• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Политика мультикультурализма

Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает аудитории представление о мультикультурализме как идеологии, системе норм и ценностей, и политике, проводимой государством. Для этого будут рассмотрены мультикультурные практики в сфере социальной политики США, Канады и Великобритании. Будет дана оценка деятельности общественных и неправительственных организаций в части продвижения мультикультурализма или его критики. Предполагается обсуждение процесса и некоторых актуальных результатов реализации политики мультикультурализма в странах Северной Америки и Европы. Кроме этого, предполагается рассмотреть формирование этнокультурной компетентности в ситуациях межкультурного взаимодействия в разных сферах жизни общества. Значимую позицию в логике построения курса занимает также межкультурная коммуникации в сфере бизнеса, образования и на государственной службе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Политика мультикультурализма» является знакомство магистрантов с современными тенденциями восприятия, анализа и использования культурного разнообразия в условиях глобального мира.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знают основные подходы к определению мультикультурализма как идеологии, системы норм и ценностей, и политики, проводимой государством
  • Знают примеры мультикультурных практик в сфере государственной иммиграционной, социальной политики США, Канады, Владеют методами оценки деятельности общественных и неправительственных организаций в части про-движения мультикультурализма или его критики
  • Знают примеры мультикультурных практик в сфере государственной иммиграционной, социальной политики Великобритании. Владеть навыками анализа конкретных ситуаций межкультурного взаимодействия при учете контекста межгрупповых отношений в поликультурном обществе.
  • Выделяют основные этнокультурные, социальные и социально-психологические особенности целевых аудиторий. Владеть навыками анализа конкретных ситуаций межкультурного взаимодействия при учете контекста межгрупповых отношений в поликультурном обществе
  • Умеют применять социологические и социально-психологические концепции для интерпретации эмпирических кейсов. Владеть навыками эффективной межкультурной коммуникации на межличностном уровне
  • Знать цели и стратегии формирования мультикультурных компетенций государственных служащих, представителей социальных сервисов, работников общественных организаций. Владеть методами оценки деятельности общественных и неправительственных организаций в части про-движения мультикультурализма или его критики;
  • Владеть навыками формирования и продвижения комплексных программ оптимизации межкультурного взаимодействия и адаптации мигрантов. Знать цели и стратегии формирования мультикультурных компетенций государственных служащих, представителей социальных сервисов, работников общественных организаций
  • Знают суть процесса и актуальные результаты реализации политики мультикультурализма в странах Северной Америки и Европы на уровне института образования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социологические подходы к изучению мультикультурализма.
    Концептуализация западных подходов к изучению мультикультурализма: «демографический»/описательный мультикультурализм (Seyla Benhabib, Stanley Fish, Michel Wieviorka, Michael Walzer), мультикультурализм как система норм и ценностей/идеология (Bikhu Parekh, Michel Wieviorka, Tariq Modood), мультикультурализм как государственная политика (Michel Wieviorka, Will Kymlicka, Jeffrey Alexander, Clive Harris).
  • Политика мультикультурализма в Канаде и США
    Подход “affirmative action” в США. От билингвизма к мультикультурализму – социальные, поли-тические и экономические причины формирования мультикультурной политики Канады. Canadian Multiculturalism Act (1988). First Nations и программы поддержки аборигенных народов Канады. “Salad bowl” vs “Melting Pot”. Реализация политики “affirmative action” в США.
  • Positive discrimination и управление культурным многообразием в Великобритании
    Культурное многообразие как мэйнстрим в социальной политике Великобритании. Политика занятости и антидискриминационные практики. British Council – организация правительственного типа – и ее роль в продвижении мультикультурной политики в Великобритании. «Парадокс культурных различий». Управление культурным многообразием: организационный подход.
  • Культурные различия: проявления в публичном и приватном.
    Современная критика политики мультикультурализма. Есть ли граница между приватным и публичным в проявлении культурных различий (Iris Young, Seyla Benhabib). Yasmin Alibhai-Brown: культурные различия и «продуктовый национализм». Мультикультурное образование в школе и высших учебных заведениях США. European Civic Citizenship Inclusion Index – методология, применение, сравнение результатов в странах Европы. Крах мультикультурализма в Европе ХХI века? Основные направления критики и аргументации. (Дэвид Кэмерон о политике мультикультурализма в Великобритании, Ангела Меркель о крахе мультикультурализма в Европе; «феномен Брейвика»).
  • Контексты межкультурной коммуникации.
    Коммуникация в организациях. Профессиональная коммуникация. Культурные детерминанты коммуникации. На основании онлайн курса Coursera - "Understanding Russians: Contexts of Intercultural Communications"; платформа Coursera, университет: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; автор онлайн-курса: Mira Bergelson; ссылка https://www.coursera.org/learn/intercultural-communication-russians.
  • Межкультурные компетенции в органах власти и социальных сервисах.
    Что такое мультикультурные компетенции? Модели формирования межкультурных компетенций. Недостатки и преимущества моделей. Примеры лучших практик управления культурным многообразием и адаптации мигрантов в Европе. Социальные службы и их роль в формировании инклюзивной институциональной культуры в обществе.
  • Мультикультурализм в России.
    Понимание мультикультурализма в России: мультикультурализм и политкорректность; мульти-культурализм и этничность; мультикультурализм и иммиграционная политика (Э. Паин, В. Ма-лахов, В. Тишков, Л. Дробижева, Ю. Арутюнян, Л. Низамова).
  • Актуальные вопросы мультикультурного образования
    "IIntroduction to Multilingual and Multicultural Education"; на основании онлайн курса на платформе Coursera; автор онлайн-курса: Denis Zubalov; ссылка https://www.coursera.org/learn/multilingual-multicultural-education.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Работа на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * домашнее задание + 0.3 * Работа на семинаре
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * домашнее задание + 0.3 * Работа на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Межкультурная коммуникация в информационном обществе : учебное пособие, Таратухина, Ю. В., 2019
  • Сборник практических заданий и кейсов по курсу "Деловая и межкультурная коммуникация", Таратухина, Ю. В., 2012
  • Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., 2005
  • Социология : пер. с англ., Гидденс, Э., 1999
  • Социология социальных изменений, Штомпка, П., 1996
  • Этносоциология : учеб. пособие для вузов, Арутюнян, Ю. В., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The civil sphere, Alexander, J. C., 2006
  • Доверие - основа общества, Штомпка, П., 2012
  • Толерантность, Мчедлов, М. П., 2004
  • Этнополитический маятник : динамика и механизмы этнополит. процессов в постсоветской России, Паин, Э. А., 2004