• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социология образования

Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

В данном курсе социология образования рассматривается как дисциплинарная область социологии, исследующая социальные аспекты образования, закономерности взаимодействия образовательной системы как социального института и социальной организации с обществом социальными группами и личностью. Также не остается без внимания и другой взгляд на предмет сравнительной социологии образования (М.Троу) как на узкую область, объединяющая исследователей которые интересуются формальными учебными заведениями и учреждениями – школами, колледжами, университетами и т.п., а также процессами обучения в них и связью между ними и другими институтами общества. В целом область изучения сравнительной социологии образования включает в себя учебные заведения, их системы, управление ими, организацию и структурирование, уровни образования, взаимодействия групп в учебных заведениях, социальные роли учителя и администратора. Британская традиция социологии образования имеет несколько развитых направлений исследований: а) школь-ная этнография занималась описанием школьных социальных систем с акцентом на меж-личностное взаимодействие между преподавателем и учащимся; б) образовательные учреждения рассматривались в качестве элемента школьного воспроизводства, обеспечи-вающего усвоение учащимися скрытой учебной программы; в) феминистские социологии изучали роль школы в развитии у детей гендерных стереотипов; г) исследования, направ-ленные на определение степени эффективности различных стилей преподавания. В современной социологии образования активно развиваются прикладные исследования, ориентированные на предоставление информации государственным органам и общественным фондам для формирования эффективной социальной политики в сфере образования – education policy. Социальная политика в сфере образования и education policy являются важным элементом учебного курса «Социология образования».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В процессе изучения курса «Социология образования» предполагается раскрыть дисциплинарную область социологии, объединяющую теории, концепции и исследования социального института образования и его связи с другими социальными институтами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основы философии в части концепций и основных понятий философии образованного человека, эпистемологии и теории аргументации
  • Знать основы истории образования, в частности историю развития образования различных уровней(школьное, послешкольное, высшее) Нового времени, сравнительный анализ образовательных систем
  • Знать общую социологию в части основных концептов и теорий анализа образования(Дюркгейм, Фуко), институциональной социологии (Парсонс, Мертон)
  • Владеть навыками узнавания и оценки способов социологического теоретизирования, представляющих различные социологические подходы в области социологии образования, различные способы идентификации социального действия; o использования социологических знаний в области социологии образования на практике, для описания и объяснения событий и процессов.
  • Знать теоретические основы социологии образования, включая связь концепций и моделей с крупными социологическими парадигмами
  • Уметь отбирать и подвергать первичному анализу данные о социальных процессах и социальных общностях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предпосылки развития социологии образования и ее связь с другими отраслями социологического знания
    Предпосылки возникновения социологии образования как отрасли социологии; специализация в социологии. Связь социологии образования с другими отраслями социологического знания (социология профессий, социология знания и др.). Социология образования и другие дисциплины, изучающие образование (экономика образования, психология образования и др.). Роль массовизации образования в развитии социологии образования. Новый менеджериализм как причина распространения практикоориентированных исследований образования (policy-oriented research in education).
  • Социологический анализ дошкольного образования
    Социологическая рефлексия понятия «воспитание». Связь социологии образования и пе-дагогики. Домашнее обучение, детские сады и центры дошкольного образования как объ-екты социологического исследования. Родительство, воспитание и образование.
  • Школа как объект социологического исследования и социологической̆ рефлексии
    Школа как социальный институт. Массовизация школьного образования. Школа и соци-альное неравенство. Понятие скрытой̆ программы и концепция бесшкольного общества И.Иллича. Дисциплинарная роль школы в работах М.Фуко. Понятие культурного капита-ла в социологических исследованиях школы. Современные исследования школы в России.
  • Академическая профессия и студенчество в исследованиях социологии образования
    Связь проблематики социологии образования и социологии профессий. Дисциплинарные культуры в академической профессии. Вызовы академической профессии в современных университетах. Неравенство образовательных достижений студентов. Исследования сту-денческого отсева и студенческой вовлеченности. Внутриакадемическая профессиональ-ная стратификация: «академики», «преподаватели», «ученые», «администраторы».
  • Социально-философские концепции университета
    Идея университета и формирование университетской̆ корпорации учащихся и учащих. Средневековый̆ университет как проект образовательного учреждения нового типа. Клас-сический̆ университет Гумбольдта. Миссия университета Ортега-и-Гассета. Трансформа-ция модели университета в XX-ХХI вв. Экономические, институциональные, культурные, политические и социальные вызовы университетской идее. «Университет в руинах» и «конец университета». Университет как глобальный институт.
  • Дистанционное обучение и MOOC’s
    Социологические исследования участников программ дистанционного обучения. Современная дискуссия о MOOC’s. Социология онлайн-курсов в России: первые опыты наблюдения. Pro и contra онлайн-образования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Работа на семинарах + 0.2 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Академическая среда вузов, Козьмина, Я. Я., Панова, А. А., 2008
  • Контракты в академическом мире, Кузьминов, Я. И., Макферсон, М. С., 2011
  • Основные понятия в социологии, Гидденс, Э., Саттон, Ф., 2018
  • Социология : пер. с англ., Гидденс, Э., Ядов, В. А., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Экономика университета : институты и организации: сб.пер. ст. с коммент., Даймонд, А. М., Юдкевич, М. М., 2007