• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Экономика общественного сектора

Статус: Курс обязательный (Экономика и управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Экономика и управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу общих дисциплин направления. Настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория и механизмы современного государственного управления». Дисциплина включает в себя разделы по математике и микроэкономике. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знание основных моделей и методологического аппарата экономической теории и менеджмента; знание типов систем государственного управления; знание основных законов, регулирующих государственный сектор экономики. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Количественные методы анализа данных», «Методы онлайн-исследований», «Введение в методологию научно-образовательной работы», «Научно-исследовательский семинар».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представления об эффективных моделях многоканального финансирования и ресурсного обеспече-ния развития системы образования в соответствии с принципами и приоритетами государственной полити-ки в сфере образования в России
  • формирование у студентов компетенций в вопросах государственно- частного партнерства в образовании
  • формирование у студентов навыков ответственного финансового менеджмента в условиях академической автономии и эконо-мической самостоятельности образовательных организаций
  • формирование у студентов знаний об организации индикативного планирования и его применении в образовании
  • формирование у студентов умений применять эти знания к анализу управленческой практики
  • формирование у студентов опыта применения знаний и умений, составляющих содержание дисциплины, к решению исследо-вательских и проектных задач
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • приобрести опыт составления финансовых планов для реализации программ развития образовательных учреждений, отдельных программ и проектов
  • Формирование представлений о терминологическом аппарате и основных моделях взаимодействий в области экономических отношений внутри государства, и в образовании в частности
  • уметь обосновать роль государства в экономике
  • приобрести навык работы с терминологическим аппаратом дисциплины
  • Уметь анализировать и структуру глобальной образовательной системы
  • Знать основные теории в области структуры образовательной системы
  • приобрести опыт использования методов сравнительного анализ и приведения данных к сопоставимому виду;
  • Знать различные возможные эффекты образования на разных ступенях
  • Приобрести опыт использования методов сравнительного анализа и приведения данных к сопоставимому виду;
  • уметь выстраивать причинно-следственные связи в области эффективности образования и человеческого капитала
  • Знать основные положения "Закона об образовании в РФ" № 273-ФЗ в части экономических отношений
  • уметь анализировать и сравнивать различные формы и механизмы финансирования образовательных услуг и программ развития образования;
  • приобрести опыт планирования работы с человеческим ресурсом в области экономических отношений в образовании
  • знать экономические основы межбюджетных отношений
  • уметь применять современные методы экономического анализа деятельности на уровнях региональной и муниципальной систем образования и образовательных учреждений;
  • знать экономические основы межбюджетных отношений;
  • уметь оценивать риски и прогнозировать экономические последствия принятых решений
  • уметь анализировать системы оплаты труда в образовании, оплату за качество и результат, нормирование труда и стимулирование в образовании
  • приобрести опыт оценки стоимости результативности инноваций в образовании и образовательных проектов
  • знать тенденции и перспективы развития государственного и негосударственного секторов в образовании, основные модели частно-государственного партнерства в образовании.
  • уметь сравнивать и оценивать различные модели финансирования образования на разных ступенях;
  • приобрести навык организации эффективного взаимодействия государства, бизнеса и семей, общественных организаций в образовании.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Поведение потребителей.
    Предпочтения, полезность и потребительский выбор. Отношения предпочтений. Функция полезности. Кривые безразличия. Примеры функций полезности. Предельная норма замещения. - Бюджетные ограничения. Максимизация полезности. Спрос по Маршаллу. Косвенная функция полезности. Функция расходов и ее свойства. Эффект дохода. Эффект замещения. Кривая «доход – потребление», кривая «цена – потребление». Излишек потребителя. Выявленные предпочтения.
  • Производство и Технология.
    Производственная функция. Предельная норма технологического замещения. Сво4йства технологических множеств. Отдача от масштаба. Предельный продукт. Минимизация затрат. Функция условного спроса факторов производства. Функция затрат. Свойства функции затрат. Средние затраты. Предельные затраты. Функция прибыли. Свой-ства функции прибыли. Максимизация прибыли. Условие максимизации прибыли фирмой-ценополучателем.
  • Частичное и общее равновесие.
    Распределение и оптимальность по Парето. Равновесие по Вальрасу. Две теоремы экономики благосостояния.
  • Монополия и несовершенная конкуренция.
    Монополия. Задача монополиста. Условие максимизации прибыли. Ценовая дис- криминация. Ценовая дискриминация второго рода. Регулирование монополии. Эле-менты теории игр, равновесие по Нэшу, Совершенное под-игровое равновесие. Модели конкуренции по Курно, Бертрану.
  • Экстерналии и общественные блага.
    Экстерналии (внешние эффекты). Равновесие при наличии экстерналий. Общественные (публичные) блага.
  • Модели поддержки образования: подходы и концепции.
  • Экономика общественного сектора: сфера образования.
  • Новые механизмы финансирования учреждений образования.
  • Экономические отношения в новом законе «Об образовании в Российской Федера-ции».
  • Принципы и модели частно-государственного партнерства в образовании. Формирование и управление целевым капиталом образовательных организаций.
  • Сетевое взаимодействие образовательных организаций. Модели интеграции и ко-операции образования, культуры и спорта.
  • Тема 1. Обоснование роли государства в экономике.
    Рынок и государство. «Провалы рынка» и меры государственного вмешательства. «Провалы государства». Экономические отноше- ния в сфере образования. Общественные блага, их свойства. Образование как благо. Двойственная природа образования как общественного и частного блага (Маццола, Блауг, Самуэльсон). Образование как доверительное благо (Аузан, Кузьминов) и мериторное благо (Масгрейв). Опекаемое благо (Львов, Рубинштейн). Внешние эффекты и их интер- нализация. Квази-рынки и контрактация. Проблема безбилетника.
  • Тема 2. Глобальная образовательная система.
    Экономическая природа образовательных услуг. Место России на международном рынке образовательных услуг. Образование как синер- гетический ресурс. Теория сигналов и фильтров. Теория человеческого капитала (Шульц, Беккер, Кузнец, Капелюшников). Теория начального нулевого наделения (Сабуров). Креативная экономика. Международная конкурентоспособность российского образования: результаты международных исследований результатов учащихся; международные рейтинги и ранкинги образовательных организаций.
  • Тема 3. Эффекты от образования по уровням образовательной системы.
    Измерение отдачи от человеческого капитал: общий и специфический человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал. Изношенность человеческого ресурса. Образование и рынок труда: баланс спроса и предложения. Востребованные профессии. Смена профессий: послевузовское образование, непрерывное образование. Профессии будущего: навыки и компетенции вместо профессий?
  • Тема 4. Бюджетный федерализм. Экономические отношения в «Законе об образовании в РФ» № 273-ФЗ.
    Распределение полномочий по уровням бюджетной системы. Структура расходов в сфере образования по уровням бюджетной системы. Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Бюджетирование, ориентированное на результат. Нормативно-подушевое финансирование. Образовательные ваучеры. Гранты учащимся. Образовательные кредиты. Налоговые льготы для организаций и учащихся.
  • Тема 5. Переход от управления затратами к управлению результатами в системе образования.
    Информационная асимметрия при переходе от управления затратами к управлению результатами. Изменение экономического поведения основных стейкхолдеров в образовании в условиях информационной асимметрии. Оценка рисков. Экономическая самостоя- тельность и академическая автономия образовательных организаций. Сравнительные характеристики казенных, бюджетных и автономных учреждений. Финансирование в форме субсидии. Соглашение с учредителем. Критерии и показатели качества услуг (работ).
  • Тема 6. Экономическая эффективность и социальная справедливость в сфере образования.
    Обеспечение доступности качественного образования. Организация сетей образовательных организаций: баланс социальной справедливости и эффективности использования ресурсов. Модели и стратегии интеграции и кооперации учреждений образования разных уров- ней, культуры и спорта. Результаты федерального эксперимента по реструктуризации сети образовательных организаций, расположенных в сельской местности. Результаты между- народного исследования образовательных, карьерных и миграционных траекторий сельских школьников: Россия, Китай, Казахстан.
  • Тема 7. Результаты и эффекты образования.
    Эффективность использования ресурсов в сфере об- разования. Экономическая эффективность и экономическая результативность. Методики оценки эффективности расходов в образовании. Новая система оплаты труда в образовании. Принципы оплаты за качество и результат, нормирование труда и стимулирование в образовании. Анализ результатов перехода на новую систему оплаты труда в регионах России.
  • Тема 8. Тенденции и перспективы развития государственного и негосударственного секторов в образовании.
    Основные модели частно-государственного партнерства в образовании. Концессии, управляющие компании, целевой капитал, частноправовые договоры, догово- ры простого товарищества, аутсорсинг в образовании. Инвестиции в образование. Методы финансирования развития – программное и проектное финансирование. Бюджетные инвестиции. Результаты реализации Приоритетного Национального проекта «Образование».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на занятиях
    В работу на занятиях входит участие студента в обсуждениях, дискуссиях, формулирование вопросов преподавателю, доклады и сообщения на занятиях.
  • неблокирующий защита итоговой презентации (проекта)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * защита итоговой презентации (проекта) + 0.3 * работа на занятиях
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * защита итоговой презентации (проекта) + 0.3 * Промежуточная аттестация (1 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Абанкина, И., Абанкина, Т., Филатова, Л., & Николаенко, Е. (2012). Тенденции Изменения Общественного Спроса На Высшее Образование В Современной России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E675B54C
  • Гребенников П. И., Тарасевич Л. С., Леусский А. И. - МИКРОЭКОНОМИКА 8-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 547с. - ISBN: 978-5-534-03921-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mikroekonomika-431067
  • И. В. АБАНКИНА, Т. В. АБАНКИНА, & Л. М. ФИЛАТОВА. (2016). Ловушки Дифференциации В Финансировании Российских Вузов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9208D7C2
  • Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И., & Волков А. Е. (2008). Российское Образование — 2020: Модель Образования Для Инновационной Экономики. Материал Для Обсуждения. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 32. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i1p32.64
  • Кузьминов, Я. И., Рудник, Б. Л., Фрумин, И. Д., Якобсон, Л. И., Волков, А. Е., & Реморенко, И. М. (2010). Russian Education in 2020: a Model of Education for Innovative Economy. Material for Discussion ; Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDA6B590
  • Курс микроэкономики : учебник / Р. М. Нуреев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 624 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/975853
  • Липсиц И.В. - Микроэкономика. Макроэкономика (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 608с. - ISBN: 978-5-406-04441-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919273
  • Липсиц И.В. - Микроэкономика. Макроэкономика (для бакалавров) - КноРус - 2018 - 608с. - ISBN: 978-5-406-06027-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927819
  • Микроэкономика : пособие для семинарских занятий / под ред. Р. М. Нуреева. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 400 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/771244

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Абанкина И. В., & Родина Н. В. (2017). Эффективный Контракт В Дошкольном Образовании: Стратегии Развития, Мотивация И Стимулирование. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 60. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2017i4p60.82
  • Абанкина, И., Алескеров, Ф., Белоусова, В., Зиньковский, К., & Петрущенко, В. (2013). Оценка Результативности Университетов С Помощью Оболочечного Анализа Данных. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F51E40DE
  • Высшее профессиональное и дополнительное образование. (2018). Ukraine, Europe: Уральский государственный педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D8DB8F7B
  • Грузков, И.В. Микроэкономика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И.В. Грузков, Н.А. Довготько, О.Н. Кусакина и др. - 2 изд., доп. – Ставрополь: ИД ТЭСЭРА, 2014. – 112 с. - ISBN 978-5-906061-44-7.
  • Грязнова А.Г. под ред., Юданов А.Ю. под ред. и др. - Микроэкономика. Практический подход (Managerial Economics) (Бакалавриат и магистратура) - КноРус - 2017 - 682с. - ISBN: 978-5-406-03788-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/920280
  • Грязнова А.Г. под ред., Юданов А.Ю. под ред. и др. - Микроэкономика. Практический подход (Managerial Economics). (Бакалавриат и магистратура). Учебник. - КноРус - 2020 - 681с. - ISBN: 978-5-406-07296-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932096
  • Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. под ред. и др. - Микроэкономика. Практический подход (Managerial Economics) (Бакалавриат и магистратура) - КноРус - 2014 - 677с. - ISBN: 978-5-406-03788-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916547
  • Каторгина Ольга Владимировна, Katorgina Olga Vladimirovna, Ржанникова Татьяна Николаевна, & Rzhannikova Tatiana Nikolaevna. (2019). Роль образования в экономике и воздействие экономики на образование. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E30E45DD
  • Кузьминов, Я. И. (2011). Образование в России. Что мы можем сделать? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.48D36BF7
  • Микроэкономика: Учебное пособие / Н.С. Косов, Н.И. Саталкина, Г.И. Терехова; Под ред. Н.С. Косова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 247 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (п) ISBN 978-5-16-006180-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/367349
  • Образование как социальный институт: что мешает повышению актуальности образования ; Obrazovanie kak sotsial’nyi institut: chto meshaet povysheniiu aktual’nosti obrazovaniia. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D9B6C347
  • Сборник задач по микроэкономике: К 'Курсу микроэкономики' Р. М. Нуреева / Нуреев Р.М., Латов Ю.В., Пястолов С.М.; Гл. ред. Нуреев Р.М. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 432 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/883969
  • Сборник задач по микроэкономике: К 'Курсу микроэкономики' Р. М. Нуреева / Нуреев Р.М., Латов Ю.В., Пястолов С.М.; Гл. ред. Нуреев Р.М. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 432 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1014740