• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Экономика общественного сектора

Статус: Курс обязательный (Доказательная образовательная политика)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Доказательная образовательная политика
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу общих дисциплин направления. Настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Введение в образовательное право», «Теория и механизмы современного государственного управления». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетен-циями: знание основных моделей и методологического аппарата экономической теории и менеджмента; знание типов систем государственного управления; знание основных законов, регулирующих государственный сектор экономики. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следу-ющих дисциплин: «Количественные методы анализа данных», «Методы онлайн-исследований», «Введение в методологию научно-образовательной работы», «Научно-исследовательский семинар».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представления об эффективных моделях многоканального финансирования и ресурсного обеспече-ния развития системы образования в соответствии с принципами и приоритетами государственной полити-ки в сфере образования в России
  • формирование у студентов компетенций в вопросах государственно- частного партнерства в образовании
  • формирование у студентов навыков ответственного финансового менеджмента в условиях академической автономии и эконо-мической самостоятельности образовательных организаций
  • формирование у студентов знаний об организации индикативного планирования и его применении в образовании
  • формирование у студентов умений применять эти знания к анализу управленческой практики
  • формирование у студентов опыта применения знаний и умений, составляющих содержание дисциплины, к решению исследо-вательских и проектных задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Поведение потребителей.
    Предпочтения, полезность и потребительский выбор. Отношения предпочтений. Функция полезности. Кривые безразличия. Примеры функций полезности. Предельная норма замещения. - Бюджетные ограничения. Максимизация полезности. Спрос по Маршаллу. Косвенная функция полезности. Функция расходов и ее свойства. Эффект дохода. Эффект замещения. Кривая «доход – потребление», кривая «цена – потребление». Излишек потребителя. Выявленные предпочтения.
  • Производство и Технология.
    Производственная функция. Предельная норма технологического замещения. Сво4йства технологических множеств. Отдача от масштаба. Предельный продукт. Минимизация затрат. Функция условного спроса факторов производства. Функция затрат. Свойства функции затрат. Средние затраты. Предельные затраты. Функция прибыли. Свой-ства функции прибыли. Максимизация прибыли. Условие максимизации прибыли фирмой-ценополучателем.
  • Частичное и общее равновесие.
    Распределение и оптимальность по Парето. Равновесие по Вальрасу. Две теоремы экономики благосостояния.
  • Монополия и несовершенная конкуренция.
    Монополия. Задача монополиста. Условие максимизации прибыли. Ценовая дис- криминация. Ценовая дискриминация второго рода. Регулирование монополии. Эле-менты теории игр, равновесие по Нэшу, Совершенное под-игровое равновесие. Модели конкуренции по Курно, Бертрану.
  • Экстерналии и общественные блага.
    Экстерналии (внешние эффекты). Равновесие при наличии экстерналий. Общественные (публичные) блага.
  • Модели поддержки образования: подходы и концепции.
  • Экономика общественного сектора: сфера образования.
  • Новые механизмы финансирования учреждений образования.
  • Экономические отношения в новом законе «Об образовании в Российской Федера-ции».
  • Принципы и модели частно-государственного партнерства в образовании. Формирование и управление целевым капиталом образовательных организаций.
  • Сетевое взаимодействие образовательных организаций. Модели интеграции и ко-операции образования, культуры и спорта.
  • Тема 1. Обоснование роли государства в экономике.
    Рынок и государство. «Провалы рынка» и меры государственного вмешательства. «Провалы государства». Экономические отноше- ния в сфере образования. Общественные блага, их свойства. Образование как благо. Двойственная природа образования как общественного и частного блага (Маццола, Блауг, Самуэльсон). Образование как доверительное благо (Аузан, Кузьминов) и мериторное благо (Масгрейв). Опекаемое благо (Львов, Рубинштейн). Внешние эффекты и их интер- нализация. Квази-рынки и контрактация. Проблема безбилетника.
  • Тема 2. Глобальная образовательная система.
    Экономическая природа образовательных услуг. Место России на международном рынке образовательных услуг. Образование как синер- гетический ресурс. Теория сигналов и фильтров. Теория человеческого капитала (Шульц, Беккер, Кузнец, Капелюшников). Теория начального нулевого наделения (Сабуров). Креативная экономика. Международная конкурентоспособность российского образования: результаты международных исследований результатов учащихся; международные рейтинги и ранкинги образовательных организаций.
  • Тема 3. Эффекты от образования по уровням образовательной системы.
    Измерение отдачи от человеческого капитал: общий и специфический человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал. Изношенность человеческого ресурса. Образование и рынок труда: баланс спроса и предложения. Востребованные профессии. Смена профессий: послевузовское образование, непрерывное образование. Профессии будущего: навыки и компетенции вместо профессий?
  • Тема 4. Бюджетный федерализм. Экономические отношения в «Законе об образовании в РФ» № 273-ФЗ.
    Распределение полномочий по уровням бюджетной системы. Структура расходов в сфере образования по уровням бюджетной системы. Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Бюджетирование, ориентированное на результат. Нормативно-подушевое финансирование. Образовательные ваучеры. Гранты учащимся. Образовательные кредиты. Налоговые льготы для организаций и учащихся.
  • Тема 5. Переход от управления затратами к управлению результатами в системе образования.
    Информационная асимметрия при переходе от управления затратами к управлению результатами. Изменение экономического поведения основных стейкхолдеров в образовании в условиях информационной асимметрии. Оценка рисков. Экономическая самостоя- тельность и академическая автономия образовательных организаций. Сравнительные характеристики казенных, бюджетных и автономных учреждений. Финансирование в форме субсидии. Соглашение с учредителем. Критерии и показатели качества услуг (работ).
  • Тема 6. Экономическая эффективность и социальная справедливость в сфере образования.
    Обеспечение доступности качественного образования. Организация сетей образовательных организаций: баланс социальной справедливости и эффективности использования ресурсов. Модели и стратегии интеграции и кооперации учреждений образования разных уров- ней, культуры и спорта. Результаты федерального эксперимента по реструктуризации сети образовательных организаций, расположенных в сельской местности. Результаты между- народного исследования образовательных, карьерных и миграционных траекторий сельских школьников: Россия, Китай, Казахстан.
  • Тема 7. Результаты и эффекты образования.
    Эффективность использования ресурсов в сфере об- разования. Экономическая эффективность и экономическая результативность. Методики оценки эффективности расходов в образовании. Новая система оплаты труда в образовании. Принципы оплаты за качество и результат, нормирование труда и стимулирование в образовании. Анализ результатов перехода на новую систему оплаты труда в регионах России.
  • Тема 8. Тенденции и перспективы развития государственного и негосударственного секторов в образовании.
    Основные модели частно-государственного партнерства в образовании. Концессии, управляющие компании, целевой капитал, частноправовые договоры, догово- ры простого товарищества, аутсорсинг в образовании. Инвестиции в образование. Методы финансирования развития – программное и проектное финансирование. Бюджетные инвестиции. Результаты реализации Приоритетного Национального проекта «Образование».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. работа на занятиях
    В работу на занятиях входит участие студента в обсуждениях, дискуссиях, формулирование вопросов преподавателю, доклады и сообщения на занятиях.
  • неблокирующий Created with Sketch. защита итоговой презентации (проекта)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * защита итоговой презентации (проекта) + 0.3 * работа на занятиях
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * защита итоговой презентации (проекта) + 0.3 * Промежуточная аттестация (1 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Высшее профессиональное и дополнительное образование. (2018). Ukraine, Europe: Уральский государственный педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D8DB8F7B