• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

История и философия образования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Доказательная образовательная политика)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Доказательная образовательная политика
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистров, изучающих дисциплину «История и философия образования» и относится к базовой части профильного цикла. Учебная дисциплина не предполагает пререквизитов, для ее освоения не требуется предварительного владения знаниями по какому-либо университетскому курсу. Основные положения дисциплины «История и философия образования» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История и философия образования» являются ознакомление студентов (будущих специалистов в области образовательной политики и управления образованием) с общей историей образования, как института и философскими идеями и принципами, лежащими в основе функционирования образования, как института и образовательной политике в частности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать темы основных дискуссий в философии образования
  • Выделять отличия философских методов
  • Использовать философские методы для выделения философских проблем образования
  • Знать ключевые события в формировании образования как института
  • Выделять особенности исторических этапов в институциональном развитии образования
  • Знать основные проблемы развития образовании в постсоветской России
  • Сравнивать различные точки зрения на стратегию развития образования в постсоветской России
  • Представлять аргументы в пользу выбранной точки зрения в отношении дискуссионных вопросов современного российского образования
  • Знать основные глобальные и локальные тренды в развитии образования
  • Выделять основные признаки глобальных и локальных трендов в развитии образования
  • Описать четыре идеологии куррикулума
  • Выделять сильные и слабые стороны каждой из четырех идеологий куррикулума
  • Понимать место образования в социальной структуре общества
  • Объяснять различия между подходами к определению равенства образовательных возможностей
  • Аргументировать выбор определения равенства образовательных возможностей
  • Выделять отличительные характеристики образовательных исследований
  • Понимать возможности и ограничения эмпирических исследований в образовании
  • Знать различные позиции в отношении определения образования
  • Сравнивать различные подходы к постановке целей образования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные проблемы философии образования
    Специфика философских методов. Философия образования, как область применения философских методов. Основные дискуссии в философии образования.
  • Понятия и цели образования
    Позиции в отношении определения образования и образованности. Проблема определения целей образования. Цели образования: дополняемость или противоречивость.
  • Институциональная история образования
    Особенности образования в античной Греции. Возникновение первых философских школ. Семь свободных искусств. Виды христианских школ. Возникновение средневековых университетов. Становление классно-урочной системы. Распространение и развитие всеобщего школьного образования.
  • Современное российское образование: устройство и трудности
    Трудности системы образования в России 90-х. Дискуссия о стратегиях развития образования. Апробация и распространение системы ЕГЭ. Формирование образовательных стандартов. Становление постсоветского высшего образования. Россия в Болонском процессе. Новые школы.
  • Глобальные и локальные тренды в образовании
    Ключевые компетенции и новые грамотности. Основные направления цифровой трансформации образования. Well-being учеников и учителей. Обучение в течении всей жизни.
  • Теории куррикулума и их философские предпосылки
    Четыре “идеологии” куррикулума: “академическая”, “социальной эффективности”, “социо-реконструкции”, “студенто-центричная”. Определение целей, эпистемологические позиции и их связь со взглядами на обучение и преподавание.
  • Образование в социальной структуре общества
    Стейкхолдеры образования. Образование и власть. Образование: частное или общественное благо. Кто должен контролировать образование: государство или общество. Необходимо ли образовательное неравенство? Различные подходы к определению равенства образовательных возможностей: “формальное”, “меритократическое” и “справедливое”.
  • Эмпирические исследования в образовании и их проблемы
    Специфика эмпирических исследований в образовании и их ограничения. “Доказательная образовательная политика”: возможности и ограничения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Домашние задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Домашние задания + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Грехнев В. С.-ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-311-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-00461-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-obrazovaniya-434231
  • Путилова Л. М., Бубнова М. И.-ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-234-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03559-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-i-istoriya-obrazovaniya-434119

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Huisman J., Smolentseva A., Froumin I. 25 years of transformations of higher education systems in post-Soviet countries: reform and continuity. – Palgrave Macmillan, 2018.
  • Siegel H. (ed.). The Oxford handbook of philosophy of education. – Oxford University Press, 2009.