• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Командообразование и методы групповой работы

Статус: Курс по выбору (Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра управления человеческими ресурсами
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Моргунов Евгений Борисович
Прогр. обучения: Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

В данной дисциплине рассматриваются методы управления групповым взаимодействием и техники деятельность и коммуникация ведущего в группе и подразделении с целями повышения эффективности групповой работы, достижения необходимых результатов с меньшими психоэмоциональными затратами, коррекции эмоционального настроя участников группового обсуждения и командного принятия решения. Не менее важной целью учебной дисциплины является освоение студентами методов активного группового обучения работников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина посвящена особенностям технологий, повышающих слаженность группового взаимодействия и командной работы в рамках компетенций менеджера.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание содержания понятия «групповая работа» и критериев классификации групповой работы
  • Знание основных направлений деятельности команд, основных критериев различения команды от других видов групп, этапов развития командного взаимодействия.
  • Понимание основного содержания коммуникации в команде, видов коммуникативных действия, коммуникативных ошибок
  • Знание содержания коммуникативных намерений и способов их воплощения, принципов гибкого управления целями командной работы
  • Знание содержания критериев оценки профессионализма, владение методами практического применения методов оценки командного профессионализма
  • Знание основ когнитивной теории, методов оценки и развития когнитивных умений лидера
  • Знание технологий ведения дискуссии и методов командных переговоров
  • Знание способов оценки уровня доверия и методов его повышения в подразделении
  • Умение планировать групповую работы в учебных и деловых целях, умение провести групповую сессию, оценить успешность ее реализации, а также предложить способы повышения эффективности групповой работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в групповую работу
    Очерк истории групповой работы. Исследования и результаты, полученные в школе К.Левина. Понятие групповой работы в психологии и в менеджменте: сходства и различия. Тренинг, групповой коучинг, менторинг, модерация, фасилитация: особенности применения. Основания классификации групповой работы: по целям работы, по процессу работы, по феноменологии, по продуктам работы.
  • Управленческая команда
    Группа, подразделение и команда: сходства и различия (история возникновения, динамика становления, цели, роли, регламент взаимодействия). Определение команды по Танненбауму, Берду и Селасу. Методические подходы к оптимизации команд: дизайн или/и формирование. Синтез подход в повышению эффективности команды. Распределение ролей. Командные роли в концепции М.Бельбина. Анализ ролевых профилей по модели Бельбина. Модель Майерс-Бриггс. Соционика. Интеллектуальные роли (психотипы) в модели Кейрси. Анализ командной деятельности по модели Марджерисона-Маккенна. Управленческие роли в модели Т.Ю.Базарова. Базовые умения члена команды по О’Нилу, Альфреду и Бейкеру. Понятие целевой роли члена команды. Центральность целевой роли. Принципы компетентности и предпочтений в подборе членов команды. Эффекты давления среды на членов команды. Психологическая совместимость и сплоченность команды. Характеристики высокопроизводительной команды. Особенности «плохих» и «хороших» команд. Команда и коллектив.
  • Коммуникация в команде
    Определения общения. Функции общения. Самооценка проблем в общении. Коммуникация и символический интеракционизм Г. Мида. Модель межличностных взаимоотношений Д. Кислера: координаты контроля и принятия. Трансактный анализ по Э. Берну в оценке и развитии коммуникации членов группы. Подавление эмоций в коммуникации по Хельму. Источники распознавания состояний партнера. Способы интерпретации в межличностном восприятии. Гендерные особенности в деловой коммуникации. Нормативная модель командообразования. Этапы: комплектование (переукомплектование), знакомство (углубление знакомства), институциализация, 3 формирование общего видения, позиционирование (перепозиционирование), планирование первого шага, исполнение, рефлексия, планирование второго шага. Классификация упражнений, направленных на командообразование. Семинар 1 (2 часа). Комплексное практическое задание по диагностике и обсуждению проблем коммуникации у участников семинара, а также в студенческих группах. Составление формы для диагностики проблем коммуникации. Индивидуальная работа и обсуждение результатов.
  • Технологии эффективной коммуникации и адаптивного управления группами
    Свойства малой группы: по цели, коммуникации, нормам и процедурам взаимодействия, сопричастности участников, распределению ролей, числу членов, эмоциональному фону, идентичности членов группы, гомогенности, распределению статусов. Этапы участия члена в группе по Морленду и Ливайну. Стадии развития группы по Б.Такмену: одномерная и двумерная модели. Функции модератора обсуждения. Техники коммуникации: мозговой штурм, синектика, метод Дельфи, метод номинальных групп. Метод Г. Альтшуллера и групповая коммуникация. Этапы деловой коммуникации. Функции и методы предоставления обратной связи.
  • Проблемы развития командного профессионализма
    Понятие и составляющие профессионализма. Становление профессионала. Уровень командного профессионализма. Уровни профессионализма в организации: индивидуальный, командный, общеорганизационный. Акторы и детерминанты развития профессионализма. Дорожная карта развития профессионализма. Классические теории обучения. Параметры классификации концепций обучения. Сравнение активных форм обучения. Тренинг и кейс-стади - сходства и различия. Обучение посредством личного опыта. Проблемное обучение. Технологии повышения креативности обучения.
  • Когнитивные умения лидера
    Понятие когнитивного процесса. Структура основных когнитивных процессов: восприятия, памяти, мышления. Модель информационного обмена по параметрам направления и формы информационного потока. Понятие мнемоники. Техники повышения эффективности запоминания. Характеристики внимания. Методы измерения характеристик внимания. Работа с письменными источниками, причины медленного чтения. Техники быстрого чтения. Режимы чтения. Семинар 2 (2 часа). Включает индивидуальные задания: подбор и практика упражнений на развитие когнитивных умений. Обсуждение и разбор вероятных затруднений лидера, связанных с когнитивными недостатками.
  • Взаимодействие команд
    Эффекты, сопровождающие взаимодействие команд с различными целями. Связанность членов и их лояльность команде, динамика индивидуальных различий в реагировании. Связность в команде и терпимость к авторитаризму. Особенности командной идентичности в условиях конкуренции. Команда и конформизм. «Огруппление» мышления и сопротивление изменениям по Д.Джанису. Динамика восприятия представителей других команд. Ингрупповой фаворитизм и нужды командного управления в организации. Техники снижения командной конкуренции: ротация и специфика стимулирования, объединение целей. Процедуры управления и их стандартизация. Поведение в команде, команд и дефицит ресурсов.
  • Доверие и делегирование полномочий
    Определения доверия и его социально-экономические функции. Доверие как субъективная оценка вероятности эффективного действия. Клиент и контрактор как основные социальные роли в процессе оказания доверия. Делегирование полномочий как действие клиента и его отношение к контрактору. Делегирование в слабой и строгой форме. Градации доверия и формы контроля. Правила и условия делегирования полномочий. Семинар 3 (2 часа). Предполагает разработку формы для оценки уровня доверия к коллегам и подчиненным. Оценивание уровня доверия. Обсуждение полученных результатов. Разработка плана мероприятий по повышению уровня доверия. Обсуждение результатов.
  • Проектирование и проведение групповой работы
    Проектирование работы в группе. Описание целей и действий. Выделение базовых проблем. Выбор стиля поведения ведущего. Параметры, принимаемые в расчет: размер группы, тип лидерства, уровень разогрева, содержание и смысл упражнений. Процедуры групповой работы. Функции фасилитации. Функции модерации. Характеристики шеринга. Виды предоставления обратной связи. Отработка процедур. Дельфийские группы. Сферы приложения дельфийских групп. Особенности технологии проведения. Отработка технологии. Фокус-группы. История возникновения фокусированных интервью и фокус-групп. Сферы приложения. Особенности реализации. Отработка технологии. Практическое занятие 4 (8 часов). Предполагает проведение групповой работы по индивидуальным или групповым заданиям: включает составление плана групповой сессии, ее проведение ведущими участниками, последующее обсуждение и обратная связь ведущим от группы о характеристиках проведения групповой сессии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на практических занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • блокирующий Экзамен
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (тест) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструменты: ручка, чистый лист бумаги, калькулятор (перечислить все разрешенные инструменты); На компьютере необходимо выключить все приложения, вкладки браузера, кроме: вкладки с платформами StartExam, Examus. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом сотрудника учебного офиса для принятия решения о дальнейшем участии студента в экзаменах. Вопрос о переносе экзамена решается согласно временному положению о проведении промежуточной аттестации 2020 НИУ ВШЭ. Правила проведения экзамена: Основные правила проведения экзамена установлены регламентом прохождения экзамена с применением технологии асинхронного прокторинга в рамках промежуточной аттестации. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минут в течение экзамена. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam на более чем 5 минут в течение экзамена и является основанием для принятия решения о прекращении экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Работа на практических занятиях + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Технологии командообразования : учеб. пособие для вузов, Жуков, Ю. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Armstrong, M. (2016). Armstrong’s Handbook of Strategic Human Resource Management (Vol. Sixth edition). London, United Kingdom: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1193777
  • Snowden, D. J., & Boone, M. E. (2007). A Leader’s Framework for Decision Making. (cover story). Harvard Business Review, 85(11), 68–76. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=27036324