• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Why we post: антропология социальных медиа

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Задача курса — снабдить слушателей новой оптикой для анализирования привычных повседневных практик, научить выявлять «типичное» поведение в сети и сопоставлять это с культурным, социальным и историческим контекстом вне интернета в конкретное время и в конкретном месте, дать возможность выработать навыки социально-антропологического наблюдения и мотивировать на проведение собственной исследовательской работы. Курс состоит из семи учебных недель. В распоряжении слушателей – статьи, небольшие задания и видео: лекции, мини-фильмы о местах исследования и внутрикомандные дискуссии. В рамках этого курса подразумевается более активная, чем обычно, работа с обсуждениями: наша задача – не только показать, как интернет или соцсети изменили этот мир, но и выяснить, как сами люди меняют интернет и социальные медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Составлять и вести антропологический полевой дневник.
  • Анализировать текстовую информацию и изображения в социальных сетях.
  • Оценивать, каким образом выбор онлайн-платформы взаимосвязан с социальными взаимодействиями.
  • Рассматривать социальные медиа как источник знаний о конкретной культуре и о существующих в ее рамках представлениях о нормативном и нежелательном.
  • Анализировать историю появления и развития интернета в городе, а также отношения между акторами этих процессов.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Понимает общие принципы антропологии социальных медиа, знаком с ключевыми концептами и подходами.
  • Анализирует визуальный контент с точки зрения его социальной функции.
  • Проблематизирует политические и гендерные аспекты в разных практиках взаимодействия с социальными медиа.
  • Понимает страновую и культурную специфику социальных медиа.
  • Распознаёт случаи неравенства и может проектировать исследование, позволяющее его (неравенство) делать видимым.
  • Знает о связи интернета и социальных медиа, умеет видеть в истории фактор изменения обоих.
  • Работает с кейсами отдельных городов и структурирует их историю, соотносит с социальными медиа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в антропологию социальных медиа.
    Антрополог Дэниел Миллер, инициатор запуска проекта Why We Post, знакомит слушателей с изучением социальных медиа с социально-антропологической точки зрения: раскрывается методология, вводится ряд необходимых терминов. Также в рамках этой недели происходит представление мест полевых исследований, в частности, двух английских деревень. Здесь и далее каждую тему сопровождает большое обсуждение, где антропологи сводят воедино наблюдения из всех точек проекта.
  • Визуальный контент в социальных медиа.
    Основная тема занятий на этой неделе – растущая роль визуальности и визуального контента. Основываясь на материалах полевых наблюдений на юге Италии и на острове Тринидад, исследователи обсуждают, какие функции на себя принимают мемы, селфи и другие изображения, циркулирующие в социальных медиа. Также затронута тема изображений как средства коммуникации для малограмотных пользователей в разных частях мира.
  • Гендер и политика в социальных медиа.
    Неделя посвящена тому, как социальные медиа взаимосвязаны с гендерными ожиданиями и политической сферой. Основные материалы были получены в ходе полевой работы в южной Индии и в Турции недалеко от границы с Сирией. Отдельный акцент сделан на повседневных практиках использования социальных медиа.
  • Социальные медиа Китая.
    Подробно освещается особое положение Китая в системе современных социальных медиа: описаны уникальные платформы, неиспользуемые за его пределами. Занятия основываются на материалах из «сельского» и «индустриального» Китая. Темы для обобщающих обсуждений: образование, коммерческая деятельность и вопросы приватности. Отдельный акцент сделан на возможности «переключения» пользовательского внимания с одной платформы на другую в условиях отсутствия технических ограничений для этого.
  • Неравенство и нормы в социальных медиа.
    Антропологи затрагивают темы социального неравенства и нормативности, а также то, как это проявляется в социальных медиа. Основные полевые наблюдения для этой недели были сделаны в Чили и в Бразилии. Отдельное обсуждение: являются ли соцмедиа-платформы гомогенизирующей силой для разных частей света, а также меняют ли они представление о том, что значит «быть человеком».
  • История и антропология интернета в российских городах.
    Эта неделя основывается на материалах, полученных российской исследовательской группой в результате экспедиций по городам России. В фокусе занятий – история интернета и разнообразие способов его распространения и развития. Исследователи рассказывают об особенностях российских городов и предлагают историко-антропологический подход, который поможет понять, как менялась среда социальных медиа.
  • Таймлайны интернета в городах России.
    Эта неделя носит преимущественно практический характер. Слушатели курса должны составить свои таймлайны – структурированное описание возникновения и распространения интернета в городе (включает даты, события, акторов и отношения между ними). В конце недели предусмотрено обсуждение проектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Посещаемость (неблокирующий)
  • Дневник (неблокирующий)
  • Эссе (неблокирующий)
  • Таймлайн (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Дневник + 0.1 * Посещаемость + 0.3 * Таймлайн + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Miller, D., Costa, E., Haynes, N., McDonald, T., Nicolescu, R., Sinanan, J., … Wang, X. (2016). How the World Changed Social Media. Hong Kong, Australia: UCL Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.82BEF868

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Costa, E. (2016). Social Media in Southeast Turkey. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): UCL Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.96CFE196
  • Haynes, N. (2016). Social Media in Northern Chile. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): UCL Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C82FF190
  • McDonald, T. (2016). Social Media in Rural China. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): UCL Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B13B90BE
  • Miller, D. (2016). Social Media in an English Village. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): UCL Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.91A2258F
  • Nicolescu, R. (2016). Social Media in Southeast Italy. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): UCL Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B0F9FA89
  • Sinanan, J. (2017). Social Media in Trinidad. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): UCL Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.46C0998F
  • Spyer, J. (2017). Social Media in Emergent Brazil. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): UCL Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.52B1ED68
  • Venkatraman, S. (2017). Social Media in South India. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): UCL Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6C73AC28
  • Wang, X. (2016). Social Media in Industrial China. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): UCL Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C63CA028