• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Экономика общественного сектора

Статус: Курс обязательный (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: терминологический аппарат и основные модели экономической теории; экономические отношения и процессы в системе образования; основные подходы и модели финансирования образования на современном этапе, такие как программное и проектное финансирование, бюджетирование, ориентированное на ре-зультат, управление по индикаторам, нормативно-подушевое финансирование и т.д.; методологию и методы, используемые при анализе экономических ресурсов и экономиче-ских отношений в образовании; экономические основы межбюджетных отношений; системы оплаты труда в образовании, оплату за качество и результат, нормирование тру-да и стимулирование в образовании; тенденции и перспективы развития государственного и негосударственного секторов в образовании, основные модели частно-государственного партнерства в образовании. Уметь: анализировать и сравнивать различные формы и механизмы финансирования образова-тельных услуг и программ развития образования; применять современные методы экономического анализа деятельности на уровнях регио-нальной и муниципальной систем образования и образовательных учреждений; сравнивать и оценивать различные модели финансирования образования на разных сту-пенях; оценивать риски и прогнозировать экономические последствия принятых решений. Иметь навыки (приобрести опыт): разработки и анализа экономических решений проблем образования на разных уровнях; управления технологиями, обеспечивающими экономическую самостоятельность и академическую автономию образовательных организаций; использования методов сравнительного анализ и приведения данных к сопоставимому виду; оценки стоимости результативности инноваций в образовании и образовательных проек-тов; привлечения ресурсов и их эффективном использовании для решения задач функциони-рования и развития системы образования на региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения; составления финансовых планов для реализации программ развития образовательных учреждений, отдельных программ и проектов; организации эффективного взаимодействия государства, бизнеса и семей, общественных организаций в образовании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представления об эффективных моделях многоканального финансирования и ресурсного обеспече-ния развития системы образования в соответствии с принципами и приоритетами государственной полити-ки в сфере образования в России
  • формирование у студентов компетенций в вопросах государственно- частного партнерства в образовании
  • формирование у студентов навыков ответственного финансового менеджмента в условиях академической автономии и экономической самостоятельности образовательных организаций
  • формирование у студентов знаний об организации индикативного планирования и его применении в образовании
  • формирование у студентов умений применять эти знания к анализу управленческой практики
  • формирование у студентов опыта применения знаний и умений, составляющих содержание дисциплины, к решению исследовательских и проектных задач
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать: терминологический аппарат и основные модели экономической теории; экономические отношения и процессы в системе образования; основные подходы и модели финансирования образования на современном этапе, такие как программное и проектное финансирование, бюджетирование, ориентированное на результат, управление по индикаторам, нормативноподушевое финансирование и т.д.; методологию и методы, используемые при анализе экономических ресурсов и экономических отношений в образовании;
  • сравнивать и оценивать различные модели финансирования образования на разных ступенях;
  • Уметь: анализировать и сравнивать различные формы и механизмы финансирования образовательных услуг и программ развития образования; применять современные методы экономического анализа деятельности на уровнях региональной и муниципальной систем образования и образовательных учреждений;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обоснование роли государства в экономике.
    Рынок и государство. «Провалы рынка» и меры государственного вмешательства. «Про-валы государства». Экономические отношения в сфере образования. Общественные бла-га, их свойства. Образование как благо. Двойственная природа образования как обще-ственного и частного блага (Маццола, Блауг, Самуэльсон). Образование как доверитель-ное благо (Аузан, Кузьминов) и мериторное благо (Масгрейв). Опекаемое благо (Львов, Рубинштейн). Внешние эффекты и их интернализация. Квази-рынки и контрактация. Проблема безбилетника.
  • Глобальная образовательная система.
    Экономическая природа образовательных услуг. Место России на международном рынке образовательных услуг. Образование как синергетический ресурс. Теория сигналов и фильтров. Теория человеческого капитала (Шульц, Беккер, Кузнец, Капелюшников). Теория начального нулевого наделения (Сабуров). Креативная экономика. Международ-ная конкурентоспособность российского образования: результаты международных ис-следований результатов учащихся; международные рейтинги и ранкинги образователь-ных организаций.
  • Эффекты от образования по уровням образовательной системы.
    Измерение отдачи от человеческого капитал: общий и специфический человеческий ка-питал. Инвестиции в человеческий капитал. Изношенность человеческого ресурса. Об-разование и рынок труда: баланс спроса и предложения. Востребованные профессии. Смена профессий: послевузовское образование, непрерывное образование. Профессии будущего: навыки и компетенции вместо профессий?
  • Новые финансовые механизмы в системе образования.
    Бюджетный федерализм. Экономические отношения в «Законе об образовании в РФ» № 273-ФЗ. Распределение полномочий по уровням бюджетной системы. Структура расхо-дов в сфере образования по уровням бюджетной системы. Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Бюджетирование, ориентированное на результат. Норма-тивно-подушевое финансирование. Образовательные ваучеры. Гранты учащимся. Обра-зовательные кредиты. Налоговые льготы для организаций и учащихся.
  • Переход от управления затратами к управлению результатами в системе образования.
    Информационная асимметрия при переходе от управления затратами к управлению ре-зультатами. Изменение экономического поведения основных стейкхолдеров в образова-нии в условиях информационной асимметрии. Оценка рисков. Экономическая самостоя-тельность и академическая автономия образовательных организаций. Сравнительные характеристики казенных, бюджетных и автономных учреждений. Финансирование в форме субсидии. Соглашение с учредителем. Критерии и показатели качества услуг (работ).
  • Экономическая эффективность и социальная справедливость в сфере образования.
    Обеспечение доступности качественного образования. Организация сетей образовательных организаций: баланс социальной справедливости и эффективности использования ресурсов. Модели и стратегии интеграции и кооперации учреждений образования разных уровней, культуры и спорта. Результаты федерального эксперимента по реструктуризации сети образовательных организаций, расположенных в сельской местности. Результаты международного исследования образовательных, карьерных и миграционных траекторий сельских школьников: Россия, Китай, Казахстан.
  • Результаты и эффекты образования.
    Эффективность использования ресурсов в сфере образования. Экономическая эффективность и экономическая результативность. Методики оценки эффективности расходов в образовании. Новая система оплаты труда в образовании. Принципы оплаты за качество и результат, нормирование труда и стимулирование в образовании. Анализ результатов перехода на новую систему оплаты труда в регионах России.
  • Тенденции и перспективы развития государственного и негосударственного секторов в образовании.
    Основные модели частно-государственного партнерства в образовании. Концессии, управляющие компании, целевой капитал, частно-правовые договора, договора простого товарищества, аутсорсинг в образовании. Инвестиции в образование. Методы финансирования развития – программное и проектное финансирование. Бюджетные инвестиции. Результаты реализации Приоритетного Национального проекта «Образование».
  • ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
    1. Обоснование роли государства в экономике. Рынок и государство. «Провалы рынка» и меры государственного вмешательства. «Провалы государства». Экономические отношения в сфере образования. Общественные блага, их свойства. Образование как благо. Двойственная природа образования как общественного и частного блага (Маццола, Блауг, Самуэльсон). Образование как доверительное благо (Аузан, Кузьминов) и мериторное благо (Масгрейв). Опекаемое благо (Львов, Рубинштейн). Внешние эффекты и их интернализация. Квази-рынки и контрактация. Проблема безбилетника. 2. Глобальная образовательная система. Экономическая природа образовательных услуг. Место России на международном рынке образовательных услуг. Образование как синергетический ресурс. Теория сигналов и фильтров. Теория человеческого капитала (Шульц, Беккер, Кузнец, Капелюшников). Теория начального нулевого наделения (Сабуров). Креативная экономика. Международная конкурентоспособность российского образования: результаты международных исследований результатов учащихся; международные рейтинги и ранкинги образовательных организаций. 4. Бюджетный федерализм. Экономические отношения в «Законе об образовании в РФ» № 273-ФЗ. Распределение полномочий по уровням бюджетной системы. Структура расходов в сфере образования по уровням бюджетной системы. Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Бюджетирование, ориентированное на результат. Нормативно-подушевое финансирование. Образовательные ваучеры. Гранты учащимся. Образовательные кредиты. Налоговые льготы для организаций и учащихся.6. Экономическая эффективность и социальная справедливость в сфере образования. Обеспечение доступности качественного образования. Организация сетей образовательных организаций: баланс социальной справедливости и эффективности использования ресурсов. Модели и стратегии интеграции и кооперации учреждений образования разных уровней, культуры и спорта. Результаты федерального эксперимента по реструктуризации сети образовательных организаций, расположенных в сельской местности. Результаты международного исследования образовательных, карьерных и миграционных траекторий сельских школьников: Россия, Китай, Казахстан.7. Результаты и эффекты образования. Эффективность использования ресурсов в сфере образования. Экономическая эффективность и экономическая результативность. Методики оценки эффективности расходов в образовании. Новая система оплаты труда в образовании. Принципы оплаты за качество и результат, нормирование труда и стимулирование в образовании. Анализ результатов перехода на новую систему оплаты труда в регионах России
  • СЕКТОРА ОБРАЗОВАНИЯ
    Тенденции и перспективы развития государственного и негосударственного секторов в образовании. Основные модели частно-государственного партнерства в образовании. Концессии, управляющие компании, целевой капитал, частноправовые договора, договора простого товарищества, аутсорсинг в образовании. Инвестиции в образование. Методы финансирования развития – программное и проектное финансирование. Бюджетные инвестиции. Результаты реализации Приоритетного Национального проекта «Образование».
  • ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ
    Эффекты от образования по уровням образовательной системы. Измерение отдачи от человеческого капитал: общий и специфический человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал. Изношенность человеческого ресурса. Образование и рынок труда: баланс спроса и предложения. Востребованные профессии. Смена профессий: послевузовское образование, непрерывное образование. Профессии будущего: навыки и компетенции вместо профессий?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость лекций
  • неблокирующий Активность на практических занятиях
    Этапы групповой работы: - Постановка проблемы пре-подавателем: определения, модели, финансово-экономические проблемы, относящиеся к рассматривае-мой теме. - Проектная работа студентов в группах (с консультацией преподавателя) над заданием - Презентация проектов от групп. - Вопросы со стороны других групп и преподавателя. Об-щая дискуссия.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0,5 * Посещаемость лекций + 0,5 * Выполнение практических занятий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gimpelson, V., Lukiyanova, A., & Sharunina, A. (2019). Economics and Politics of the Public-Private Wage Gap (The Case of Russia). IZA Discussion Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.iza.izadps.dp12247
  • Барсукова, С. Ю. (2014). Empirical Encyclopedia of Informal WorkersBook Review: In the Shadow of Regulation: Informality in the Russian Labor Market (eds. V. Gimpelson, R. Kapeliushnikov) (2014), Moscow: HSE (in Russian) ; Эмпирическая энциклопедия о жизни неформалаРецензия на книгу: Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И. (отв. ред.) 2014. В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда. М.: Изд. дом ВШЭ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.15E2F238

Рекомендуемая дополнительная литература

  • M. Snurnitsyna A., & М. Снурницына А. (2019). Human capital of the region as a factor of growth of its efficiency (on the example of Yaroslavl region) ; Человеческий капитал как фактор роста эффективности региона (на примере Ярославской области). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1AFFD443
  • Клемашева, Е. И., & Гасанов, М. А. оглы. (2018). Человеческий капитал как структурообразующий фактор новой индустриализации ; Human capital as a structure-forming factor of the new industrialization. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EF25FDF5
  • Леонов Сергей Евгеньевич, & Leonov Sergei Evgenevich. (2019). Человеческий капитал в современной мировой экономике. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DE3D5AF
  • Пути оптимизации инвестиций в человеческий капитал как фактор развития экономики знаний. (2019). https://doi.org/10.5281/zenodo.2603685