• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Информационные технологии разработки устройств и систем телекоммуникаций

Направление: 11.03.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины основное внимание уделяется изучению принципов системного подхода к разработке устройств и систем телекоммуникаций и получение практических навыков компьютерного моделирования физических процессов, позволяющих обеспечивать качество и надежность проектируемых устройств, и эффективность их функционирования. Изучение дисциплины позволит понимать основные проблемы в области моделирования физических процессов при разработке электронных средств мобильной связи и инфокоммуникационной техники, выбирать методы и средства их решения. Формы текущего контроля – активность студента на семинарских занятиях, защита отчета по практической и самостоятельной работе, устный экзамен по билетам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоение дисциплины является изучение современных информационных технологий разработки устройств и систем телекоммуникаций, в том числе, практические аспекты применения программ разработки и моделирования проектируемой аппаратуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет терминологией. Эффективно использует понятийный аппарат в объеме, достаточном для осмысленного выполнения заданий практического характера.
  • Применяет принципы системного подхода к построению моделей и автоматизации проектирования. Знает методику проведения разработки устройств с применением автоматизации моделирования.
  • Знает классификацию и выбирает программные комплексы для моделирования.
  • Анализирует входную информацию на проектирование на основе системного подхода. Находит необходимую информацию для проведения автоматизированного проектирования. Формулирует цели работы, описывает объект моделирования.
  • Применяет программное обеспечение для электрического моделирования. Размещает элементы на печатной плате. Проводит анализ результатов моделирования и формулирует рекомендации по внесению схемных улучшений.
  • Применяет программное обеспечение для моделирования тепловых режимов. Синтезирует модели тепловых процессов устройства. Проводит анализ результатов моделирования и формулирует рекомендации по внесению схемных и конструкторских улучшений.
  • Применяет программное обеспечение для моделирования механических режимов. Синтезирует модель механических процессов. Проводит анализ результатов моделирования и формулирует рекомендации по внесению схемных и конструкторских улучшений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Основные понятия. Общая характеристика системного подхода к разработке мобильных электронных средств и инфокоммуникационной техники.
    Терминология математического моделирования. Уровни разукрупнения. Схемная и конструктивная иерархия. Понятие коэффициентов нагрузок электронных компонентов. Общая характеристика системного подхода к проектированию мобильных электронных средств и инфокоммуникационной техники.
  • Тема 2. Системные принципы построения расчетных моделей. Классификация и обзор расчетных моделей.
    Основы системного анализа. Системные принципы построения расчетных моделей. Схема алгоритма методики моделирования мобильных электронных средств и устройств инфокоммуникационной техники. Понятия аналитической, структурной, топологической и морфологической моделей. Методы их построения.
  • Тема 3. Обзор основных САПР. Автоматизированная система обеспечения надёжности и качества аппаратуры АСОНИКА.
    Виды САПР. Роль систем CAE (Computer Aided Engineering). Система АСОНИКА как разновидность САЕ. Функциональные возможность системы АСОНИКА.
  • Тема 4. Принципы математического моделирования при разработке мобильных электронных средств и инфокоммуникационной техники.
    Принципы математического моделирования мобильных электронных средств и инфокоммуникационной техники. Роль моделей в проектировании. Комплексная модель мобильных электронных средств и инфокоммуникационной техники для автоматизированного проектирования. Методология применения математических моделей в задачах обеспечения надежности мобильных электронных средств и инфокоммуникационной техники. Системные принципы математической формализации физических процессов, протекающих в схемах и конструкциях.
  • Тема 5. Математические модели электрических процессов в схемах мобильных электронных средств и инфокоммуникационной техники.
    Математическое моделирование электрических процессов в схемах. Электрические модели ЭРИ. Метод идентификации параметров моделей ЭРИ. Методика моделирования электрических процессов.
  • Тема 6. Математические модели тепловых процессов в конструкциях мобильных электронных средствах и инфокоммуникационной техники.
    Математическое моделирование тепловых процессов в конструкциях. Электротепловая аналогия. Иерархическое моделирования тепловых процессов в мобильных электронных средствах и устройствах инфокоммуникационной техники. Граничные условия при тепловом моделировании. Топологическая модель тепловых процессов печатного узла. Модель тепловых процессов ЭРИ.
  • Тема 7. Математические модели механических процессов в конструкциях мобильных электронных средств и инфокоммуникационной техники.
    Математическое моделирование механических процессов. Параметры механических воздействий. Построение расчетной модели. Электромеханическая аналогия. Алгоритм моделирования механических характеристик в мобильных электронных средствах и инфокоммуникационной техники.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Отчет по практической и самостоятельной работе
    Отчет сдается студентом в конце модуля. Оценка снижается на 2 балла в случае задержки сдачи работы более 3 дней.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Jitsi (http://meet.miem.hse.ru/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Jitsi. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться подсказками. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий. В ходе освоения дисциплины формируются следующие компетенции: УК-2, УК-3, УК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-7, УК-6.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Отчет по практической и самостоятельной работе + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теоретические основы конструирования, технологии и надежности радиоэлектронных средств : учебник для вузов, Кофанов, Ю. Н., 1991
  • Теория систем и системный анализ : учебник для вузов, Волкова, В. Н., 2010
  • Экспертные системы САПР: Учебное пособие / Ездаков А.Л. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0398-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/518395

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Информационные технологии проектирования радиоэлектронных средств : учебник для вузов, Головицына, М. В., 2008
  • Методы и средства испытаний аппаратуры на механические воздействия : учеб. пособие, Шалумов, А. С., 2009
  • Схемотехническое и системное проектирование радиолектронных устройств в OrCAD 10.5, Златин, И. Л., 2008
  • Тепловой режим электронной аппаратуры: Учебное пособие / Палий А.В., Замков Е.Т., Саенко А.В. - Таганрог:Южный федеральный университет, 2016. - 109 с.: ISBN 978-5-9275-2192-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/996154