологии, основоположник позитивизма в социологии. Карл Маркс - основоположник материалистической теории общества. Политический и научно-социологический аспекты в теории марксизма, их связь и противоречия. Эмиль Дюркгейм и его принципы создания социологии на позитивистской основе.
  • Тема 3. Социальные институты
    Понятие о социальном институте. Социальные потребности как основа появления институтов. Типология институтов. Институт как нормативная система и социальная организация. Процесс институционализации. Институциональные признаки: установки и образцы поведения, символические культурные признаки, утилитарные культурные черты, кодекс устный и письменный, идеология. Динамика и жизненный цикл социальных институтов. Институциональные функции: явные и латентные. Дисфункции социальных институтов.
  • Тема 4: Социальные статусы и роли
    Понятие о социальном статусе. Множественность статусов и классификация статусов. Различие между социальными и личностными статусами. Приписываемый и достигаемый статусы. Прирожденный статус. Статусный портрет человека. Статусные группы, социальные категории. Иерархия статусов. Взаимосвязь социальных ролей и социальных норм. Функции социальных норм. Формальные и неформальные социальные нормы
  • Тема 5: Социальные общности и социальные группы
    Понятие о социальной общности. Социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений. Социальные связи, взаимодействие между индивидами, группами, общностями. Массовые общности и социальные группы. Квазигруппы: толпа, социальные круги, аудитории. Понятие социальной группы. Социальные группы - основная форма социальных общностей. Различие между понятиями "социальная группа", "группа", "социальная общность".
  • Тема 6: Власть и социальная организация
    Власть как социетальная характеристика общества. Типология власти. Исторические типы власти и управления. Определение управления как социального института. Соотношение понятий власти, авторитета, влияния и контроля. Методы и стиль руководства. Руководство и лидерство. Формальная и неформальная структуры организации. Организация как социальный феномен и как специфическая социальная система. Признаки организации.
  • Тема 7: Личность как субъект общественной жизни
    Человек как биологический и социальный индивид. Самооценка и формирование Я-концепции. Самоуважение личности. Многозначность и дискуссионность понимания личности. Отличие понятия "личность" от смежных понятий: человек, индивид, индивидуальность. Специфика социологического подхода к изучению личности, его отличия от социально-философского и социально-психологического.
  • Тема 8: Социальный контроль и девиация
    Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы. Функции социального контроля. Формальный и неформальный методы социального контроля, самоконтроль. Социальный контроль и позиции социальных институтов (политики, образования, культуры, морали и др.). Общественное мнение как форма социального контроля. Концепция социального контроля П. Бергера. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения.
  • Тема 9: Социальная стратификация и социальная структура
    Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Социальная стратификация и социальная дифференциация. Методы измерения социального неравенства. Понятие социальной стратификации. Основные методологические подходы к проблеме классовой стратификации в зарубежной и отечественной литературе. Теории Г.Спенсера, К.Маркса, М.Вебера, А.Гоулднера, Э.Райто. многокритериальные теории стратификации. Особенности современных теорий стратификации. Теория стратификации П. Сорокина.
  • Тема 10: Классы в современном обществе
    Этимология и значение термина “класс”. Теория классов К. Маркса. Теория классов М. Вебера. Теория нового класса А. Гоулднера. Теория классов Э. Райта. Понятие среднего класса. Эволюция социологических представлений о среднем классе. Подходы к изучению и критерии выделения среднего класса. Основные параметры среднего класса. Состав среднего класса. Ценностные ориентации среднего класса. «Общество среднего класса».
  • Тема 11: Бедность и неравенство
    Теоретическое осмысление экономического неравенства и бедности. Отличие экономического неравенства от социального. Атрибуция богатства и бедности. Основные подходы к определению и измерению бедности: абсолютный, относительный, субъективный (депривационный). Хроническая и временная бедность. Понятие «уровень жизни», благосостояние и удовлетворение базисных потребностей. Среднедушевой совокупный доход.
  • Тема 12: Социальная мобильность и миграция
    Социальная мобильность: понятие, классификация. Детерминанты социальной мобильности. Групповая и индивидуальная мобильность. Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность. Основные факторы мобильности. Каналы восходящей социальной мобильности по П. Сорокину. Позитивные и негативные последствия индивидуальной и групповой мобильности. Взаимосвязь социальной мобильности и социальной стратификации.
  • Тема 13: Социальные изменения в современном мире
    Социальные изменения как переход социального объекта из одного состояния в другое. Сущность, факторы, формы социальных изменений. Виды социальных изменений: открытие, изобретение, диффузия, сопротивление социальным изменениям. Социальная эволюция и социальная революция как объективное выражение социальных изменений. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм о классическом эволюционизме. Теория К. Маркса и Ф. Энгельса о революционном преобразовании общества.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная организация деятельности
  • неблокирующий Реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Реферат + 0.3 * Самостоятельная организация деятельности
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология, Гидденс, Э., Бердсолл, К., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология: её предмет, метод, предназначение, Дюркгейм, Э., Гофмана, А., 2008