Магистратура
2019/2020
Политика мультикультурализма
Статус:
Курс по выбору (Социология публичной и деловой сферы)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Антонова Виктория Константиновна
Прогр. обучения:
Социология публичной и деловой сферы
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс дает аудитории представление о мультикультурализме как идеологии, системе норм и ценностей, и политике, проводимой государством. Для этого будут рассмотрены мультикультурные практики в сфере социальной политики США, Канады и Великобритании. Будет дана оценка деятельности общественных и неправительственных организаций в части продвижения мультикультурализма или его критики. Предполагается обсуждение процесса и некоторых актуальных результатов реализации политики мультикультурализма в странах Северной Америки и Европы. Кроме этого, предполагается рассмотреть формирование этнокультурной компетентности в ситуациях межкультурного взаимодействия в разных сферах жизни общества. Значимую позицию в логике построения курса занимает также межкультурная коммуникации в сфере бизнеса, образования и на государственной службе.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Политика мультикультурализма» является знакомство магистрантов с современными тенденциями восприятия, анализа и использования культурного разнообразия в условиях глобального мира.
Планируемые результаты обучения
- Знают основные подходы к определению мультикультурализма как идеологии, системы норм и ценностей, и политики, проводимой государством
- Знают примеры мультикультурных практик в сфере государственной иммиграционной, социальной политики США, Канады, Владеют методами оценки деятельности общественных и неправительственных организаций в части про-движения мультикультурализма или его критики
- Знают примеры мультикультурных практик в сфере государственной иммиграционной, социальной политики Великобритании. Владеть навыками анализа конкретных ситуаций межкультурного взаимодействия при учете контекста межгрупповых отношений в поликультурном обществе.
- Выделяют основные этнокультурные, социальные и социально-психологические особенности целевых аудиторий. Владеть навыками анализа конкретных ситуаций межкультурного взаимодействия при учете контекста межгрупповых отношений в поликультурном обществе
- Умеют применять социологические и социально-психологические концепции для интерпретации эмпирических кейсов. Владеть навыками эффективной межкультурной коммуникации на межличностном уровне
- Знать цели и стратегии формирования мультикультурных компетенций государственных служащих, представителей социальных сервисов, работников общественных организаций. Владеть методами оценки деятельности общественных и неправительственных организаций в части про-движения мультикультурализма или его критики;
- Владеть навыками формирования и продвижения комплексных программ оптимизации межкультурного взаимодействия и адаптации мигрантов. Знать цели и стратегии формирования мультикультурных компетенций государственных служащих, представителей социальных сервисов, работников общественных организаций
- Знают суть процесса и актуальные результаты реализации политики мультикультурализма в странах Северной Америки и Европы на уровне института образования
Содержание учебной дисциплины
- Социологические подходы к изучению мультикультурализма.Концептуализация западных подходов к изучению мультикультурализма: «демографический»/описательный мультикультурализм (Seyla Benhabib, Stanley Fish, Michel Wieviorka, Michael Walzer), мультикультурализм как система норм и ценностей/идеология (Bikhu Parekh, Michel Wieviorka, Tariq Modood), мультикультурализм как государственная политика (Michel Wieviorka, Will Kymlicka, Jeffrey Alexander, Clive Harris).
- Политика мультикультурализма в Канаде и СШАПодход “affirmative action” в США. От билингвизма к мультикультурализму – социальные, поли-тические и экономические причины формирования мультикультурной политики Канады. Canadian Multiculturalism Act (1988). First Nations и программы поддержки аборигенных народов Канады. “Salad bowl” vs “Melting Pot”. Реализация политики “affirmative action” в США.
- Positive discrimination и управление культурным многообразием в ВеликобританииКультурное многообразие как мэйнстрим в социальной политике Великобритании. Политика занятости и антидискриминационные практики. British Council – организация правительственного типа – и ее роль в продвижении мультикультурной политики в Великобритании. «Парадокс культурных различий». Управление культурным многообразием: организационный подход.
- Культурные различия: проявления в публичном и приватном.Современная критика политики мультикультурализма. Есть ли граница между приватным и публичным в проявлении культурных различий (Iris Young, Seyla Benhabib). Yasmin Alibhai-Brown: культурные различия и «продуктовый национализм». Мультикультурное образование в школе и высших учебных заведениях США. European Civic Citizenship Inclusion Index – методология, применение, сравнение результатов в странах Европы. Крах мультикультурализма в Европе ХХI века? Основные направления критики и аргументации. (Дэвид Кэмерон о политике мультикультурализма в Великобритании, Ангела Меркель о крахе мультикультурализма в Европе; «феномен Брейвика»).
- Контексты межкультурной коммуникации.Коммуникация в организациях. Профессиональная коммуникация. Культурные детерминанты коммуникации. На основании онлайн курса Coursera - "Understanding Russians: Contexts of Intercultural Communications"; платформа Coursera, университет: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; автор онлайн-курса: Mira Bergelson; ссылка https://www.coursera.org/learn/intercultural-communication-russians.
- Межкультурные компетенции в органах власти и социальных сервисах.Что такое мультикультурные компетенции? Модели формирования межкультурных компетенций. Недостатки и преимущества моделей. Примеры лучших практик управления культурным многообразием и адаптации мигрантов в Европе. Социальные службы и их роль в формировании инклюзивной институциональной культуры в обществе.
- Мультикультурализм в России.Понимание мультикультурализма в России: мультикультурализм и политкорректность; мульти-культурализм и этничность; мультикультурализм и иммиграционная политика (Э. Паин, В. Ма-лахов, В. Тишков, Л. Дробижева, Ю. Арутюнян, Л. Низамова).
- Актуальные вопросы мультикультурного образования"IIntroduction to Multilingual and Multicultural Education"; на основании онлайн курса на платформе Coursera; автор онлайн-курса: Denis Zubalov; ссылка https://www.coursera.org/learn/multilingual-multicultural-education.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.7 * домашнее задание + 0.3 * Работа на семинаре
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.7 * домашнее задание + 0.3 * Работа на семинаре
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Межкультурная коммуникация в информационном обществе : учебное пособие, Таратухина, Ю. В., 2019
- Сборник практических заданий и кейсов по курсу "Деловая и межкультурная коммуникация", Таратухина, Ю. В., 2012
- Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., 2005
- Социология : пер. с англ., Гидденс, Э., 1999
- Социология социальных изменений, Штомпка, П., 1996
- Этносоциология : учеб. пособие для вузов, Арутюнян, Ю. В., 1999
Рекомендуемая дополнительная литература
- The civil sphere, Alexander, J. C., 2006
- Доверие - основа общества, Штомпка, П., 2012
- Толерантность, Мчедлов, М. П., 2004
- Этнополитический маятник : динамика и механизмы этнополит. процессов в постсоветской России, Паин, Э. А., 2004