• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Городское пространство и медиа

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

"Дисциплина «Городское пространство и медиа» будет посвящена тому, какое влияние на пространство современного города оказывают цифровые и медийные технологии и то, как это взаимодействие менялось с течением времени. Цифровые медиа перестали выполнять исключительно коммуникационную функцию для города, они стали одним из ключевых факторов трансформации пространства, изменения образа жизни горожан, их пространственно-временных паттернов поведения. На различных примерах мы рассмотрим, как новые технологии встраиваются городскую жизни и оказывают воздействие на все ее сферы – от архитектуры до отношений между людьми. Структура курса состоит из теоретической и проектной части, в ходе которой студентам будет предложено использовать полученные теоретические знания о том, как инструменты мультимедиа (видео, фотография, аудио, текст, мобильные приложения и пр.) могут быть использованы для изучения актуальных городских процессов."
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение исследовательских инструментов, необходимых для исследовательской и проектной работы в сфере городского пространства и медиа.
  • Формирование понимания принципов интеграции различных медиа-носителей в городское пространство.
  • Формирование теоретических знаний, необходимых для эффективной деятельности в пространстве городских проектов и городских медиа.
  • Изучение и понимание комплексного взаимодействия между реальными и медийными элементами городского пространства.
  • Развитие практических навыков по работе с городскими медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными исследовательскими методами для работы с городским пространством
  • Может анализировать городское пространство, выделять его коммуникативные паттерны
  • Знает принципы взаимодействия между всеми элементами городского пространства
  • Знает особенности комплексного взаимодействия между реальными и медийными элементами городского пространства
  • Знает специфику и инструменты использования умного дизайна в городском пространстве
  • Знает специфику и инструменты брендинга территорий в контексте городского пространства
  • Умеет осуществлять поиск информации, значимой для реализации городских проектов и городских медиа
  • Умеет организовать работу проектных команд в сфере городских проектов, сервисов и медиа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет
    Основные понятия: городское пространство, медиа. Значение данных в исследовании и проектировании городского пространства. Представление данных: карта как исследовательский инструмент. Городское пространство в контексте парадигм: модернизма, постмодернизма, метамодернизма. Городская среда будущего, тенденции, параметрическая архитектура.
  • Коммуникативные паттерны городского пространства
    Типология городов (с точки зрения урбанистики и маркетинга). Язык шаблонов города, Кристофер Александер. Язык шаблонов как методология понимания и структурирования городского пространства и пользовательского опыта, для различных областей медиа и коммуникаций. Проблема аутентичности, городская аутентичность, глобализация и джентрификация. Принципы соучаствующего проектирования.
  • Реклама как городское медиа
    Реклама как городское медиа. Новые принципы интеграции рекламного сообщения в городское пространство (креативная реклама, реклама XXL).
  • Городские сервисы: взаимодействие с реальной средой
    Медиа-исследования и культурная аналитика (проект On Brodway). Городские приложения и сервисы (Citymapper's Smartbus, Land portfolio portal). QR код в городской среде. Городское планирование, основанное на данных. Интерфейс: ориентация на пользователя.
  • Умный дизайн и городское пространство
    Принципы функционализма и «хорошего дизайна» в городском пространстве. Умный дизайн в городском пространстве. Оптические иллюзии и городская среда (проекты преобразования публичного пространства). Типографика в городском пространстве.
  • Городское пространство в брендинге территорий
    Туристическая семиотика, Дин Макканелл (маркер — зрелище). Маркеры территории и городские достопримечательности, Интеграция бренда территории в городскую среду, представительские и социальные коммуникации. Проблема репрезентации. Реальная городская среда и инфраструктура. СМИ и новые медиа.
  • Ленты городских новостей
    Ленты столичных новостей на сайтах информационных агентств и городских порталов (Пекин). Городские ресурсы: основные принципы подачи информации, основные разделы, рубрики (Берлин, Париж, Токио, Женева, Рим, Лондон, Вена, Нью-Йорк и др.).
  • Городские медиа
    Городские сетевые издания, типология, основные особенности и миссия. Городская повестка, гражданские инициативы («The VillageVillage Village Village», «Звезда», «Томский Обзор», «Downtown», «Бумага» и др.). Аналитические интернет ресурсы и проекты (Центр прикладной урбанистики и др.). Инстаграм-аккаунты городских медиа: специфика, стилистика публикаций, функции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальная исследовательская работа
  • неблокирующий Групповая исследовательская работа
  • неблокирующий Итоговая исследовательская работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Групповая исследовательская работа + 0.3 * Индивидуальная исследовательская работа + 0.4 * Итоговая исследовательская работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Город без границ, Глазычев, В. Л., 2011
  • под редакцией К. Динн перевод с английского В. Сечной - Брендинг территорий. Лучшие мировые практики - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 336с. - ISBN: 978-5-91657-655-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62340

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дизайн архитектурной среды : учебник для вузов, Минервин, Г. Б., 2005
  • Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5
  • Политическая экономия города, Глазычев, В. Л., 2009
  • Теория цветового проектирования городского пространства: Монография / Грибер Ю.А. - М.:Согласие, 2018. - 178 с.: ISBN 978-5-906709-90-5
  • Эллард К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М.: Альпина Паблишер, 2018. — 288 с.: ISBN 9785961453904