Бакалавриат
2019/2020
Социология образования
Статус:
Курс по выбору (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
В данном курсе социология образования рассматривается как дисциплинарная область социологии, исследующая социальные аспекты образования, закономерности взаимодействия образовательной системы как социального института и социальной организации с обществом социальными группами и личностью. Также не остается без внимания и другой взгляд на предмет сравнительной социологии образования (М.Троу) как на узкую область, объединяющая исследователей которые интересуются формальными учебными заведениями и учреждениями – школами, колледжами, университетами и т.п., а также процессами обучения в них и связью между ними и другими институтами общества. В целом область изучения сравнительной социологии образования включает в себя учебные заведения, их системы, управление ими, организацию и структурирование, уровни образования, взаимодействия групп в учебных заведениях, социальные роли учителя и администратора. Британская традиция социологии образования имеет несколько развитых направлений исследований: а) школь-ная этнография занималась описанием школьных социальных систем с акцентом на меж-личностное взаимодействие между преподавателем и учащимся; б) образовательные учреждения рассматривались в качестве элемента школьного воспроизводства, обеспечи-вающего усвоение учащимися скрытой учебной программы; в) феминистские социологии изучали роль школы в развитии у детей гендерных стереотипов; г) исследования, направ-ленные на определение степени эффективности различных стилей преподавания. В современной социологии образования активно развиваются прикладные исследования, ориентированные на предоставление информации государственным органам и общественным фондам для формирования эффективной социальной политики в сфере образования – education policy. Социальная политика в сфере образования и education policy являются важным элементом учебного курса «Социология образования».
Цель освоения дисциплины
- В процессе изучения курса «Социология образования» предполагается раскрыть дисциплинарную область социологии, объединяющую теории, концепции и исследования социального института образования и его связи с другими социальными институтами.
Планируемые результаты обучения
- Знать основы философии в части концепций и основных понятий философии образованного человека, эпистемологии и теории аргументации
- Знать основы истории образования, в частности историю развития образования различных уровней(школьное, послешкольное, высшее) Нового времени, сравнительный анализ образовательных систем
- Знать общую социологию в части основных концептов и теорий анализа образования(Дюркгейм, Фуко), институциональной социологии (Парсонс, Мертон)
- Владеть навыками узнавания и оценки способов социологического теоретизирования, представляющих различные социологические подходы в области социологии образования, различные способы идентификации социального действия; o использования социологических знаний в области социологии образования на практике, для описания и объяснения событий и процессов.
- Знать теоретические основы социологии образования, включая связь концепций и моделей с крупными социологическими парадигмами
- Уметь отбирать и подвергать первичному анализу данные о социальных процессах и социальных общностях
Содержание учебной дисциплины
- Предпосылки развития социологии образования и ее связь с другими отраслями социологического знанияПредпосылки возникновения социологии образования как отрасли социологии; специализация в социологии. Связь социологии образования с другими отраслями социологического знания (социология профессий, социология знания и др.). Социология образования и другие дисциплины, изучающие образование (экономика образования, психология образования и др.). Роль массовизации образования в развитии социологии образования. Новый менеджериализм как причина распространения практикоориентированных исследований образования (policy-oriented research in education).
- Социологический анализ дошкольного образованияСоциологическая рефлексия понятия «воспитание». Связь социологии образования и пе-дагогики. Домашнее обучение, детские сады и центры дошкольного образования как объ-екты социологического исследования. Родительство, воспитание и образование.
- Школа как объект социологического исследования и социологической̆ рефлексииШкола как социальный институт. Массовизация школьного образования. Школа и соци-альное неравенство. Понятие скрытой̆ программы и концепция бесшкольного общества И.Иллича. Дисциплинарная роль школы в работах М.Фуко. Понятие культурного капита-ла в социологических исследованиях школы. Современные исследования школы в России.
- Академическая профессия и студенчество в исследованиях социологии образованияСвязь проблематики социологии образования и социологии профессий. Дисциплинарные культуры в академической профессии. Вызовы академической профессии в современных университетах. Неравенство образовательных достижений студентов. Исследования сту-денческого отсева и студенческой вовлеченности. Внутриакадемическая профессиональ-ная стратификация: «академики», «преподаватели», «ученые», «администраторы».
- Социально-философские концепции университетаИдея университета и формирование университетской̆ корпорации учащихся и учащих. Средневековый̆ университет как проект образовательного учреждения нового типа. Клас-сический̆ университет Гумбольдта. Миссия университета Ортега-и-Гассета. Трансформа-ция модели университета в XX-ХХI вв. Экономические, институциональные, культурные, политические и социальные вызовы университетской идее. «Университет в руинах» и «конец университета». Университет как глобальный институт.
- Дистанционное обучение и MOOC’sСоциологические исследования участников программ дистанционного обучения. Современная дискуссия о MOOC’s. Социология онлайн-курсов в России: первые опыты наблюдения. Pro и contra онлайн-образования.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Работа на семинарах + 0.2 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Академическая среда вузов, Козьмина, Я. Я., Панова, А. А., 2008
- Контракты в академическом мире, Кузьминов, Я. И., Макферсон, М. С., 2011
- Основные понятия в социологии, Гидденс, Э., Саттон, Ф., 2018
- Социология : пер. с англ., Гидденс, Э., Ядов, В. А., 1999
Рекомендуемая дополнительная литература
- Экономика университета : институты и организации: сб.пер. ст. с коммент., Даймонд, А. М., Юдкевич, М. М., 2007