Бакалавриат
2019/2020
Практикум: Навыки психолога-консультанта (индивидуальное и семейное консультирование)
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Антонова Анна Валерьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина является профилирующей для психологов-консультантов. Направлена на освоение и отработку основных психологических интервенций в индивидуальном и групповом консультировании. Имеет пререквизиты: диагностика в психологическом консультировании& Занятия проходят в подгруппах, темы курса разбиты на несколько блоков, которые построены по принципу воронки (углубления): 1. Теоретический блок, в котором предъявляются основные теоретические положения курса, а также происходит постановка индивидуальных целей и задач каждым студентом по освоению данного курса; 2. Работа с виртуальными кейсами (in vitro) – индивидуальная и групповая работа студентов с кейсами, направленные на отработки навыка построения психологических интервенций, расширение репертуара коммуникативной компетентности студентов. На этом этапе гипотезы и интервенции сначала записываются каждым студентом, а затем предъявляются устно к групповому обсуждению. 3. Работа с реальными кейсами в режиме учебных консультаций (in vivo). 4. Завершающий блок происходит в форме групповой обратной связи и рефлексии полученных навыков психолога-консультанта. ВАЖНО! в 4 модуле занятия будут проходить на платформе Zoom (ссылка будет выслана на общую почту трека)
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Практикум: Навыки психолога-консультанта (индивидуальное и семейное консультирование)» является формирование профессиональных навыков, необходимых в работе психолога-консультанта.
Планируемые результаты обучения
- знание отличия неосознанной компетентности/некомпетентность от осознанной компетентности/некомпетентность
- знание структуры первичной консультации; понимание особенностей первичного контакта с клиентом
- навык построения гипотезы о психологической проблеме клиента;
- навык "психологического слуха"
- знание основных психологических (терапевтических) вмешательств;
- Отработка навыка прояснения реплик клиента;
- навык оценки уместности произвеженных психологических вмешательств;
- навык построения фразы психологического вмешательства(интервенции);
- демонстрация навыка записи за клиентом;
- формирование и отработка навыка психологического слуха, формирование умения планировать, проводить и анализировать сессии психологического консультирования, построения гипотез и формулирования первичного запроса клиента, а также адекватно применять психологические интервенции
Содержание учебной дисциплины
- Помогающая профессия: что такое помощь? Личные качества и навыки консультанта.Понятие психологической помощи. Структура профессиональных компетенций консультанта. Особенности взаимодействия психотерапевта и клиента в зависимости от подхода. Техническая, контекстуальная, адаптивная компетентность, концептуальная, интегративная межличностная коммуникативная компетентности. Осознанная компетентность и неосознанная некомпетентность.
- Структура первичной консультации, ее задачи Особенности установления первичного контакта с клиентомЦели и задачи начальной консультации, ключевые моменты и возможные направлениям первичного интервью. Базовые навыки и технические средства их осуществления.
- Работа с первичными запросами клиентов. Построение гипотезы о психологической проблеме клиента. Определение необходимости участия врачей, психотерапевтов, психологов-консультантов и других помогающих специалистов в работе с клиентом.Концепция запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь: определение понятий. Виды клиентских запросов. Конструктивный и неконструктивный запросы. Навык построения гипотезы о психологической проблеме, стоящей за жалобой клиента. Ситуации, требующие привлечения других помогающих специалистов.
- Навыки присутствия и проявления вниманияПрисутствие и невербальная коммуникация. Невербальные аспекты терапевтической коммуникации. Сигналы и смыслы, которые они могут иметь во взаимодействии психотерапевта и клиента. Техники невербального взаимодействия с клиентом
- Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательствТипология техник терапевтического вмешательства: поощрение, повторение, вопрос, конфронтация, убеждение, кларификация, эмпатическая реплика, интерпретация, суммирование, рекомендация, парадоксальная реакция
- Анализ результативности и оценка качества консультацииРазбор понятий супервизия и интервизия. Необходимость профессиональной поддержки. Необходимость письменных отчётов.
- Подготовка психолога-консультанта к встрече с клиентом. Нормативная документация психолога. Организационные вопросы.Информационная и психологическая подготовка к встрече с клиентом. Отработка навыка ведения записей во время консультации. Ведение технической документации психолога-консультанта.
- Анализ процесса консультацииКонгруэнтность психолога-консультанта во время сессии. Навыки удержания фокуса внимания. Объективные и субъективные показатели успешности консультации. Отработка навыка построения интерпретационных реплик
Элементы контроля
- Аудиторная работаСтудент участвует в формировании данной оценки: в конце занятия студент сообщает субъективное ощущение собственной работы согласно критериям оценивания преподавателю, преподаватель ее корректирует. Это сделано для формирования у студента навыка профессиональной рефлексии собственных действий. Критерии оценивания активности на занятии варьируются от 0 до 2 баллов: 0 баллов – не посетил занятие; 0,5 баллов – посетил занятие, однако не был включен в работу; 1 балл – средняя активность, студент несколько раз включался в работу; 1,5 балла – студент был достаточно активен на занятии; 2 балла – студент был максимально активен на занятии/проведение собственной учебной консультации под наблюдением/со-ведение консультации;
- Самостоятельная работа на семинареb) В ходе каждого занятия студенты выполняют самостоятельную работу, направленную на формирование навыка психологической интервенции/развития навыка «психологического слуха». Каждая самостоятельная работа оценивается по следующим критериям: 0 баллов – работа отсутствует; 0,5 баллов – работы выполнена, однако присутствуют грубые ошибки, демонстрирующие непонимание задания/неверное понимание сути интервенции и тп; 1 балл – работа выполнена неплохо, однако, выполнена только часть задания; 1,5 балла – работа выполнена хорошо, присутствуют небольшие ошибки; 2 балла – работа выполнена отлично; Оценка аудиторной работы считается по формуле: Осамостоятельная = (S1 + S2 + … Si) / P
- Домашнее заданиеявляется оценкой за домашнее задание и максимально может быть оценена в 2 балла: 0 баллов – работа не сдана; 0,5 баллов – работа сдана, однако выполнена формально и/или присутствуют грубые ошибки; 1 балл – работа сдана, выполнена хорошо, однако, присутствует достаточно большое количество ошибок; 1,5 балла – работа сдана, присутствует незначительное количество ошибок; 2 балла – работа выполнена блестяще;
- КонсультацияОконсультация = Ок1 + Ок2 + Ок3+ Ок4 Ок1 – представлена аудиозапись учебной консультации длительностью 40-50 минут; информированное согласие о добровольном участии в учебной консультации, подписанное клиентом и студентом; расшифровка. Максимум 1 балл. Oк2 — соблюдение сеттинга. Ок3 - выполнены содержательные требования к работе (по итогам отчета консультанта). В отчете консультанта должен содержаться подробный и развернутый отчет о проведенной сессии (характеристика ситуации, сформулированных гипотез, обоснование психологических интервенций, анализ собственных ожиданий, успешных и не очень моментов и т.п. В случае нарушения сеттинга – анализ причин и тп). Максимум 4 балла. Oк4 — соблюдены все требования психологической безопасности клиента, проявлены выработанные в ходе курса навыки психологического консультирования: эмпатическое слушание, прояснение ситуации, расспрос, организация пространства консультирования, структурирование беседы. Максимум 2 балла. ВАЖНО! Студент получает 0 за консультацию в одном из следующих случаев: • Отсутствие сданной работы; • Длительность консультации менее 35 минут; • Отсутствие части записи в файле консультации и/или отсутствие расшифровки; • Отсутствие информированного согласия (или невозможность установления подлинности личности клиента (например, замазанные имя и фамилия), так как в этом случае преподаватель не имеет права проверять предоставленную консультацию.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.35 * Аудиторная работа + 0.05 * Домашнее задание + 0.25 * Консультация + 0.35 * Самостоятельная работа на семинаре
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Василюк, Е. Ф. (1999). От психологической практики к психотехнической теории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E63A3D6F
Рекомендуемая дополнительная литература
- Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-369-01467-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508186
- Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. ; Под ред. Кораблиной Е.П. - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 222с. - ISBN: 978-5-534-07244-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskoe-konsultirovanie-438728