• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Политическое поведение

Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Политическое поведение» в 2019-2020 учебном году реализуется по новой модели. Дисциплину читает пул научных сотрудников и магистров НИУ ВШЭ, исследующих разные аспекты политического поведения и публикующие свои исследования в ведущих мировых журналах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Проанализировать современную исследовательскую повестку в области политического поведения
  • Провести историческую ретроспективу тем, исследуемых в сфере политического поведения
  • Рассмотреть исследовательские школы и центры в тематике политического поведения
  • Разобрать типичный для дисциплины терминологический аппарат: его концептуализацию, операционализацию, базы данных
  • Разобрать теоретические подходы к политическому поведению и их критику
  • Уметь критически оценивать и разрабатывать дизайн эмпирического исследования в тематике политического поведения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Концептуализирует и операционилизирует понятие политическое поведение и его характеристики
  • Описывает виды политического поведения и формирующие его факторы
  • Описывает особенности политического поведения разных акторов, когорт, групп
  • Выстраивает модель исследования темы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину. Что считать политическим поведением?
    Контекст и история возникновения дисциплины «политическое поведение». Бихевиоризм, психологические концепции, исследования общественного мнения, политическая пропаганда. Исследования поведения, исследования сообществ в США и тп. Как и почему люди участвуют в политике. Виды политического поведения (конвенциональное, неконвенциональное, электоральное, рациональное, аффективное, активизм, иные формы). Акторы политического поведения. Методы и исследовательские дизайны изучения политического поведения.
  • Политические ценности, предпочтения, ориентации, эмоции, общественное мнение.
    От индивидуального через групповое к массовому. Ценностные расколы и их влияние на политическое поведение. Сравнительные исследования ценностей, опросные проекты. Несоциальные факторы изменения ценностей.
  • Политическая культура.
    Алмонд и Верба - кросстрановое компаративистское исследование. Альтернативные классификации политической культуры: К.Вельцель (книга "Рождение свободы"), Р.Инглхарт.
  • Ценностные сдвиги и расколы.
    Ценностные сдвиги, расколы среди различных социальных групп и их трансформация в изменение политических предпочтений, голосования. Причины голосования за Трампа в 2016 г. (cultural backlash), рост успешности популистских движений крайне левого и правого толка в Европе, "консервативный поворот".
  • Политическая идентичность.
    Иерархия идентичностей, виды идентичности. Территориальная аттрибуция идентичности.
  • Политическое поведение групп меньшинств (minorities).
    Политический активизм, основанный на гендере и сексуальностях (gender and sexualities related activism): зарубежный опыт и российский контекст.
  • Общественное мнение.
    История понятия и различные понимания термина. Общественное мнение как политический фактор и его роль в политических процессах. Каналы формирования индивидуальных мнений. Факторы, влияющие на общественное мнение. Классики исследований общественного мнения. Общественное мнение в СССР и России: история, состояние, проблемы. Технологии «опросных фабрик». Аналитическая работа в исследованиях общественного мнения.
  • Молодежь как политический актор.
    Политическое поведение, ценности, идентичность. Концепция политического поколения vs. теория социализации. Youth bulbs и протесты в арабских странах.
  • Протестное поведение.
    Проявления, интересы, акторы, инструменты. Движения за гражданские права как истоки протестного поведения. Повестка протеста: антиправительственная, режим, политика, экономика, социальные вопросы. Использование онлайн-среды для политической мобилизации. Климатические марши: экологическая повестка как триггер политического поведения. Угроза репрессий как фактор снижения шансов протестов. Эскалация протестов. Ненасильственная форма протестов.
  • Авторитарный синдром, авторитарная личность.
    Популизм. Стеннер и Фельдман. Растущая популярность праворадикальных партий на западе. Феномен Трампа. Безопасность в обмен на свободы и права. Причины, проявление, влияние на политику - обзор электоральных кампаний.
  • Факторы политического поведения.
    Социальные, экономические, психологические, эмоциональные. Теории фрустраций. Традиционализм, религия и другие культурные факторы политического поведения. Мобилизация и коммуникация как функция политических акторов (электората, сторонников).
  • Политическая коммуникация.
    Оффлайн и онлайн политическая коммуникация. Влияние на политику, выборы. Онлайн как фактор политической борьбы. Влияние СМИ, Интернета и иных факторов на политическое поведение. Влияние политической активности через СМИ и Интернет на политику и государственное управление. Спираль молчания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинаре
  • неблокирующий Устный критический разбор академических статей
  • неблокирующий Исследовательское предложение
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится в опросной форме Google.Form. К экзамену необходимо подключиться 23 июня в 11.50 – за 10 минут до начала экзамена, который начинается в 12.00. Компьютер студента должен быть готов к работе до 15.00. До начала экзамена (с 11.55 до 11.59) студенты получают на групповые почты: (1) распределение по билетам – распределение осуществляется генератором случайных чисел (2) билеты с 5 экзаменационными вопросами (3) ссылку на опросную форму Google.Form для загрузки своих ответов. Студент готовит ответы на 3 экзаменационных вопроса из 5 на свой выбор. Письменные ответы готовятся в письменном редакторе на компьютере (word и аналоги). Внимание! Google.Form не имеет опции сохранять черновики ответов. При работе в текстовом редакторе обязательно регулярно сохранять рабочий документ. Готовые ответы загружаются в опросную форму на платформе Google.Form и сдаются до 14.59 включительно (кнопка Submit). Ответы, датированные самим Google.Form в 15.01 и позже, рассматриваются как неявка на экзамен без уважительной причины. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться своими материалами и сетью интернет. Плагиат любых материалов запрещен: при упоминании данных, теорий, кейсов – обязательно оформляется корректное цитирования и указывается их источник (ссылка – концевая, как минимум дается ФИО, дата, сноска/ заголовок). В случае нарушения связи во время экзамена (кратковременное или долговременное) ответы на экзаменационные вопросы присылаются подписанным прикрепленным файлом на почту ashubenkova@hse.ru до 15.01 23 июня. Ответы, датированные корпоративным почтовым порталом позже, расцениваются как неявка на экзамен. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий. Объем текста ответа на 1 вопрос - 500-1000 слов. Ссылки на источники в число знаков не входит.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Исследовательское предложение + 0.3 * Устный критический разбор академических статей + 0.1 * Участие в семинаре + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Differences between tight and loose cultures: A 33-nation study. (2011). Science, 332(6033), 1100–1104. https://doi.org/10.1126/science.1197754
  • Inglehart, R. F., Ponarin, E., & Inglehart, R. C. (2017). Cultural Change, Slow and Fast: The Distinctive Trajectory of Norms Governing Gender Equality and Sexual Orientation. Social Forces, 95(4), 1313–1340. https://doi.org/10.1093/sf/sox008
  • The Oxford handbook of political behavior / ed. by Russell J. Dalton . (2007). Oxford [u.a.]: Oxford Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.253058147
  • The Oxford handbook of social and political trust edited by Eric M. Uslaner. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.501983503

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anna M. Almakaeva, & Aigul M. Mavletova. (2018). Модернизационные процессы в России: ожидать ли сдвига в сторону эмансипативных ценностей? Monitoring Obŝestvennogo Mneniâ: Ekonomičeskie i Socialʹnye Peremeny, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.6.05