Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "История генеративизма"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Касьянова Полина Алексеевна,
Филиппова Татьяна Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит с основными этапами развития генеративной грамматики как одной из доминирующих парадигм в современной лингвистике, тренирует навык критического чтения формальных лингвистических работ и анализа генеративных исследований.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление с основными этапами развития генеративной грамматики как одной из доминирующих парадигм в современной лингвистике
- усвоение главных постулатов генеративной грамматики
- приобретение навыка критического чтения формальных лингвистических работ
Планируемые результаты обучения
- Знает предпосылки «революции» Н. Хомского, основные постулатов теории
- Пониманиет периодизацию и основных различий сменявших друг друга подходов
- Знает базовые постулаты периферийных направлений генеративной лингвистики
- Понимает основные различия рассматриваемых подходов к языку на примере конкретных явлений
- Умеет определять, в рамках какой традиции написана работа, выделять общий вклад работы в науку о языке, независящий от конкретной формализации
- Понимает сильные и слабые стороны каждого метода; умеет выбирать метод, адекватный поставленной исследовательской задаче
- Понимает место генеративной лингвистики в науке о языке
Содержание учебной дисциплины
- Генеративная грамматика в истории лингвистики; фигура Ноама Хомского
- Общий обзор этапов развития генеративной грамматики: трансформационные подходы
- Общий обзор этапов развития генеративной грамматики: нетрансформационные (лексикалистские) подходы и другие формальные подходы
- Эллипсис в рамках разных подходов: теории принципов и параметров, минимализма, лексико-функциональной грамматики (LFG), Вершинной грамматики составляющих (HPSG)
- Формализация ряда языковых явлений в рамках различных традиций генеративной лингвистики
- Методология генеративных исследований: прошлое и настоящее. От интроспекции к экспериментальным исследованиям. Внедрение практики полевых исследований
- Взаимодействие генеративистов и лингвистов-представителей других научных школ, генеративная типология; интеграция языковых дисциплин
Элементы контроля
- Активность
- Мини-тестыПересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
- Домашние работыПересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
- ДокладПересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
- РефератПишется по результатам доклада. Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.1 * Активность + 0.3 * Доклад + 0.2 * Домашние работы + 0.2 * Мини-тесты + 0.2 * Реферат
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Carnie, A. (2012). Syntax : A Generative Introduction (Vol. 3rd ed). Chichester: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531592
- Алпатов В. М., Крылов С. А. - ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 452с. - ISBN: 978-5-534-04735-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-lingvisticheskih-ucheniy-437064
Рекомендуемая дополнительная литература
- Introducing Syntax. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.repository.ubn.ru.nl.2066.170565