• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в исследования культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен культурологии, адресован широкой аудитории, и представляет собой вводный курс в современную проблематику культурных исследований. Курс будет сочетать в себе систематические и исторические аспекты как в том, что касается развития самой культурологии, так и отдельных комплексов современных культурных явлений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Введение в исследования культуры» являются крат- кое введение в историю научной тематизации культуры и формирование понимания ос- новных парадигм исследований культуры в контексте становления и трансформаций со- временного гуманитарного знания.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать основные периоды развития истории наук о культуре;
  • Знать специфику предметного понимания культуры в рамках основных исследователь- ских парадигм
  • Уметь анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте.
  • Знать культурно-религиозную теорию формирования капитализма Макса Вебера.
  • Уметь анализировать лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в.
  • Уметь анализировать миф как часть современной культуры.
  • Владеть начальными навыками анализа феноменов современной культуры.
  • Знать специфику предметного понимания культуры в рамках основных исследователь- ских парадигм.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Культура» в системах понятий
    Культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация. История возникновения основных оппозиций и их современный смысл. Тематизация культуры в философии и ее причины в контексте истории философии. Философия ценностей и концепция «наук о культуре» южно-немецкой школы неокантианства.
  • Генезис современных научных подходов к изучению культуры.
    Господствующее мировоззрение эпохи Просвещения. Ранняя тематизация понятия культуры у Иоганна Готфрида Гердера. Идея множественности культур. Французская революция и трансформация гуманитарного знания на рубеже XVIII -XIX вв. Историзм XIX в. и его значение для гуманитарных наук. Динамизация и демократизация культуры, «сокращение пребывания в настоящем» и компенсаторная реакция культуры. Колониализм, антропологические исследования и культурная антропология.
  • Модерн как основная категория описания социокультурного процесса современных обществ и его генезис.
    Инвариантная структура различных теорий модернизации. Основные характеристики модерна по сравнению с «традиционным» обществом: экономика и организация трудовой деятельности, социальная и политическая структура, сфера культуры. Компенсаторные реакции на процесс модернизации.
  • Культурно-религиозная теория формирования капитализма Макса Вебера.
    Индустриальное общество и его культурные аспекты. Массовое производство и массовое потребление. Роскошь и рождение капитализма. Престижное потребление и его социальная роль. Процесс становления обществ модерна как процесс цивилизации и индивидуализации. Личность в цивилизации модерна: от предопределенности к бремени выбора. Появление буржуа как новой общественной группы. Жизнь в мире практических абстракций. Профессиональный долг. Концепция призвания Макса Вебера: божественная легитимация мирской профессиональной деятельности. Развитие буржуазной рациональности. Типы самоконтроля в буржуазной среде.
  • Лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в.
    Знаки и их типология. Основы семантики. Культура как знаковая система. «Смысл» как ключевая проблема наук о культуре.
  • Миф как способ представления реальности.
    Миф в XX в. Миф как часть современный культуры. Устройство мифа: миф как форма. Мифологичность как характеристика формальный структуры. Миф как структурное содержание культуры. Семиотическая природа мифа. Культура как знаково-символическая система. Демифологизация. Критика буржуазного общества и массового сознания. Тавтология как прием массовой культуры. Многозначность эстетического произведения.
  • Техническая воспроизводимость культурной продукции и проблема «массовой культуры».
    Пропаганда и культурная политика в XX в. Критика «культуриндустрии». Массовая и медиакультура.
  • Культурная функция исторических исследований.
    Проблема исторической памяти. Исторический опыт. Различные формы исторической памяти и их социальная и культурная функция. Институционализированные формы сохранения культурной памяти – музеификация культуры.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Активность на семинарах (неблокирующий)
  • Устный экзамен (неблокирующий)
  • Эссе (неблокирующий)
  • Реферат (неблокирующий)
  • Тест (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.12 * Реферат + 0.16 * Тест + 0.2 * Устный экзамен + 0.12 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/100169
  • Избранное / Доброхотов А.Л. - Москва :ИД Тер. будущего, 2008. - 472 с.: 70x100 1/16. - (Философия) ISBN 5-91129-008-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/157578

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ионин Л. Г.-СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-333-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07382-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociologiya-kultury-434573